Особенности приобретения прав на товарные знаки и знаки обслуживания
Отношения, связанные с реализацией прав на товарные знаки и знаки обслуживания, регулируют положения § 2 гл. 76 ГК РФ и ряд международных актов, принятых в данной сфере, например, Сингапурский договор о законах по товарным знакам (Сингапур, 27 марта 2006 г.), Договор о законах по товарным знакам (Женева, 27 октября 1994 г.) и т.д.
Товарные знаки и знаки обслуживания представляют собой средства индивидуализации, применяемые для обозначения товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Товарные знаки служат для индивидуализации какой-либо товарной продукции, в том числе на этикетках, упаковках товаров, а знаки обслуживания — выполняемых работ или оказываемых услуг.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания. К изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости. К объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур. К комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов разного вида: изобразительных, словесных, объемных и т.д. При этом никак не ограничивается возможность цветовых сочетаний в товарных знаках.
Право на товарный знак есть исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак, т.е. прошедшее государственную регистрацию. Согласно ст. 1478 ГК РФ его обладателями могут быть только юридические лица или индивидуальные предприниматели. Государственная регистрация товарного знака осуществляется Роспатентом путем внесения сведений о новом товарном знаке в Государственный реестр товарных знаков и выдачи свидетельства на товарный знак.
Регистрация включает несколько стадий.
Первая — подача заявки. Порядок подачи заявки на государственную регистрацию установлен приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. № 32 "О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания". Так, заявка и прилагаемые к ней документы представляются заявителем или его патентным поверенным в Роспатент непосредственно или направляются почтой либо по факсу с последующим представлением их оригиналов.
Заявка заполняется в соответствующей форме, которая размещена в приложении к упомянутому приказу, и должна содержать: сведения о заявителе — полное официальное наименование юридического лица (согласно учредительному документу) или фамилия, имя (и отчество, если оно имеется) физического лица, причем фамилия указывается перед именем, полный адрес заявителя (место нахождения юридического лица или место жительства физического лица), включая официальное наименование страны, а также номера телефона, телекса, факса (если они имеются); вклеенное изображение (фотография, типографский оттиск и т.п.) заявляемого обозначения па плотной, прочной бумаге, с необходимыми проекциями и в соответствующем цвете; перечень товаров и услуг, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака.
При подаче заявки на регистрацию товарного знака следует учитывать ограничения, предусмотренные ст. 1483 ГК РФ. В России не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; являющихся общепринятыми символами и терминами; характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также па время, место и способ их производства или сбыта; представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров; являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя; противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Запрещена регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения: с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной; товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором РФ, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет; товарными знаками других лиц, признанными в установленном порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров. Такой порядок определяется приказом Роспатента от 17 марта 2000 г. № 38 "Об утверждении Правил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации".
На международном уровне запрещена государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой: государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки; сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки; официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия и сходные с ними обозначения.
В соответствии с международным договором РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств — участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.
Вторая стадия — экспертиза заявки на товарный знак и внесение изменений в документы заявки. Экспертиза заявки включает формальную экспертизу и экспертизу обозначения, заявленного в качестве товарного знака. Формальная экспертиза заявки на товарный знак проводится в течение месяца со дня ее подачи в Роспатент. В ходе проведения формальной экспертизы заявки на товарный знак проверяется наличие необходимых документов заявки и их соответствие установленным требованиям. По результатам формальной экспертизу)! заявка принимается к рассмотрению или принимается решение об отказе в принятии ее к рассмотрению. О результатах формальной экспертизы Роспатент уведомляет заявителя.
Экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака (экспертиза заявленного обозначения), проводится по заявке, принятой к рассмотрению в результате формальной экспертизы. По результатам данной экспертизы принимается решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации.
Третья стадия — внесение в государственный реестр сведений и выдача свидетельства. На основании решения о государственной регистрации товарного знака в течение месяца со дня получения документа об уплате пошлины за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него Роспатент осуществляет государственную регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков. В Государственный реестр товарных знаков вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дата его государственной регистрации, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений. Свидетельство на товарный знак выдается в течение месяца со дня государственной регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков. Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
Незамедлительно после регистрации товарного знака федеральная служба публикует сведения, относящиеся к государственной регистрации данного товарного знака и внесенные в Государственный реестр товарных знаков.
После получения такого свидетельства правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы "И" или латинской буквы "И" в окружности — ®, либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории РФ.
Государственной регистрации подлежат также договор об отчуждении исключительного права на товарный знак, лицензионный договор, другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным нравом на товарный знак (ст. 1490 ГК РФ).
Право на товарный знак действует в течение 10 лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака. Данный срок может быть продлен на 10 лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого нрава. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.
Примечательно, что неиспользование товарного знака имеет свои юридические последствия. Так, согласно п . 1 ст. 1486 ГК РФ правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования может быть подано заинтересованным лицом в палату по патентным спорам по истечении указанных трех лет при условии, что вплоть до подачи такого заявления товарный знак не использовался.
Прекращение правовой охраны товарного знака возможно но следующим основаниям:
1) в связи с истечением срока действия исключительного права на товарный знак;
2) на основании принятого решения суда о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками;
3) на основании принятого решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием;
4) на основании решения Роспатента о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае прекращения юридического лица — правообладателя или прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя правообладателя;
5) в случае отказа правообладателя от права па товарный знак;
6) на основании принятого по заявлению заинтересованного лица решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае его превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.