Особенности организации бухгалтерского дела в государственных унитарных организациях
Порядок создания, реорганизации и ликвидации ГУП определен ГК РФ. В соответствии с ним ГУП – это государственное и в то же время коммерческое предприятие. ГК РФ определяет ряд особенностей, которые отличают ГУП от других коммерческих предприятий:
• они создаются и действуют на основе государственной или муниципальной собственности;
• учредителем ГУП является государство или муниципальное образование;
• собственник, передавая ГУП имущество в хозяйственное ведение или оперативное управление, не утрачивает прав на собственность;
• ГУП в ходе коммерческой деятельности владеют и пользуются чужой (государственной, муниципальной) собственностью.
ГУП могут быть двух разновидностей с различным объемом имущественных прав и оперативно-хозяйственной самостоятельностью:
1) унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, в том числе федеральное государственное унитарное предприятие, государственное унитарное предприятие, государственное муниципальное предприятие;
2) унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).
Унитарным предприятием признается коммерческая организация – не собственник, создаваемая государством или муниципальным образованием на праве оперативного управления. Имущество ГУП не делимо на вклады, паи, доли, а целиком принадлежит собственнику-учредителю.
Руководит унитарным предприятием директор, назначаемый собственником и подотчетный ему (а не общему собранию). Унитарное предприятие не отвечает по обязательствам учредителя. Последний же не несет ответственности своим имуществом по долгам унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, но может быть привлечен к дополнительной ответственности по долгам предприятия, основанного на правах оперативного управления (казенного). По своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом, вплоть до банкротства.
Унитарное предприятие не наделяется правом собственности на закрепляемое за ним имущество. Собственником имущества унитарного предприятия является государство или муниципальное образование. От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.
Основные различия между ГУП и их виды представлены в табл. 7.1.
Таблица 7.1
Различия между унитарными предприятиями
Учредитель |
Вещное право учредителя |
Вещное право юридического лица |
Юридическое лицо |
Государство (Российская Федерация) |
Право собственности |
Право хозяйственного ведения |
Федеральное государственное унитарное предприятие |
Государство (субъект Российской Федерации) |
Право собственности |
Право хозяйственного ведения |
Государственное унитарное предприятие субъекта Российской Федерации |
Муниципальное образование |
Право собственности |
Право хозяйственного ведения |
Муниципальное унитарное предприятие |
Государство (Российская Федерация) |
Право собственности |
Право оперативного управления |
Федеральное казенное предприятие |
Государство (субъект Российской Федерации) |
Право собственности |
Право оперативного управления |
Казенное предприятие субъекта Российской Федерации |
Муниципальное образование |
Право собственности |
Право оперативного управления |
Муниципальное казенное предприятие |
Уставный фонд унитарного предприятия – это сумма имущества, закрепленного за ним собственником (федеральным, региональным, местным органом власти) для осуществления коммерческой деятельности. Это имущество неделимо, не может быть распределено по вкладам, на него не имеют прав ни трудовой коллектив, ни отдельные работники. Минимальный размер уставного фонда – сумма, равная 5000-кратному размеру минимальной месячной оплаты труда на момент представления документов на регистрацию для государственного унитарного предприятия и 1000-кратному размеру минимальной месячной оплаты труда для муниципального унитарного предприятия. Уставный фонд выполняет имущественную и гарантийную функции, хотя последняя несколько ограничена, так как казенные предприятия с правом оперативного управления имуществом обязаны отвечать по обязательствам только денежными средствами. При их недостатке к ответственности привлекается собственник (государство). В течение трех месяцев с момента государственной регистрации государственного или муниципального предприятия его уставный фонд должен быть полностью сформирован собственником имущества этих предприятий.
Согласно ст. 114 ГК РФ уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником ко дню его регистрации.
По этой причине аналитический учет к счету 80 "Уставный капитал" субсчет "Уставный фонд" не ведется до изменения первоначальной величины фонда. Только при увеличении фонда можно открыть аналитические счета "Неоплаченный фонд" и "Оплаченный фонд". В этом случае дебиторская задолженность учредителя по увеличенному, но не оплаченному фонду должна отражаться на счете 75 "Расчеты с учредителями" субсчет 75/3 "Расчеты с государственными и муниципальными органами".
С целью получения детальных сведений об имуществе уставного фонда бухгалтерия ведет аналитический учет по выделенным основным средствам, материалам, денежным средствам и др. Регистрация уставного фонда и его формирование оформляется записями:
Дебет 75 "Расчеты с учредителями", субсчет 75/3 "Расчеты с государственными и муниципальными органами" Кредит 80 "Уставный капитал", субсчет "Уставный фонд" – регистрация уставного фонда;
Дебет счетов 01, 04, 07, 10, 41, 50, 51 Кредит 75/3 "Расчеты с государственными и муниципальными органами" сумма вкладов в уставный фонд – увеличение уставного фонда;
Дебет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" Кредит 80 "Уставный капитал", субсчет "Уставный фонд" – за счет собственных средств организации (прибыли);
Дебет 86 "Целевое финансирование" Кредит 80 "Уставный капитал", субсчет "Уставный фонд" – за счет целевого финансирования.
В случае изъятия у унитарной организации государственным органом имущества или денежных средств производятся записи:
Дебет 75/3 "Расчеты с государственными и муниципальными органами" Кредит 91 "Прочие доходы и расходы" – изъятие имущества из уставного фонда;
Дебет 75/3 "Расчеты с государственными и муниципальными органами" Кредит 51 "Расчетные счета" изъятие денежной суммы.
На остаточную стоимость изымаемого имущества и списание амортизации под закрытие организации производятся записи:
Дебет 02, 05 Кредит 01, 04 – на сумму накопленной амортизации;
Дебет 91 Кредит 01, 04 – на остаточную стоимость возвращаемого имущества;
Дебет 91 Кредит 91/9 – на закрытие счетов продажи с перечислением сальдо по назначению;
Дебет 91/9 Кредит 99 – на списание сальдо по изъятию имущества госпредприятий;
Дебет 80 Кредит 75/3 – закрытие организации.
Собственник унитарной организации определяет порядок использования имущества и распределения доходов. Распределение прибыли оформляется записями:
Дебет 84 Кредит 70, 75/3 – начисление доходов;
Дебет 70, субсчет 75/3 Кредит 68 – удержание налога с доходов физических лиц;
Дебет 70, субсчет 75/3 Кредит 50, 51 – выплата доходов;
Аналитический учет ведется по каждой организации в отдельности.
Помимо имущества, закрепляемого за унитарным предприятием собственником этого имущества, источниками формирования имущества предприятия являются: целевое бюджетное финансирование; капитальные вложения и дотации из бюджета; доходы, полученные в результате хозяйственной деятельности; заемные средства (в том числе бюджетные кредиты).
Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями, поэтому органами власти, их создавшими, не предусмотрены постоянные ассигнования из бюджета по их текущим расходам. В то же время государственные и муниципальные органы власти могут поддерживать стабильное финансовое положение унитарных предприятий путем целевого бюджетного финансирования, дотаций из бюджета и ассигнований на капитальные затраты.
Унитарные предприятия могут приобретать имущество за счет средств, выделяемых им в виде государственной помощи. Государственная помощь может быть представлена в форме бюджетных средств (субвенций, субсидий), бюджетных кредитов, включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" (ПБУ 13/2000) организация принимает к учету бюджетные средства при наличии уверенности, что:
1) условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;
2) указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
На основании представленных государственными органами документов о намерениях выделения бюджетных средств унитарным предприятиям составляется бухгалтерская запись:
Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 86 "Целевое финансирование".
По мере фактического получения денежных средств составляется запись:
Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Бюджетные средства могут быть признаны в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов. С возникновением целевого финансирования составляется запись:
Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 86 "Целевое финансирование".
Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе. Если бюджетные средства использованы на финансирование внеоборотных амортизируемых активов, то списание бюджетных средств производится на протяжении срока полезного использования этих активов.