Особенности политического и экономического развития стран Западной Европы и США в 1920-1930-е годы
После окончания Первой мировой войны перед государствами Западной Европы и США встали проблемы, связанные с демилитаризацией промышленности, трудоустройством увольняемых из рядов вооруженных сил военнослужащих, а также реабилитацией лиц, потерявших трудоспособность и здоровье в ходе боевых действий. Для ряда континентальных европейских стран этот перечень дополнялся также необходимостью вое-
становления инфраструктуры регионов, где происходили столкновения армий противоборствующих сторон.
Несмотря на то, что многие задачи оказывались общими для большинства западноевропейцев, а также для жителей Великобритании и США, они не спешили координировать свои усилия для выработки единого ответа на перечисленные вызовы. Они не были объединены в рамках той или иной политической платформы или международной структуры.
Отсутствовало между странами Западной Европы и согласие но поводу идеологических основ нового мирового порядка. Так, Париж считал, что суть будущего мирового порядка должна сводиться к сохранению в европейской политике ведущей роли Франции как наиболее крупной и в тот момент самой сильной в военном отношении страны континентальной Европы. Британия, со своей стороны, не хотела полной ликвидации германского влияния на европейскую политику, поскольку опасалась чрезмерного усиления Франции на континенте. В Азии о своих интересах заявила Япония, желавшая легитимизировать свои успехи но установлению контроля над Маршалловыми, Каролинскими и Марианскими островами, ранее являвшихся колониями Германии.
Наиболее прогрессивные взгляды на будущую картину мироустройства имели США. Как и Великобритания, они выступали против чрезмерного ослабления Германии и, соответственно, против непомерного усиления роли Франции в Европе, во-вторых, с их точки зрения, дальнейшее развитие международных отношений должно было опираться на расширение мировой торговли и отказ от колониальной системы. Американцы полагали, что для выстраивания доверительных отношений на мировой арене страны должны отказаться от тайной дипломатии как инструмента внешней политики. Большинство из этих тезисов были озвучены руководителем американской делегации президентом Вудро Вильсоном (1856—1924) еще в январе 1918 г. в его знаменитых "14 пунктах".
Однако будущее международных отношений, при всей их важности для судеб мира и Европы, отходило на второй план, когда те же США и страны Западной Европы, только что вышедшие из горнила Первой мировой войны, бранись за решение внутренних социально-экономических проблем.
Для купирования угроз в экономической сфере западноевропейские политические элиты выдвигали па первый план исключительно интересы собственной экономики и населения, фактически пренебрегая интересами соседей и (или) партнеров. На деле подобные шаги только усложняли пути поиска и решения ключевых проблем национального развития.
В значительной степени формированию подобной линии поведения способствовало то, что в политическом пространстве Западной Европы господствовало устойчивое представление о том, что победа в войне дает право и возможность победителям решать накопившиеся в годы войны социально-экономические проблемы своих стран за счет использования ресурсов и экономического потенциала побежденных. Неслучайно в экономической части условий Версальского договора так скрупулезно было прописано, сколько Германия должна передать победителям рыболовных
судов, построить им торговых кораблей, сколько тонн угля она должна добыть и поставить Франции, Бельгии и Италии и т.д.
На первых порах казалось, что подобный подход является верным, так как в начале 1920-х гг. начинается полоса относительно стабильного развития государств Западной Европы и США.
Франция оказалась одной из первых стран, для которой новые геополитические реалии оказались благоприятными в социально-экономическом отношении. Версальский договор предусматривал возращение Франции Эльзаса и Лотарингии (с их крупными металлургическими заводами), спорные угольные месторождения Саарского бассейна передавались в собственность Парижа, а управление ими на 15 лет — Лиге Наций. По истечении этого срока будущая принадлежность этих территорий должна была быть определена в ходе плебисцита. Создавалась Рейнская демилитаризованная область глубиной 50 км. Франция получила в управление ряд районов Того, Камерун, Сирию и Ливан. Немецкие репарации стали одним из источников финансирования восстановления французской промышленности.
Итоги войны превратили Францию в самую сильную военную державу, к голосу которой прислушивались остальные на послевоенных мирных конференциях. Спрос на военную продукцию повлек за собой рост авиационной, химической и автомобильной индустрии и стремительное увеличение концентрации производства.
Процессу стабилизации социально-экономической ситуации во Франции в значительной степени способствовал и приход к власти в ноябре 1919 г. в ходе парламентских выборов политических сил, объединенных в рамках Национального блока. Основу этого объединения составили шесть правоцентристских партий, которые старались в максимальное сжатые сроки добиться либерализации и демилитаризации экономики и осуществить необходимые шаги для интеграции инвалидов и участников войны в мирную жизнь, восстановить разрушенную войной инфраструктуру. Важное место во внутренней политике Национального блока занимало недопущение в стране социального взрыва по образцу и подобию свершившейся в России Октябрьской революции. Большинство французских политиков, придерживающихся правых взглядов, не просто с опаской относились к идеям мировой революции, о приверженности которым громогласно заявляли большевики, но и считали необходимым, чтобы Советская Россия вернула Франции кредиты, выданные Парижем предыдущим российским властям. В то же время партии Национального блока занимали решительную и прогрессивную позицию, защищая основы республиканского строя и выступая за придание светского характера государству и системе образования. Во главе первого и второго правительства, сформулированного представителями Национального блока, стоял Александр Мильеран (1859—1943). В 1920 г. он стал президентом страны вместо Поля Дешанеля (1855-1922), покинувшего свой пост но состоянию здоровья.
Либерализация экономической жизни Франции, которую активно проводило политическое руководство страны, не всегда давала плоды, ожидавшиеся лидерами блока. Как следствие, широкое недовольство проводимыми реформами (особенно ростом налогов) охватывало различные слои французского общества. В мае 1920 г. в стране вспыхнула забастовка железнодорожников. В рамках борьбы со стачечниками власти уволили более 20 тыс. работников отрасли, постарались ограничить деятельность профсоюзов, запретив государственным служащим становиться их членами и принимать участие в забастовке. В то же время власти согласились с возможностью заключения коллективных договоров.
На фоне этих событий и под влиянием революционных идей Коминтерна происходит раскол во Французской Социалистической партии, часть активистов которой создала Французскую Коммунистическую партию. Раскол пережила и некогда важнейшая профсоюзная организация страны — Всеобщая конфедерация труда, разделившаяся на Унитарную всеобщую конфедерацию труда (УВКТ), ориентированную на Коминтерн и Красный Интернационал профсоюзов, и Французскую конфедерацию христианских трудящихся (ФКХТ), сформированную работниками, исповедующими католицизм.
В рамках консолидации общества представители Национального блока активно использовали в своей внутренней политике героизацию и мифологизацию действий Франции в годы Первой войны. В рамках этой политики власти страны приняли в 1920 г. решение отмечать И ноября как День победы и памяти павших и разместить на Елисейских полях могилу Неизвестного солдата.
Заметную роль в формировании политики Национального блока играл Раймон Пуанкаре (I860 1934), который в 1922 1924 гг. занимал пост Председателя совета министров. С его точки зрения, успешному экономическому развитию Франции должны были помочь репарационные платежи, получаемые от Германии в рамках Версальского договора. Поэтому летом 1922 г., когда Германия попросила из-за сложной экономической ситуации отложить выплаты по репарационным платежам на 4 года, Пуанкаре, воспользовавшись поддержкой Бельгии, приказал оккупировать немецкий Рур, оправдывая свои шаги выполнением условий Версальского мира. Однако на деле страна не получила ожидавшихся денег, экономические неурядицы во Франции усугубились, а отношения с Великобританией и США, недовольных действиями Парижа, были испорчены. Курс французского франка снизился вдвое. Все это привело к расколу Национального блока.
На парламентских выборах весной 1924 в стране победил Картель левых (Левый картель), сформированный Радикальной партией и социалистами. Программа блока включала амнистию участникам антиправительственных выступлений, восстановление в должности уволенных в 1920 г. работников железной дороги, разрешение государственным служащим объединяться в профсоюзы; выполнение закона о 8-часовом рабочем дне, введение системы социального страхования за счет работодателей. В отличие от своих предшественников представители Левого блока не считали, что экономическую ситуацию в стране можно решить исключительно за счет реализации условий Версальского мира. Как следствие, во внешней политике они придерживались курса на тесное взаимодействие с США и Великобританией, улучшение отношений с Германией, а также были сторонниками дипломатического признания СССР.
Во главе первого кабинета, сформированного Левым блоком, стал Эдуард Эррио (1872—1957). Приступив к выполнению предвыборных обещаний, сто правительство начало осуществлять реформы, направленные на демократизацию общественной жизни страны, установило ограничения в использовании ночного женского и детского труда и разрешило женщинам участвовать в выборах в органы местного самоуправления. Была предпринята попытка дальнейшей секуляризации общественной жизни, в том числе, в тех регионах, где позиции католической церкви были очень сильны. В то же время желание провести закон о прогрессивно-подоходном налоге, бивший в основном по крупному бизнесу, обернулось бегством капитала из страны и серьезным сокращением предпринимательской активности, что способствовало палению курса франка и дальнейшему ухудшению экономической ситуации в стране. Вскоре Эррио подал в отставку, но сам Левый картель оставался у власти до лета 1926 г. В значительной степени падению популярности левых во французском обществе способствовали и восстания во французских колониях в Марокко и Сирии. Дискуссии об урегулировании этих конфликтов окончательно подорвали единство в рядах Левого блока.
Новый кабинет министров имел коалиционный характер и был образован представителями правых партий и частью радикалов. Во главе нового правительства, получившего название кабинета "Национального единения", встал Пуанкаре. Первые шаги его кабинета были направлены на сокращение социальных расходов государства, на создание условий для развития предпринимательства, в том числе в новых отраслях экономики, таких как авиастроение, автомобилестроение, производство радиотехники и т.д. Эта политика оказалась успешной: в страну начали постепенно возвращаться вывезенные ранее капитаны. Наряду с получением кредитов из США и Великобритании управленческие меры Пуанкаре способствовали стабилизации экономики и финансовой системы Франции. Кабинету министров удалось также провести в жизнь законы, направленные па решение проблем в социальной сфере, в том числе ввести пенсии по старости для отдельных категорий населения, выплаты но безработице, инвалидности и беременности.
Великобритания, как и Франция, вышла из Первой мировой войны победительницей, что позволило ей получить огромное влияние на международной арене. Этому способствовало и то, что один из экономических конкурентов Великобритании в конце XIX — начале XX в. — Германия — потерпела поражение в ходе этой войны. После заключения Версальского мира Великобритания получила в свое распоряжение часть бывших немецких колоний, а также ей досталась заметная доля в репарационных платежах.
Вместе с тем война оказала значительное влияние на внутреннюю политику этой страны, в первую очередь, из-за сложной социально-экономической ситуации, спровоцированной боевыми действиями. Экономическое давление на широкие слои населения, вызванное тяготами войны, привело к росту популярности Лейбористской партии, основанной в 1900 г. и придерживавшейся левой идеологии. Вместе с тем свои позиции продолжали сохранять представители традиционных политических сил Великобритании. Во многом этому способствовала деятельность правительства Ллойд Джорджа (1863—1945), которое в 1918 г. добилось принятия прогрессивного избирательного законодательства, предусматривавшего снижение избирательного возраста до 21 года и предоставление избирательных прав женщинам старше 30 лет.
На выборах в парламент, проведенных в конце 1918 г. на волне эйфории от разгрома Германии и ее союзников в Первой мировой войне, а также из-за расширения базы избирателей, победу одержача консервативно-либеральная коалиция Ллойд Джорджа. На этих же выборах Лейбористская партия, поддержанная 2 млн избирателей, получает статус официальной оппозиции.
Для решения социально-экономической ситуации правительство Ллойд Джорджа стремилось сократить государственное вмешательство в экономику, предоставив больше возможностей предпринимателям. При этом военное производство все еще продолжало находиться в государственной собственности. Для стимулирования производства в 1919 г. английское правительство отменило золотой стандарт фунта стерлингов. Данный шаг, с одной стороны, позволил властям задействовать эмиссионные механизмы для развития производства, с другой — привел к росту инфляции.
Неустойчивая ситуация в экономике вызвала рост стачечного движения и укрепление влияния профсоюзов, в первую очередь объединенных в рамках так называемого Тройственного союза шахтеров, транспортников и железнодорожников. Результатом их деятельности стали рост заработной платы и сокращение рабочей недели. Решительности и популярности действиям профсоюзов и иных политических сил, придерживающихся левых идей, добавляла в определенной мере и победа большевистской революции в России в 1917 г. В Великобритании получило широкую поддержку движение "Руки прочь от России". Распространенность среди заметной части английских рабочих революционных идей, базирующихся на левацкой идеологии, иногда очень далекой от классического марксизма и угрожающей общественной безопасности страны, вынудила британский парламент осенью 1920 г. принять закон о чрезвычайных полномочиях правительства, который позволял властям в случае необходимости вводить чрезвычайное положение и применять силу для наведения порядка. Эти меры помогли справиться с волной забастовок.
С 1923 г. в стране началось улучшение экономической ситуации, которое ряд экспертов даже называет экономическим подъемом. Этому в значительной степени способствовало развитие новых отраслей экономики, таких как авиастроение, автомобилестроение и тесно связанных с ними электрической и химической промышленности. Вместе с тем, около 10% потенциальных работников не имело постоянной работы и стабильного источника доходов.
Осенью 1922 г. союз консерваторов и либералов прекратил свое существование. Новый кабинет был сформирован одними консерваторами во главе с Бонар Лоу (1853—1923). В мае 1923 г. Боиар Лоу покидает свой пост из-за тяжелой болезни, оставив премьерское кресло Стенли Болдуину (1867 1947). Не добившись больших успехов в проведении реформ,
правительство в январе 1924 г. столкнулось с вотумом недоверия. Новое правительство страны, состоящее из лейбористов, возглавил Рамсей Макдональд (1866— 1937).
Сложная социально-экономическая обстановка в Великобритании в первые годы после окончания Первой мировой войны привела не только к росту популярности левых идей, но и укрепила влияние националистических и сепаратистских сил, добивавшихся выхода из-под контроля Лондона. В декабре 1919 г. часть депутатов, представлявших ирландские территории Великобритании, отказалась ехать на заседание общенационального парламента и провозгласила себя парламентом независимой Ирландии. Попытка подавить процесс отделения ирландцев силой закончилась провалом, и 6 декабря 1921 г. было провозглашено создание на базе 26 графств "Ирландского свободного государства", обладавшего статусом доминиона. Однако шесть наиболее экономически развитых графств Ирландии остались в составе Англии. В 1923 г. были расширены права британских доминионов, получивших право на ведение международной деятельности. Тогда же были предприняты шаги, направленные на расширение участия индийцев в делах управления этой колонией.
После прихода к власти лейбористское правительство Макдональда предпринимает ряд шагов, направленных на решение острых социальных проблем страны, прежде всего вопроса безработицы и обеспечения жильем незащищенных слоев населения. Однако не имея реальной поддержки в парламенте и ввиду того, что предлагаемые меры предполагалось осуществлять за счет увеличения налогового бремени для предпринимателей, правительство лейбористов не сумело воплотить свои планы в жизнь. В октябре 1924 г. Макдональд подает в отставку.
Следующие выборы с большим перевесом выиграли консерваторы, сформировавшие правительство во главе со Стэнли Болдуином. Для улучшения работы британской экономики власти решили добиться укрепления финансовой системы, восстановив золотой стандарт фунта стерлингов и создав условия для развития промышленного производства. Серьезным испытанием для консервативного кабинета стало желание владельцев шахт в 1926 г. сократить размер заработной платы и увеличить продолжительность рабочей недели. В результате единственной в истории страны всеобщей стачки, которая, правда, так и не дала желаемых профсоюзами результатов, авторитет правительства был серьезно подорван, в первую очередь, из-за принятого в 1927 г. закона о промышленных конфликтах и профсоюзах, запрещавшего проведение всеобщих забастовок и ограничивавшего права профсоюзов.
Таблица 2.1
Итоги выборов 1924 г. в Великобритании
Партия |
Лидер |
Число голосов |
Число мест в парламенте |
Консервативная партия |
Стэнли Болдуин |
7418983 |
412 |
Лейбористская партия |
Рамсей Макдональд |
5281626 |
151 |
Окончание табл. 2.1
Партия |
Лидер |
Число голосов |
Число мест в парламенте |
Либеральная партия |
Герберт Генри Асквит |
2818717 |
7 |
Партия конституционалистов |
185075 |
7 |
|
Коммунистическая партия Великобритании |
Альберт Инкпин |
51176 |
1 |
Шинн Фейн |
Имон де Валера |
34181 |
0 |
Независимые кандидаты |
25206 |
2 |
|
Лейбористская партия Северной Ирландии |
Сэм Кайл |
14596 |
1 |
І Іационалистическая партия (Северная Ирландия) |
Джозеф Девлин |
24177 |
1 |
На парламентских выборах 1929 г. консерваторы потерпели поражение. Сохранить власть им не помогло лаже принятие инициированного ими закона о предоставлении женщинам равных с мужчинами избирательных прав.
Соединенные Штаты Америки в межвоенные годы практически ушли из европейской политики, сосредоточившись на решении своих внутренних вопросов, а также усилив внимание к американскому континенту в целом. Именно поэтому президенту Вудро Вильсону не удалось провести через Конгресс ратификацию соглашения о Лиге Наций. Пытаясь добиться поддержки этого решения президент Вильсон во время поездок но стране тяжело заболел, а затем, в октябре 1919 г., перенес тяжелый инсульт, вследствие чего в 1921 г. ему пришлось отойти от дел. Очередным президентом США стал Уоррен Гардинг (1865—1923), правление которого вошло в историю коррупционными скандалами в правительстве, а также загадочной его смертью в 1923 г.
Сменивший его, тридцатый президент США Кэлвин Кулидж (1872— 1933), как и его предшественник, старался не вмешиваться в дела бизнеса, что находило одобрение у значительного количества населения. Американцы с удовольствием повторяли Кулиджа: "У нас должно быть меньше правительства в бизнесе, и больше бизнеса в правительстве".
Именно в годы правления К. Кулиджа США вступают в период развития, получивший названия "Prosperity" ("Процветание"). К этому времени американская частно-корпоративная модель экономики достигает пика своей эффективности. Благодаря стремительному внедрению в производство новейших технических достижений, американцы уже в 20-е гг. XX в. широко пользовались возможностями, которые недоступны многим жителям планеты и по сей день, в том числе самолетами, автомобилями, телефонами, холодильниками, стиральными машинами и т.д. В 1920 г. в США было 7 млн легковых автомобилей, а в 1927 г. — 27 млн, что при численности населении США в 120 млн человек означало, что в среднем каждая вторая американская семья имела собственную легковую машину.
Вместе с тем политическая модель, существовавшая в США, допускала немалое влияние клерикальных элементов. Нередко в стране принимались законы, формально направленные на улучшение морально-нравственного здоровья нации, но па деле приводившие к еще более серьезным проблемам. Одним из подобных примеров стало одобрение в 1919 г. конгрессом так называемого "сухого закона", запретившего производство в стране и импорт в США алкогольных напитков выше 0,5 градусов. Сторонники закона с удовлетворением констатировали, что в США сократилось количество арестов за бродяжничество, люди стали больше потреблять молока, укрепились семейные отношения, сократилось количество пожаров и т.д. Они не хотели слышать аргументов тех, кто отмечал, что реализация этого закона привела к росту количества и влияния организованных преступных групп, что государство потеряло колоссальные финансовые поступления в бюджет, поскольку эти средства оседали в карманах тех, кто занимался самогоноварением и контрабандой спиртного.
По прошествии года после ратификации этой статьи закона, производство, продажа или же транспортировка дурманящего спиртного внутри страны, импорт таковых в страну или же экспорт из страны в качестве напитков запрещены в США и на всех территориях, подпадающих под соответствующую юрисдикцию.
Из 18-й поправки к Конституции США, действовавшей с 1919 по 1933 гг.
Однако, несмотря на все издержки, развитие США шло стремительными темпами и казалось, что так будет продолжаться если не вечно, то очень долго.
В 1928 г. очередным президентом США был выбран республиканец Герберт Гувер (1874—1964), занимавший до своего избрания пост министра финансов. Широкую известность Гувер получил в годы Первой мировой войны, когда он занимался вопросами поставок продовольствия в оккупированную немцами Бельгию, а затем в 1918—1923 гг. стал главой Американской администрации помощи (ARA), взявшей на себе оказание продовольственной помощи многим странам Европы, включая охваченную гражданской войной Россию. Поставки осуществлялись как в районы, контролируемые большевиками, так и их противниками.
В ряде других стран, прежде всего в Италии и Германии, 1920-е гг. протекали значительно напряженнее. Нестабильная политическая ситуация и экономические неурядицы стали питательной почвой для формирования диктаторских режимов.
Для привлечения Италии к участию в Первой мировой войне на своей стороне государства Антанты обещали ей заметные территориальные приращения за счет Австро-Венгерской империи после победы в войне. В ходе боевых действий итальянцам не удалось добиться выдающихся успехов, которые могли бы стать основой геополитических претензий Италии, но при этом их армия понесла колоссальные потери (не менее 700 тыс. убитых). Участие в войне обернулось для слабой в целом итальянской экономики колоссальными убытками, что превратило страну в одного из главных должников. Относительно устойчиво развивались лишь отрасли экономики, связанные с производством военно-технических изделий, но после подписания мира и они оказались в сложном положении из-за сокращения объемов производства, так как потребности вооруженных сил страны в технике сократились.
Версальская конференция, в работе которой Италия участвовала в качестве одной из держав победительниц, продемонстрировала, что союзники не собираются представлять стране особые привилегии в политической или экономической сфере. Желание Италии получить обещанные ей по Лондонскому договору 26 апреля 1915 г. территории, включавшие в себя Триест, всю Истрию, Далмацию, Фиуме, а также контроль над Додеканезскими островами, Албанией и Джубалендом в Восточной Африке были встречены союзниками очень прохладно. Правда, по итогам Сен-Жерменского договора и Раппальского договора с Югославией Италия расширила свои колониальные владения, а также европейские территории, но все это не могло удовлетворить ожидания большей части итальянцев.
В ноябре 1919 г. состоялись выборы в итальянский парламент. Наибольших успехов добились представители Социалистической партии, Народной партии и Радикальной партии. Рост популярности левых был связан в первую очередь со сложной экономической ситуацией, сложившейся к тому времени в стране. Заметной части итальянских рабочих казалось, что развитие страны должно пойти по революционному пути как это было в России в 1917 г., что собственность владельцев предприятий и контроль над ними должны перейти в руки государства. Ряд социалистов стали сторонниками радикальных, коммунистических идей и призывали рабочих захватывать контроль над производством, создавать красную гвардию для защиты предприятий от бывших собственников. В сельской местности на отнятых у помещиков территориях возникают крестьянские кооперативы, в ряде областей Северной Италии появились "красные муниципалитеты". Пик этих событий пришелся на август-сентябрь 1920 г. Нередко события сопровождались насилием, в храмах разбивали распятия, уничтожались портреты членов королевской семьи, подвергались оскорблениям ветераны Первой мировой войны. Происходящее было негативно воспринято в первую очередь средним классом, который попытался для защиты собственных интересов найти силу, способную остановить левых. Именно тогда начался рост популярности фашистов, преобразование которых в политическую силу произошло 23 марта 1919 г. на собрании промышленников в Милане, создавшем организацию "Фашио ди комбаттименто" ("Единство в борьбе").
Программу для созданной организации написал Бенито Муссолини (1883—1945). Она предусматривала передачу обещанных стране территорий (Фиуме, Далмации, Истрии), всеобщее избирательное право для всех итальянцев с 18 лет (включая женщин), введение пропорциональной избирательной системы и 8-часового рабочего дня.
В условиях, когда правительство во главе с Джованни Джолитти (1842— 1928) оказалось неспособным справиться с противозаконными действиями левых, значительная часть промышленников, землевладельцев, священников, монархистов обратилась за помощью к фашистам, готовым противопоставить действиям коммунистов не только слова, но и боевые отряды "сквадристов", основу которых составляли бывшие фронтовики.
На майских выборах 1921 г. фашисты сумели провести в парламент 35 депутатов, при этом коммунисты получили лишь 15 мандатов. Успешно выступили социалисты (им досталось 123 места) и Народная партия с 108 мандатами. Очевидно, что в этот момент итальянское общество еще не готово было вручить свое будущее представителям фашистской партии, вместе с тем оно не хотело принимать условия развития, предлагаемые коммунистами. Большинство жителей Италии поддерживали умеренные партии. Печальный парадокс истории заключается в том, что именно представители этих партий так и не сумели создать эффективные механизмы взаимодействия, а также оказались неспособны проводить экономические преобразования в интересах большинства.
К 1922 г. экономическая ситуация в стране опять обострилась. Многие склонны были обвинять в этом правительство социалиста Иваноэ Бономи (1873—1951). В феврале его сменил Луиджи Факта (1861 — 1930), но негативное отношение общества к властям радикально не изменилось. Воспользовавшись ситуацией, фашисты начали устанавливать свои порядки в северной части страны. Для начала Б. Муссолини добился ликвидации "красных муниципалитетов" на севере Италии в Ферраре и Равенне, а затем решил взять власть силой в национальном масштабе.
В ночь с 26 на 27 октября 1922 г. четыре колонны фашистов, одетых в черные рубашки, выступили из городов северной Италии в "поход на Рим". 27 октября правительство попыталось взять ситуацию под контроль и распорядилось выставить военные посты в Риме и па подходах к городу, но префект Милана отказался выполнить приказ об аресте Муссолини. Утром 28 октября король Италии Виктор Эммануил III, симпатизировавший фашистам, не захотел подписать указ о введении военного положения. В этих условиях правительство Л. Факты подало в отставку, а король предложил Муссолини возглавить правительство. 30 октября 1922 г. Муссолини прибыл в Рим, уже заполненный чернорубашечниками, и согласился занять пост премьер-министра.
Став главой правительства, в котором у фашистов было всего 3 поста из 13, Б. Муссолини потребовал себе чрезвычайных полномочий "для проведения реформ". Социалисты и коммунисты были против, но их голоса услышаны не были, так как многие считали, что фашисты не хуже "красных".
Вскоре ключевые решения, связанные с развитием страны, стал принимать Большой фашистский совет (БФС), состоявший из руководителей фашистской партии, министров-членов партии и депутатов, представлявших ее в парламенте.
Наряду с репрессивными законами, направленными против лидеров Итальянской коммунистической партии, этот орган провел через парламент ряд законодательных актов, целью которых было создание фашистских профсоюзов, ограничение рабочего дня 8-ю часами и рабочей недели 40 часами, формирование системы охраны труда, летних лагерей отдыха для детей и турбаз для трудящихся по путевкам фашистских профсоюзов.
Фактически копировалась значительная часть социальной политики, проводившейся в СССР в эти годы.
Значительная часть промышленников, в том числе когда-то ратовавших за приход к власти фашистов, не могли входить в жесткую конфронтацию с фашистскими профсоюзами (хотя именно так они действовали ранее в отношении иных профсоюзов) и вынуждены были делиться с государством частью получаемой прибыли, что позволяло финансировать социальные выплаты. Благодаря этому популярность фашистов стала стремительно расти.
Суть фашизма заключается в том, что это политическая система, при которой интересы государства ставятся выше интересов личности.
Бенито Муссолини, лидер итальянских фашистов
Во время апрельских выборов 1924 г. фашистский блок, состоявший из фашистов, националистов и консерваторов, получил подавляющее превосходство и стал парламентским большинством. Но даже тогда фашисты во главе с Б. Муссолини не сразу решились установить тоталитарный режим в стране. Происходило это постепенно.
В июне 1924 г. был похищен (в ходе похищения он скончался от сердечного приступа) депутат от социалистической партии Джакомо Маттеотти (1885—1924), который на открытии парламентской сессии после апрельских выборов выступил с резкой критикой в адрес фашистов. Его тело было обнаружено полицией лишь 16 августа. В знак протеста представители оппозиционных фашистскому блоку партий ушли из парламента и создали Авентинский блок, обратившийся к королю с меморандумом, в котором содержалась просьба отправить Б. Муссолини в отставку. Однако ни король, ни армия, ни правые силы не хотели свержения фашистского премьер-министра. В то же время оппозиция также не представляла из себя цельного образования, была разобщена и слаба.
Осознав это, в начале 1925 г. Муссолини обрушился с критикой на оппозицию, которая, как он говорил, мешала его правительству работать. После этого выступления началась волна гонений па политиков левого толка, а в государственном аппарате была проведена чистка кадров.
В начале ноября 1926 г. депутат от Социалистической партии Тито Дзанибони хотел убить Б. Муссолини, но его планы стали известны полиции. Тем не менее, Дзанибони был задержан только в момент непосредственного осуществления покушения во время военного парада. Случившееся дало повод Муссолини окончательно покончить с оппозицией, а антифашизм провозглашается государственным преступлением. В Италии была восстановлена смертная казнь, принят закон о военных трибуналах, который судил политических противников властей по законам военного времени. Роспуску подверглись все выборные органы власти на местах, а все чиновники етапи назначаться, парламент лишился права предлагать законы — это стало прерогативой БФС. В Италии окончательно был установлен фашистский режим.
В целях контроля над экономической сферой, а также для упрочения позиций фашизма в итальянском обществе в 1927 г. власти приняли "Хартию труда", провозгласившую союз работников и работодателей. Теперь предприниматели и рабочие были объединены в корпорации под контролем фашистского режима. В 1928 г. появился новый закон о выборах, согласно которому отныне только фашистская партия (единственная разрешенная партия в стране) могла выдвигать кандидатов в депутаты.
Желая добиться поддержки своей политики и от католической церкви, в 1929 г. Муссолини подписал Латеранские соглашения с Ватиканом, согласно которым Папа римский Пий XI признавал Итальянское королевство в его границах (включая Рим). В ответ были признаны права главы римской католической церкви на Ватикан, католицизм — провозглашен официальной религией, вводилось религиозное обучение во всех государственных школах. Ватикан обязывался соблюдать нейтралитет в отношении Италии и воздерживаться от вмешательства в се внутреннюю политику.
Еще более драматически развивались события в Германии. После поражения в Первой мировой войне и краха империи страна оказалась в сложной социально-экономической ситуации, усугублявшейся внутренней нестабильностью.
Революционные волнения начались па кораблях немецкого флота в Киле. Сначала военные моряки отказались выполнять приказ атаковать английский флот, а 3 ноября 1918 г. в городе начались демонстрации матросов, солдат и рабочих, переросшие в восстание. Созданный повстанцами Совет рабочих, солдатских и матросских депутатов взял власть в Киле в свои руки. Затем началось стремительное создание Советов в других городах Германии. 9 ноября 1918 г. революция охватила и Берлин. После бегства кайзера Германия становится республикой, которую возглавил Совет народных уполномоченных, руководимый социал-демократом Фридрихом Эбертом. Новые власти провозгласили прекращение войны, основные гражданские свободы и всеобщее избирательное право с 20 лет, провели амнистию политзаключенных. Социал-демократические власти занялись решением проблем безработицы и улучшения жизни населения, добились признания прав профсоюзов и права рабочих на заключение коллективных трудовых договоров. В то же время армия и государственный аппарат существенных изменений не претерпели. Стремясь сохранить стабильность в управлении, новое правительство запретило Советам вмешиваться в армейские и судебные вопросы. Это вызвало недовольство со стороны радикально настроенных левых, объединившихся в рядах "Союза Спартака" и желавших осуществления социалистической революции по образцу Советской России. В декабре 1918 г. они создали Коммунистическую партию Германии, лидерами которой стали Карл Либкнехт и Роза Люксембург. "Спартаковцы"-коммунисты выступали за передачу власти в руки рабочего класса и немедленный переход к социализму. В январе 1919 г. стихийное восстание коммунистов и рабочих в Берлине было легко подавлено социал-демократическими властями и армией; у радикально настроенных левых не оказалось большого количества сторонников в остальных районах Германии. Руководители коммунистов Либкнехт и Люксембург были арестованы и убиты без суда.
Пожалуй, кто-то же должен быть кровавой собакой. Я не страшусь ответственности.
Министр обороны Германии социал-демократ Густав Носке о готовности подавить выступления "спартаковцев"
Последним актом революции 1918―1919 гг. в Германии стало провозглашение Баварской Советской республики в апреле 1919 г., национализировавшей банки и установившей рабочий контроль на предприятиях. Поддержки со стороны местных крестьян она не получила, и через две недели немецкая армия утопила Советскую республику в крови.
Расправившись с крайне левыми, правительство организовало выборы в Национальное Учредительное собрание, которое 31 июля 1919 г. в городе Веймаре приняло Конституцию. В истории Германии начался период Веймарской республики. Президентом был избран Эберт, главой правительства (канцлером) стал социал-демократ Филипп Шейдеман.
Новый кабинет занялся проведением экономических преобразований, которые должны были, с одной стороны, улучшить положение трудящихся, с другой — обеспечить развитие промышленного производства. В то же время власти пытались добиться от победителей в Первой мировой войны такого мира, который не оказался бы для Германии слишком унизительным и обременительным. Последняя задача оказалась немецкому правительству не по плечу, и в июне 1919 г. Шейдеман подал в отставку. Его преемником стал Густав Бауэр (1870—1944), которому пришлось от имени Германии подписать унизительный Версальский договор (хотя сам политик был противником такого соглашения).
Мирный договор не способствовал улучшению внутриполитической ситуации в стране, напротив, на фоне необходимости выплаты огромных репараций, резкого сокращения армии, падения производства и стремительного роста безработицы, ужасающей инфляции, обстановка только обострялась. В марте 1920 г. попытку государственного переворота предприняли правые силы во главе с генералом В. Лютвицем и основателем Немецкой отечественной партии Вольфгангом Каппом (1858—1922), сумевшие ненадолго установить контроль над Берлином. Правительственные структуры продемонстрировали свою неэффективность в ликвидации правого путча, но левые партии и общественность страны сыграли ведущую роль в подавлении "капповского мятежа". Неудивительно, что кабинет министров ушел в отставку.
Новым канцлером стал социал-демократ Герман Мюллер (1876—1931), но вскоре его сменил на посту другой политик, Константин Ференбах (1852—1926). Последний сосредоточился, в первую очередь, на облегчении условий Версальского договора, пытаясь на встречах с руководством держав-победительниц, добиться снижения размеров репарационных платежей и увеличения численности немецкой армии. Ференбах решительно критиковал ущемление интересов Германии в результате действий Франции и Великобритании. Последние страны ответили так называемым "Лондонским ультиматумом", требуя от немцев неукоснительного выполнения условий мирного договора. В Германии разразился политический кризис. Правительство Ференбаха, желавшее и далее саботировать непомерные требования держав-победительниц, ушло в отставку. За несколько часов до истечения срока ультиматума, после которого Париж и Лондон обещали предпринять решительные действия, ввести экономические санкции и оккупировать Рур президент Эберт сумел убедить представителя Католической партии центр Йозефа Вирта (1879—1956) возглавить правительство. Новый канцлер сообщил Франции и Великобритании о готовности Германии согласиться с условиями ультиматума, в том числе о разоружении военизированных формирований. Министром иностранных дел нового правительства стал Вальтер Ратенау (1867—1922). Оба они выступали за сотрудничество с державами-победительницами. Надеясь найти новых партнеров, правительство также пошло на улучшение отношений с Советской Россией. 16 апреля 1922 г. Германия и РСФСР заключили Раппальский договор, признав друг друга и начав экономическое сотрудничество.
Политика Вирта-Ратенау встретила неодобрение со стороны значительной части немецкого общества, выступавшего против сближения с Великобританией и Францией. Основу оппозиции составляли демобилизованные военнослужащие и бывшие участники военизированных формирований, распущенных в соответствии с условиями Лондонского ультиматума. 24 июня 1922 г. Ратенау был убит в результате покушения. В то же время правительство Й. Вирта не сумело добиться на западных финансовых рынках займов для выплат очередных репарационных платежей. Гибель министра иностранных дел страны и отсутствие средств для выплат настолько обострили германский вопрос, что в августе 1922 г. в Лондоне была созвана специальная конференция для его обсуждения. В ходе встречи произошло обострение англо-французских отношений, в первую очередь, ввиду нежелания британцев допустить оккупации Рура французами.
В ноябре 1922 г. рост антиверсальских настроений в немецком обществе обеспечил приход к власти правительства во главе с Вильгельмом Куно (1876—1933) (за спиной которого стоял "угольный король" Гуго Стиннес), объявившем о начале так называемой "политики катастроф" и отказе от выплат репарационных платежей в начале 1923 г. Это привело к оккупации Рура армиями Франции и Бельгии. Расчеты немецкого правительства на то, что англо-французские противоречия и негативное отношение мирового сообщества к идее оккупации позволят избежать подобного развития событий, пошли прахом. Немецкая промышленность, лишившись поставок сырья из Рура, оказалась близка к коллапсу, немецкая марка стремительно обесценивалась. Это, в свою очередь, ударило по британской экономике, поскольку немцы оказались не в состоянии покупать английские товары в прежнем объеме. Неудачная внешнеполитическая деятельность и всеобщая стачка в Германии заставили правительство В. Куно уйти в отставку в августе 1923 г.
В условиях нараставшего кризиса на восстание решились немецкие коммунисты. В октябре 1923 г. под руководством Эрнста Тельмана (1886—1944) они начали захват правительственных зданий и строительство баррикад в Гамбурге. Но, не получив поддержки в других областях Германии, КПГ была вынуждена сложить оружие. Полмесяца спустя новое вооруженное выступление против Веймарской республики организовала крайне правая Национал-социалистическая рабочая партия (НСДАП), во главе которой стоял ветеран Первой мировой войны, австриец по происхождению Адольф Гитлер. НСДАП проповедовала идеи национального реванша, расового превосходства и ненависти к левым и евреям. Нацисты желали объединения всех немцев в "единой Великой Германии", покончить с ограничительными статьями Версальского договора, сформировать сильную централизованную власть. Нацисты активно вербовали сторонников на улицах, создали — по образцу итальянских фашистов — боевые отряды "штурмовиков" и были готовы к насильственным действиям с целью прихода к власти. 8 ноября 1923 г. Гитлер провозгласил начало "национал-социалистической революции" в стране и поход на Берлин. Но мятеж, названный позднее "пивным путчем", провалился. Арестованный лидер нацистов предстал перед судом, который превратил в пропагандистское шоу, обвиняя власти в сложившейся в стране катастрофической ситуации. Уже через год он вышел на свободу досрочно, а время пребывания в тюрьме использовал для написания книги "Моя борьба", ставшей программой национал-социализма.
Новый кабинет во главе с Густавом Штреземаном (1878—1929) возобновил сотрудничество с Францией и Бельгией, а также вел активные переговоры с британцами и американцами, надеясь на их помощь в нормализации положения. США, не желая, чтобы события в Германии обрели антизападный характер и привели бы к смещению демократического правительства, попытались урегулировать ситуацию в начале 1924 г. 16 августа 1924 г., вследствие их усилий, на Лондонской конференции был принят "План Дауэса", получивший название но имени американского генерала и политика Чарльза Дауэса (1885—1951), руководившего группой экспертов, разработавшей документ.
Суть плана, позже реализованного при правительстве Вильгельма Маркса (1863—1946), представлявшего Германскую партию центра, сводилась к тому, что Германии дали право выплачивать репарационные платежи в соответствии с возможностями ее экономики, а также предоставили международные займы, направленные на погашение задолженности по репарациям; страна также получила право обжаловать действия репарационной комиссии. План принес положительные результаты: экономическая и политическая ситуация в Германии начали улучшаться. Власти страны сосредоточили основные усилия на экономии государственных расходов и стабилизации финансовой системы. Экономический план Дауэса дополнили политические Локарнские соглашения (1925 г.), подтвердившие статус демилитаризованной Рейнской зоны и урегулировавшие вопрос о западной границе Германии.
В 1925 г. умер президент Германии Ф. Эберт, избранный путем голосования членов Учредительного собрания, заседавших при образовании Веймарской республики. Нго преемника должны были определить всеобщие
выборы. Наличие значительного количества претендентов на эту должность привело к очередному обострению политической борьбы. Во втором туре выборов основная борьба разгорелась между представителями "Имперского блока", возглавлявшегося генералом Паулем Гинденбургом (1847—1934), "Народного блока" во главе с В. Марксом, и коммунистами во главе с Эрнстом Тельманом (1886—1944). Последний еще в первом туре голосования набрал наименьшее количество голосов из трех перечисленных кандидатов и фактически своим участием во втором туре голосования способствовал ослаблению позиций Маркса, проигравшего Гинденбургу с минимальным отрывом. Руководитель "имперского блока" был избран президентом Германии сроком на семь лет.
Маркс вновь оказался па посту канцлера в 1926 г. При нем должности руководителя Рейхсвера (армии) лишился генерал Ханс Сект (1866— 1936), который за время своего пребывания на этой должности фактически превратил армию в закрытую структуру. Благодаря выступлению в парламенте страны Ф. Шейдемана достоянием широкой общественности, в том числе и международной, стала информация о том, что Рейхсвер активно сотрудничал с Красной Армией в вопросах развития бронетанкового, авиационного и химического вооружений.
В сентябре 1926 г. Германия стала участницей Лиги Наций. В стране благодаря усилиям правительства наметился экономический рост, уже в 1927 г. по ряду показателей германская экономика не только достигла довоенного уровня, но и стала обгонять Англию и Францию. С 1924 по 1929 г. иностранные инвестиции в немецкую экономику достигли 33,5 млрд золотых марок (в основном деньги в Германию вкладывали США), а репарации составили 15 млрд. В 1928 г. правительство Германии вновь возглавил Г. Мюллер. Он продолжает экономическую политику своего предшественника, при этом, как и большинство политиков и экономистов тех лет, справедливо полагал, что тяжесть репарационных выплат угнетала немецкую промышленность и сельское хозяйство.
Воспользовавшись американской поддержкой, Германия в 1929 г. вновь сумела инициировать обсуждение проблем репарационных выплат. В августе на конференции в Гааге был принят "план Юнга", названный по имени американского политического и общественного деятеля Оуэна Юнга (1874—1962), под руководством которого был составлен новый план репарационных платежей. Согласно документу, выплата репараций растягивалась на 59 лет, а иностранный контроль над немецкой экономикой отменялся.