Лекция 14. Особенности организационного поведения в России
В результате изучения материала главы студент должен:
знать
• традиции и ценности российской деловой культуры;
• сущность и специфику поведения делового сословия дореволюционной России;
• особенности организационного поведения советского этапа хозяйствования;
• основные характеристики организационного поведения в современной России;
уметь
• анализировать специфику российского делового поведения;
• применять традиционные и современные системы ценностей в исследовании феномена организационного поведения в России;
владеть
• способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности;
• способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений.
Духовно-нравственные ценности российской деловой культуры
Русская цивилизация – одна из древнейших в мире. Опираясь на ценности своей цивилизации, русский народ сумел создать многонациональное государство и величайшую культуру. Сам факт существования тысячелетнего государства, успешное экономическое освоение огромных территорий, строительство тысяч городов со сложной инфраструктурой свидетельствуют о том, что отечественная хозяйственная система была эффективной.
Главными чертами русской цивилизации являлись духовно-нравственные приоритеты жизни: дружелюбие, правдолюбие, нестяжательство, развитие самобытных форм организации труда, воплотившихся в общине, артели, а позже в военно-промышленном комплексе. В начале XX в. в России сложилась уникальная хозяйственная конструкция, обеспечивающая народы страны всем необходимым и практически независимая от других стран.
При этом хозяйство в русской традиционной жизни мыслилось, прежде всего, как духовно-нравственная категория, связанная с православной верой. Православие в России стало основой самобытной хозяйственной этики, помогающей человеку сформировать свое отношение к труду в его самых различных проявлениях. В Православии есть опыт, позволяющий так организовать хозяйственную жизнь, чтобы нести в мир благо, возделывать благополучную и процветающую страну. Рассмотрим элементы этого культурного опыта, укоренившиеся в поведении русских людей.
В основе русской культуры лежат ценности, основанные на добродетелях, изложенные в заповедях Нового Завета и Нагорной Проповеди. Среди них борьба с собственной гордыней, любовь к Богу, смирение, жажда правды, тоска по идеалу, кротость, любовь, милосердие, нестяжательство, терпение, жертвенность. Об этих глубинных чертах русской культуры писали многие русские философы, например И. А. Ильин и Н. О. Лосский, которые пытались осмыслить сущность и своеобразие русской культуры, находясь в изгнании, вдали от России.
Российская деловая, или хозяйственная, культура – это иерархия ценностей, имеющая в своем основании духовно-нравственные основы Православия, в центре – нравственные нормы и принципы, выработанные деловыми сословиями традиционной и современной России, а на вершине – моральное кредо конкретного предпринимателя. Перечислим базовые ценности, определяющие принципы хозяйствования в России:
• отношение к хозяйству как к преимущественно духовно-нравственному явлению;
• автаркия – ориентированность хозяйственных единиц и системы в целом на замкнутость, самодостаточность, самоудовлетворенность; основной поток эффективной хозяйственной деятельности направлен не вовне, а внутрь хозяйственной системы;
• способность к самоограничению – направленность не на потребительскую экспансию (постоянное наращивание объемов и видов товаров и услуг как самоцель), а на обеспечение самодостаточности;
• трудовой характер хозяйственной деятельности – взгляд на труд как на добродетель, в результате чего экономический процесс направлен не на максимизацию капитала и прибыли, а на обеспечение трудовой самодостаточности;
• понимание собственности как функции труда, а не капитала; капиталом является производительная часть собственности, капитал же, отдаваемый в рост, рассматривается как паразитический;
• самобытные основы организации труда и производства – трудовая и производственная демократия;
• самобытные особенности трудовой и хозяйственной мотивации – преобладание моральных форм побуждений к труду над материальными.
Перечисленные принципы хозяйствования сформулированы недавно, а впервые они были зафиксированы в памятнике русской литературы – книге "Домострой" (1547), написанной, как предпологают, духовным наставником молодого царя Ивана IV протопопом московского Благовещенского собора Сильвестром. В книге была предпринята попытка систематизации принципов хозяйственной рационализации или устроения домового хозяйства, с которого тогда начиналась экономика государства. Со временем из него выделяются ремесленные производства, хозяйственные артели, а позже – заводы и фабрики. "Домострой" содержит свод правил и принципов о том, как нравственно хозяйствовать, какими законами нужно руководствоваться в хозяйственной и семейной жизни. Фактически это были принципы организационного поведения средневековой Руси, или менеджмент организаций, где организацией выступало семейное подворье. Речь шла о принципах трудолюбия, рачительности, бережливости, строжайшей экономии, т.с. о трудовых основах богатства и достатка.
В многочисленных наставлениях "Домостроя" можно узнать, как вести хозяйство, как выстраивать отношения с семьей, домочадцами, работниками, торговыми партнерами, государством, Церковью. И везде прослеживается дух вечных ценностей, укорененных в русском национальном самосознании: "Ты богатей, зарабатывай, укрепляй собственное дело, но помни: душа важнее, чем разум, правда и справедливость важнее барыша. Нажитое неправдой богатство – грех, а долг богатого – помогать бедным. Главное в жизни – не вещественное богатство, а поиск Правды, Истины, Любови к Богу!".
Этими принципами руководствовались многие русские предприниматели, которых известный писатель И. Шмелев называл "светлым царством русским". На свои деньги они строили многочисленные храмы, сиротские дома, богадельни, приюты, театры и при этом говорили: "Честь выше прибыли!" И здесь мы видим прямую связь с поучениями "Домостроя": жить по правде, по справедливости, жить честно, с любовью к Богу, ближним, подчиненным. Эти поучения повлияли на формирование лучших черт российского предпринимательства XIX в.
Анализируя "Домострой", мы видим, что религиозность делового сословия проявляла себя в развитии таких практических хозяйственных добродетелей, как рационализм, включающий прилежание, усердие, предприимчивость, осмотрительность, верность и точность в деловых отношениях, воздержание и милосердие, которое в хозяйственной жизни реализуется в благотворительности. Соблюдение христианских норм поведения связывалось с успехом, но хозяйственный процесс воспринимался как Промысел Божий, где человеческая воля часто бессильна.
Таким образом, начиная с "Домостроя", русская деловая культура развивает идею практической духовности, неразрывной с экономической стороной жизни. Духовность – это не рассуждения о душе, а практические дела по претворению в жизнь идеала, имеющего духовно-нравственный характер, и прежде всего, идеала праведного труда. Такое понимание духовности глубоко укоренилось в сознании русского народа и отразилось и более поздних исторических документах, например в нравственном кодексе хозяйствования дореволюционной России.
В 1912 г., на 12 лет раньше, чем это произошло в США, российское деловое сообщество приняло свой первый этический кодекс "Семь принципов ведения дел в России", в котором изложены основополагающие этические традиции предпринимательства в России.
1. Уважай власть. Власть – необходимое условие для эффективного ведения дела. В связи с этим проявляй уважение к властителям порядка в узаконенных эшелонах власти.
2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость – фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели, честности и правдивости.
3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.
4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.
5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. "Единожды солгавший, кто тебе поверит". Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.
7. Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение "двум господам" противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.
Таким образом, кодекс явился самобытным эталоном хозяйственного рационализма, который определил поведение представителей торгово-промышленного сословия, а также лег в основу всех видов хозяйственных отношений. Свод принципов хозяйственного рационализма стал проявлением высокой нравственности дореволюционного предпринимательства. В чести был культ честной конкуренции. Не было в обычае обмениваться справками о кредитоспособности, считалось неуместным заходить в чужой амбар, даже к знакомым. Видимо, потому, что таким путем можно было выведать коммерческие тайны и создать недобросовестную конкуренцию.
Логичным следствием практической духовности была щедрая благотворительность русских предпринимателей. Так, известные российские меценаты Бахрушины потратили на дела милосердия – 3,4 млн руб., Третьяковы – 3,1 млн руб., а вклад С. И. Мамонтова, С. Т. Морозова, К. С. Алексеева (Станиславского) в отечественную культуру вообще не подлежит оценке в денежном выражении. Являясь мощным стимулом развития здравоохранения, просвещения и культуры, благотворительные пожертвования стали одним из регуляторов социальной стабильности в стране. Причем деньги на благотворительность тратили не только крупные купеческие фамилии, но и мелкие торговцы.
Не менее важным залогом социальной стабильности был свойственный российскому предпринимательству особый тип внутрифирменных отношений, в котором воплотился православный дух соборности, стремление любого социального организма – семьи, предприятия, государства к целостности. Хорошей фирма считалась лишь тогда, когда служащие знали, что их положение лучше, чем в других фирмах, и поэтому стремились остаться на службе, покидая ее только при намерении начать собственное дело. Фабрика в России конца XIX – начала XX в. стала уже целым городом, где было все необходимое для жизни: школа, больница, жилье для престарелых, иногда даже театр. В фабричных магазинах можно было покупать товар в кредит. Образцовым воплощением в дореволюционной российской практике хозяйствования ценностей деловой культуры является история Прохоровской Трехгорной мануфактуры (см. кейс в конце главы).