Особенности политико-территориальной организации Российской Федерации
Конституционное оформление современного государственного устройства РФ происходило в сложных условиях перехода от советской модели федерализма к модели правовой. Поэтому выделенные выше критерии федеративного устройства государства в условиях России имеют свои особенности, а некоторые из них просто неприемлемы.
Практически ни в одном федеративном государстве в мире не предполагается наличие единой системы исполнительной власти. В соответствии же со ст. 77 Конституции предполагается создание единой системы исполнительной власти в рамках исключительных предметов ведения Российской Федерации и совместных предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Судебная система РФ также существенно отличается от судебных систем других федеративных государств, так как является исключительно федеральной. В субъектах РФ могут быть созданы лишь конституционные (уставные) суды с довольно ограниченными полномочиями и мировые судьи.
Различные виды субъектов РФ (республики, края, области, автономные образования, города федерального значения) и некоторые неопределенности в вопросах равноправия их конституционно-правового статуса делают Россию асимметричной федерацией.
Многонациональный состав населения, огромная территория с различными природными и географическими условиями, исторический след в национальных отношениях и конкретная политическая ситуация, связанная с угрозой распада Российского государства обусловливают специфику федеративного устройства России.
По своему социальному содержанию российский федерализм олицетворяет государственное единство, объединение десятков народов как этнотерриториальных общностей вокруг русского народа, являющегося ядром и главной объединяющей силой многонационального федеративного государства.
Особенности современного российского федерализма заключаются в том, что в нем сочетаются территориальные (общетерриториальные) и национальные (национально-территориальные) начала, что это — сравнительно молодой федерализм, находящийся еще в процессе становления в неразрывной связи с дальнейшей демократизацией страны. Хотя формально российский федерализм берет свое начало с октября 1917 г., его реальное становление и развитие началось лишь с последнего десятилетия XX в.
Еще одной из особенностей российского федерализма является то, что Российская Федерация — самая большая в мире федерация. Большое количество субъектов создает проблему управляемости. Теория управления определяет масштаб управляемости в пределах 9—13 объектов. Происходящий сегодня процесс объединения субъектов РФ как способ решения данной проблемы пока не дал конкретных результатов.
Российская Федерация — асимметричная федерация, допускает разнохарактерный статус, политическое, государственно-правовое и финансовое положение входящих в нее субъектов. Симметрия нарушена, поскольку в основу определения субъектов РФ были заложены разные начала: одни формировались по национальному признаку и стали республиками, другие — по территориальному (края, области, города Москва и Санкт-Петербург), третьи — по смешанному, национально-территориальному (автономная область и автономный округ). Так установилось три модели конституционного устройства субъектов РФ. В Конституции исходя из Федеративного договора закреплены его компромиссные положения: с одной стороны, равноправие всех субъектов между собой и во взаимоотношениях с органами государственной власти, с другой — разнообразие социально-политических статусов субъектов РФ.
В соответствии со ст. 66 Конституции статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики.
Особенностью РФ является правовой статус автономных округов — их двойная правосубъектность: они являются самостоятельными субъектами РФ, но территориально входят в состав области, края (таких же равноправных субъектов РФ). Взаимоотношения автономных округов с областью или краем, в состав которого они входят, требуют законодательного регулирования.
Особенностью и противоречием российского федерализма одновременно является закрепленное в Конституции (ч. 3 ст. 11) положение о том, что разграничение полномочий может осуществляться не только Конституцией, но и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Исходя их этого, договорные отношения могут иметь конституционный, договорной или смешанный характер. Существующие отношения органов государственной власти субъектов РФ с федеральными органами можно условно разделить на три вида: близкие к конфедеративным; федеративные, но основанные на индивидуальных договорах; строящиеся на Конституции, Федеративном договоре и уставах большинства субъектов Федерации.
В Конституции не упоминается термин "суверенитет" по отношению к субъектам, государственный суверенитет распространяется на всю территорию Российской Федерации, в то же время федеральная власть компетентна только в решении вопросов, определенных Конституцией и касающихся всего государства. В соответствии со ст. 73 Конституции вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти, а согласно ст. 76 в этом случае субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, что подчеркивает "суверенность" их государственной власти.
Кроме того, субъекты РФ самостоятельно распоряжаются своей собственностью, могут реализовывать свои национальные потребности и интересы. Проблема заключается в том, что конституции ряда субъектов РФ суверенитет республики признают более объемным, повышая статус своего государственного образования, выводя его за рамки, установленные Конституцией и международными принципами федерализма. Эти особенности и противоречия определяют задачи и основные направления развития федеративных отношений, федеральной национальной и региональной политики.