Особенности правового режима земельных участков, предоставленных сельскохозяйственным некоммерческим организациям, государственным учреждениям сельскохозяйственного профиля
К сельскохозяйственным некоммерческим организациям законодательство относит прежде всего сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые, торговые, обслуживающие, снабженческие, кредитные, страховые и др.), которые имеют правовой статус сельскохозяйственных кооперативных организаций, поскольку их членами являются сельскохозяйственные товаропроизводители в лице юридических лиц (сельскохозяйственные коммерческие организации: производственные кооперативы, хозяйственные общества и товарищества, унитарные предприятия), граждане, ведущие индивидуальную предпринимательскую или непредпринимательскую деятельность. Однако эти кооперативы не осуществляют непосредственно сельскохозяйственное производство, а лишь "обслуживают" его и поэтому не нуждаются в использовании сельскохозяйственных угодий. В связи с этим включение потребительских кооперативов в перечень субъектов использования земель сельскохозяйственного назначения ошибочно. Сельскохозяйственным потребительским кооперативам требуется земля лишь как пространственный базис, и отводится она обычно на территории населенного пункта.
Правовой статус религиозных организаций определен Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которому (ст. 21), а также ГК РФ (ст. 49) данные организации наделены земельной правосубъектностью, в том числе могут иметь право собственности на земельные участки. В сельской местности религиозные организации используют земельные участки прежде всего в составе земель населенных пунктов (под зданиями, сооружениями). Вместе с тем государство наделило религиозные организации (особенно монастыри) разными видами прав и на земли сельскохозяйственного назначения, включив их в состав субъектов использования земель этой категории (ст. 78 ЗК РФ) и конкретизировав их права в ст. 10 Закона об обороте земель. В соответствии с указанной статьей Закона об обороте земель земельные участки, предоставленные религиозным организациям ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут предоставляться им в собственность на платной основе по цене, установленной законом субъекта РФ в размере не более 15% кадастровой стоимости, а также бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.
Кроме того, религиозным организациям согласно той же статье Закона об обороте земель земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут передаваться в аренду без права выкупа.
В ст. 78 ЗК РФ в числе субъектов использования земель сельскохозяйственного назначения названы общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ с указанием цели использования земель данной категории – для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Правовой статус указанных общин установлен ст. 69 и п. "м" ст. 72 Конституции РФ, а также Федеральным законом от 30.04.1999 № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", который конкретизирует и развивает конституционные положения о нравах общин.
Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ закрепляет за малочисленными народами, их объединениями и лицами, относящимися к малочисленным народам, право безвозмездного пользования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми (ст. 8).
Однако Закон об обороте земель устанавливает для общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ другой режим землепользования (п. 5 ст. 10): земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для осуществления сельскохозяйственного производства и указанных выше целей могут передаваться им в аренду без права выкупа.
Приведенная норма носит диспозитивный характер, что подтверждается п. 6 ст. 10 Закона об обороте земель: земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды на срок не менее чем пять лет.
Диспозитивность нормы Закона об обороте земель относительно передачи в аренду земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, указанным субъектам согласуется с положением п. 3 ст. 7 ЗК РФ о том, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель всех категорий. Из данной нормы вытекает вывод о приоритетности нормы Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ, закрепившей за коренными малочисленными народами РФ право безвозмездного пользования землями различных категорий.
Необходимо отметить, что Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в числе субъектов права безвозмездного пользования называет: а) малочисленные народы; б) объединения малочисленных народов; в) лица, относящиеся к малочисленным народам.
Указанное в ст. 8 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ право безвозмездного пользования не распространяется на лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционного хозяйствования, однако законом субъекта РФ положения названного Федерального закона могут быть распространены на них.
Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ установил легальное определение понятия "коренные малочисленные народы Российской Федерации" как народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов РФ. В то же время, учитывая уникальность этнического состава населения Республики Дагестан, Государственному Совету этой Республики предоставлено право определять количественные и иные особенности ее малочисленных народов, их перечень для последующего включения в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Действие Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ распространяется на две категории лиц: 1) лица, относящиеся к малочисленным народам, постоянно проживающие в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами; 2) лица, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления.
Однако право безвозмездного пользования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми предоставлено согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ только лицам первой категории – лицеем, относящимся к малочисленным народами. Этим правом не наделены лица, которые относятся к малочисленным народам, но не занимаются традиционной деятельностью, и, тем более, которые не относятся к таковым.
Своеобразным субъектом использования земель сельскохозяйственного назначения, названным в ст. 78 3 К РФ, являются казачьи общества. Правовая и организационная основа несения российским казачеством государственной службы определяются Федеральным законом от 05.12.2005 № 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", который совсем не затрагивает деятельность российского казачества, не связанную с государственной службой.
Федеральным законом от 05.12.2005 № 154-ФЗ даны определения основных юридических терминов (понятий), с которыми связано правовое регулирование земельных отношений. Согласно ст. 2 этого Закона российское казачество – это граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ.
Казачьи общества представляют собой форму самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ. Основу организационной структуры казачьих обществ составляют хуторское, станичное или городское казачье общество – первичное объединение граждан России и членов их семей: жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Названные первичные объединения, объединяясь, в свою очередь, создают (формируют) районное (юртовое) казачье общество, которое при объединении с другими такими же районными обществами создает (формирует) окружное (отдельское) общество, в состав которого могут входить и первичные объединения, не входящие в состав районных (юртовых) казачьих обществ.
Войсковое казачье общество осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов РФ либо на территории одного субъекта РФ, который образован в результате объединения двух и более субъектов РФ.
Центральным звеном в регулировании земельных отношений является создание целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр и являющимся, как уже было сказано, согласно ЗК РФ субъектом сельскохозяйственного землепользования. В качестве такого фонда выступает войсковой казачий земельный фонд.
В ст. 20 закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-K3 "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крас" содержится норма о том, что войсковой казачий земельный фонд формируется высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края по ходатайствам казачьих обществ с учетом предложений органов исполнительной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае с указанием на использование земельных участков сельскохозяйственного назначения исключительно в целях сельскохозяйственного производства. Эти правила соответствуют Положению о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ РФ, и режиме его использования, утвержденному постановлением Правительства РФ от 08.06.1996 № 667. Данным Положением был установлен особый режим для коллективного землепользования землями сельскохозяйственного назначения на праве постоянного (бессрочного) пользования только для тех казачьих обществ, члены которых приняли обязательства по производству и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд. Такая целевая установка использования земель подтверждалась и Федеральной целевой программой государственной поддержки казачьих обществ на 1999–2001 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.07.1999 № 839, в которой предписывалось указанным казачьим обществам строить объекты сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции, проводить работы по улучшению сельскохозяйственных угодий.
Последнее объясняет включение в закон Краснодарского края нормы об использовании войскового казачьего земельного фонда исключительно в целях сельскохозяйственного производства.
К некоммерческим организациям – субъектам использования земель сельскохозяйственного назначения, названным в ст. 78 ЗК РФ, можно отнести: опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений.
Указанный перечень уточнен ст. 82 ЗК РФ, где в числе субъектов, условия предоставления земель сельскохозяйственного назначения которым устанавливаются Законом об обороте земель, названы научно-исследовательские организации, образовательные учреждения сельскохозяйственного профиля. Такая же терминология использована и в Законе об обороте земель. Все указанные термины требуют уточнения. Во-первых, согласно ст. 20 ЗК РФ и п. 2.3 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ научно- исследовательским и образовательным государственным учреждениям земельные участки предоставляются только на праве постоянного (бессрочного) пользования, а не на праве аренды. Во-вторых, в ст. 78 ЗК РФ ошибочно обозначены подразделения научно-исследовательских организаций и образовательных учреждений как субъекты сельскохозяйственного использования, поскольку, не являясь юридическими лицами, они не могут выступать самостоятельно в качестве таковых.