Особенности процесса перевоспитания некоторых категорий осужденных

Особенности перевоспитания осужденных несовершеннолетних. Рост преступности из числа несовершеннолетних требует усиления внимания этой категории осужденных, поиска путей наибольшей эффективности перевоспитательной работы с ними.

Можно выделить следующие характерные черты несовершеннолетних правонарушителей:

– особенности подросткового возраста: бурное физическое развитие организма, энергия, инициативность, активность; повышенная возбудимость, неуравновешенность; впечатлительность; не критичность отношения к себе; неадекватная оценка действительности;

– нравственная неустойчивость, стремление к "легкой, красивой жизни", активно представляемой средствами массовой информации;

– низкий культурный уровень;

– завышенная или заниженная самооценка;

– склонность к общению, проведение свободного времени в группах. Преступность часто носит групповой характер;

– избыток свободного времени и не умение его организовать, приобщение в алкоголю, наркотикам, ранняя половая жизнь, что ведет к разрыву родственных связей, потере интереса к учебе, или работе;

– трудновоспитуемость или педагогическая запущенность в следствии неблагополучия обстановки в семье или ошибок семейного воспитания, а также под воздействием преступной деятельности отдельных взрослых, умело втягивающих подростков в сферу своей деятельности.

В исправительной работе с подростками используются следующие средства:

– возможности профессионального образования, приобщения их к общественно-полезному труду;

– увлечение подростков полезными делами коллектива;

– педагогический такт, терпимость, избежание поучений и нравоучений, доверие;

– организация свободного времени, активное использование его для развития позитивного интереса, культуры воспитанников и физических возможностей;

– активное использование позитивных возможностей коллектива осужденных в перевоспитательной деятельности.

Особенности перевоспитания осужденных женщин. В зависимости от позиции женщины, ее индивидуальных особенностей, влияния на нее пребывания в местах лишения свободы самого исправительного учреждения и окружающих ее осужденных людей, нередко происходит деградация личности.

Осужденные женщины характеризуются по следующим основаниям:

социально-демографическим: значительная часть в возрасте от 19 до 30 лет; состоявшие в браке (сохранение семьи для осужденной женщины менее вероятно); у которых семья распалась; не состоявшие в браке, но имевшие детей, лишенные родительских прав; родившие детей в местах лишения свободы; вступившие в брак во время отбывания наказания; не имеющие постоянного места жительства; не занятые общественно-полезной деятельностью;

уголовно-правовым: широкий спектр правонарушения от убийств, грабежей до мошенничества.

Перевоспитательная деятельность должна учитывать весь комплекс своеобразия женщин: физиологического, социально-демографического, уголовно-правового, а также влияния на них процесса исполнения наказания, в том числе: возраст, наличие семьи, родственников и их отношение к осужденной, характер преступления, отношение к наказанию и воспитателям, процесс деградации в месте осуждения или сохранение человеческого достоинства.

Особенности перевоспитания лиц с аномалиями в психике. Это особая категория осужденных. К ним относятся люди:

– перенесшие травматические поражения головного мозга;

– имеющие отклонения в психическом развитии, связанном с истероидными и психопатическими явлениями – они правоспособны и вменяемы, сохраняют социальные связи и в подавляющем большинстве случаев трудоспособные. Психические аномалии у осужденных в условиях изоляции могут усиливаться, что приводит к обострению их агрессивности;

– нередко имеют ограничения в тех или иных видах деятельности;

– часть лиц находится в определенной психологической изоляции, испытывают недоброжелательное отношение, насмешки, а порой и издевательства со стороны других осужденных.

В воспитательной работе с осужденными, имеющими аномалии в психике важно:

– знать характер психической аномалии человека и возникающие с ней социальные проблемы; рекомендации медицины в работе с ним;

– оградить его по возможности от негативного влияния других осужденных;

– стремиться привлечь его к той деятельности, которая наиболее посильна и может быть реализована в условии колонии;

– обеспечивать периодическое медицинское освидетельствование, при необходимости специальное лечение.

Встречаются случаи, когда вполне здоровый человек симулирует психическую невменяемость с целью побуждения пересмотра результата осуждения или хотя бы получения поблажек. Выявление таких лиц – задача сотрудников и работников медицинских органов.

Особенности перевоспитания верующих. В места лишения свободы приходит определенная часть людей верующих. Другая часть, учитывая особенности содержания и стремление человека к переосмыслению себя и своей роли, под воздействием факторов окружающей среды, нередко приобщаются к религии в условиях лишения свободы. Особенно характерно это для ряда исправительных колоний, которые поддерживают связи с религиозными конфессиями по месту их размещения. Посещения колоний священнослужителями, их беседы с осужденными, проведение религиозных служб, способствуют приобщению к религии.

В работе с данной категорией людей важно предоставить им возможности для выполнения религиозных обрядов, что является правом гражданина независимо от того, где он находится, и активно использовать возможности религиозной службы, общения с священнослужителями в перевоспитании человека.

Имеют место случаи, когда бывший осужденный после выхода из колонии, оказывается в сложной ситуации, обращается к церкви, где находит приют и возможность временной адаптации, что также имеет позитивное значение для реализации результата его перевоспитания. Данный факт важен еще и потому, что в настоящее время явно недостаточно ни государственных, ни общественных учреждений, которые бы помогли человеку после отбывания наказания в адаптации по месту жительства.

Таковы наиболее важные проблемы (вопросы) пенитенциарной (исправительной) педагогики. Они показывают ее сущность, ОГЛАВЛЕНИЕ и возможности педагогической реализации к определенной категории граждан.