Особенности проверки отчетности субъектов малого предпринимательства
Первоначально понятие "субъект малого предпринимательства" было определено ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". С 1 января 2008 г. понятие "субъекты малого предпринимательства" определяется ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
- от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
- до 100 человек включительно для малых предприятий;
- среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с российским законодательством о бухгалтерском учете.
При проведении аудиторской проверки субъектов малого предпринимательства аудитору необходимо учесть, что отчетность данного рода экономических субъектов может различаться.
В соответствии с действующими законодательными и нормативными документами субъекты малого предпринимательства сами выбирают формы (системы) налогообложения, учета и отчетности, которые они будут применять: либо общепринятые для всех экономических субъектов, либо упрощенные. С точки зрения техники проведения проверки этот момент не вносит каких-либо существенных особенностей в порядок проведения проверки.
Однако следует разграничивать понятия "упрощенная система налогообложения", "упрощенная форма учета" и "упрощенная форма отчетности".
Применение упрощенной системы налогообложения (УСН) регулируется гл. 26.2 НК.
Применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Кроме того, они не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Организации, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, ее доходы, не превысили определенного, ежегодно индексируемого размера.
Если субъект малого предпринимательства выбрал в соответствии с установленным порядком УСН, то в большинстве случаев это предполагает применение им также упрощенных форм учета и отчетности. В случае применения клиентом УСН, аудитору при проверке помимо НК необходимо руководствоваться следующими основными документами:
- приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения";
- приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядка ее заполнения".
Упрощенная форма (система) бухгалтерского учета при УСН может применяться в соответствии с и. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете, который гласит, что организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета.
Такие организации и индивидуальные предприниматели должны вести учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК. Для ведения учета должен применяться основной учетный регистр - книга учета доходов и расходов. Ее форма и порядок заполнения утверждены указанным выше приказом Минфина России. Организации, применяющие УСН, также должны вести учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете.
С другой стороны, норма об освобождении организаций от обязанностей ведения бухгалтерского учета противоречит нормам ряда федеральных законов. Так, согласно законодательству, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью обязаны рассчитывать стоимость чистых активов и т.д., что сделать без ведения бухгалтерского учета и составления отчетности затруднительно.
Субъекты малого предпринимательства, не применяющие УСН, также могут по своему усмотрению применять упрощенные формы ведения учета. В частности, нормативными документами регламентируются следующие упрощенные формы ведения учета.
1. Журнально-ордерная форма учета для небольших предприятий. Состав и взаимосвязь учетных регистров при этой форме учета регламентированы следующими документами:
- письмом Минфина СССР от 06.06.1960 № 176 "Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций";
- письмом Минфина России от 24.07.1992 № 59 "О рекомендациях но применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях".
Некоторую сложность применения этой системы создает тот факт, что указанные нормативные документы привязаны к отмененным планам счетов бухгалтерского учета. При выборе экономическим субъектом данной формы учета должна быть произведена ее адаптация к действующему Плану счетов с закреплением соответствующих положений в учетной политике.
2. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий. Состав и взаимосвязь учетных регистров при этой форме учета регламентированы приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н "О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства".
Однако (в отличие от УСН) ни одна из этих форм учета сама но себе практически не влияет на форму представления (общепринятая или упрощенная) бухгалтерской отчетности.
Упрощение формы бухгалтерской отчетности заключается в усечении ее состава и (или) периодичности представления пользователям.
Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе, а именно:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- отчет о целевом использовании полученных средств.
В данном случае применение упрощенной формы бухгалтерской отчетности не привязано к статусу организации, т.е. к ее принадлежности к составу субъектов малого предпринимательства.