Особенности назначения и производства автотехнической экспертизы
Особенностью назначения судебных экспертиз в гражданском и арбитражном процессе, включая и автотехнические экспертизы, является то, что при вынесении определения о назначении экспертизы суды не обязаны приводить в определении о назначении экспертизы исходные данные и материалы, которые эксперт должен использовать при исследовании. Ходатайства экспертов с просьбой о предоставлении подобной информации судами либо игнорируются, либо отклоняются. В лучшем случае суды указывают на то, что эксперту представлены материалы дела в полном объеме и эксперт может ими пользоваться.
Особенность назначения судебных экспертиз в гражданском и арбитражном процессе влечет за собой и особенности производства автотехнических экспертиз. В частности, к ним следует отнести то, что в представленных судом материалах в большинстве случаев содержатся всевозможные жалобы и возражения (замечания), протоколы судебных заседаний и т.д. Из документов, содержащих какую-либо информацию непосредственно по ДТП, в представленных материалах имеются первичные документы, связанные с его оформлением органами ГИБДД - схема места происшествия, иногда протокол осмотра места происшествия и объяснения участников ДТП. Объяснения, как правило, противоречивы и не соответствуют друг другу. В свою очередь, схемы места ДТП и протоколы его осмотра составляются поверхностно и в большинстве случаев не несут информации, необходимой при производстве автотехнической экспертизы. К такой информации относится следующее:
I) информация по всем делам, связанным с расследованием ДТП:
а) фабула ДТП с подробным описанием ДТС;
б) дорожные условия:
- тип дорожного покрытия (асфальтобетон, цементобетон, брусчатка, булыжное, щебеночное, гравийное, песчаное, дерновое, глинистое и т.д.);
- состояние проезжей части (сухая, мокрая, покрытая песком либо жидкой грязью, мокрым, укатанным или раскатанным снегом с россыпью песка либо подверженное другой обработке, гололедица и т.д.). Во всех случаях необходимо указать, равномерна или нет по состоянию проезжая часть. Если неравномерна, то указать, в чем заключается неравномерность, а также по возможности представить координаты границ изменения состояния проезжей части;
- состояние поверхности проезжей части (наличие повреждений: ямы, выбоины, просадки, нарушение уровня, другие дефекты, размеры этих повреждений, навалы кирпича, строительного материала, мусора, снега, песка и т.д.), наличие отдельных предметов, затрудняющих движение ТС, координаты расположения повреждений и отдельных предметов относительно места ДТП;
- размеры проезжей части и прилегающих к ней элементов (обочины, откосы, ширина проезжей части, тротуаров и т.д.);
- продольный и поперечные профили проезжей части в градусах или в процентах (спуск, подъем в направлении движения ТС либо горизонтальный);
- наличие разметки проезжей части, дорожных знаков, пешеходных переходов, светофорных объектов и т.д.;
- установленный порядок движения на данном участке проезжей части (одностороннее, двустороннее, круговое, число полос для движения, их ширина, одностороннее с полосой для встречного транспорта общественного пользования, наличие остановок общественного транспорта, пешеходных переходов и дорожек и т.д.);
в) дата и время суток ДТП;
г) место расположения ДТП (населенный пункт, ненаселенный пункт и т.д.);
л) дальность видимости проезжей части, наличие искусственного или естественного освещения;
е) наличие следов ТС на проезжей части, их характер, расположение по ширине проезжей части, протяженность, при наличии следов торможения необходимо указать, от каких колес оставлены следы торможения и до оси каких колес (передней или задней) измерен след. В случае, если ТС в процессе торможения разворачивалось, указать, на какой угол и протяженность участка разворота. В случае, если ТС в процессе движения в заторможенном состоянии либо накатом преодолело участки с различным типом дорожного покрытия (асфальт, гравийное покрытие и т.д.) или с различным состоянием проезжей части (мокрая, сухая, обледенелая и т.д.). необходимо привести последовательность и протяженность каждого участка.
При пересечении под углом, отличающимся 01 прямою, указан, угол пересечения в градусах либо в относительных величинах (подобная ситуация может наблюдаться при съезде ТС с проезжей части на обочину). В случае, если ТС в процессе движения в заторможенном состоянии или накатом преодолело какое-либо препятствие, находящееся по уровню выше (ниже) проезжей части (например, бордюрный камень), указать высоту (глубину) этого препятствия (препятствий). В случае, если у ТС затормаживались только колеса одной оси (стороны), указать какой (либо какое, если это одно колесо), а также причину незатормаживания. Кроме того, указать другие индивидуальные черты, касающиеся процесса торможения;
ж) скорость движения ТС, пешеходов, животных (для пешеходов и животных определяется экспериментально) и т.д.;
з) освещенность проезжей части и прилегающих к ней элементов (тротуаров, обочин, кюветов, откосов и т.д.);
и) дальность видимости элементов проезжей части с рабочего места водителя (определяется следственным экспериментом);
к) координаты места наезда (столкновения, опрокидывания и т.д.) относительно обочин дороги или других элементов; л) техническое состояние ТС до ДТП; м) тип, модель ТС;
н) принадлежность государственному учреждению либо индивидуальному владельцу;
о) наличие предупредительных знаков, установленных на ТС (ограничение скорости, ручное управление, глухой водитель и т.д.);
п) степень загруженности ТС (вид груза и его масса, число пассажиров). В случае, если груз негабаритный, указать его габариты относительно ТС, а также условие его закрепления на ТС.
В случае, если при расследовании установлены факторы, способствующие совершению ДТП, необходимо указать их (например, вмешательство пассажира в управление ТС);
2) дополнительные исходные данные для случаев наезда на пешеходов (велосипедистов):
а) момент возникновения опасности для движения либо препятствия, т.е. момент, в который водитель ТС должен принять меры для предотвращения наезда;
б) направление движения пешеходов (в дальнейшем под пешеходами подразумеваются и велосипедисты) для случаев, когда пешеход перед наездом двигался в попутном направлении (параллельно его траектории движения) либо под углом к ТС; в этом случае необходимо указать угол сближения ТС и пешехода, а также с какой (левой или правой) стороны от ТС происходило это сближение;
в) то же самое для случая движения во встречном для ТС направлении;
г) в случае движения в перпендикулярном направлении указать "слева направо", "справа налево";
д) расстояние, которое преодолел пешеход с момента возникновения опасности для движения или препятствия до момента наезда. В случае, если пешеход менял темп движения, указать протяженность каждого участка и скорость движения на каждом участке; если пешеход останавливался - время остановки. Для велосипедиста в случае, если велосипед затормаживался перед наездом, указать расстояние, преодоленное в заторможенном состоянии до наезда, и какими тормозами (ручным, ножным, на переднее, заднее колесо) производилось торможение;
е) какой частью ТС был произведен контакт с пешеходом при наезде;
ж) указать, применял или не применял водитель ТС торможение перед наездом; если применял - координаты места наезда относительно следов торможения либо на какое расстояние продвинулось ТС в заторможенном состоянии до или после наезда.
В случае наезда на пешехода, появившегося из-за препятствия, необходимо указать:
- интервал между ТС и препятствием, ограничивающим обзорность;
- скорость движения ТС, ограничивающего обзорность, либо что оно находилось в неподвижном состоянии;
- вид и модель ТС, ограничивающего обзорность;
- направление движения ТС, ограничивающего обзорность;
- при одинаковых скоростях ТС при попутном движении - дистанцию;
- при различных скоростях ТС при попутном движении, а также при любых скоростях во встречном движении - расстояние от ТС, ограничивающего обзорность, до линии движения пешехода в момент его выхода из-за габарита ТС, ограничивающего обзорность. Для случаев движения пешехода по направлениям, перпендикулярным к направлению движения ТС, все расстояния указываются от места наезда; затормаживалось или нет ТС, ограничивающее обзорность, до линии движения (места наезда) на пешехода, и если да, то координаты следов торможения относительно места наезда.
Для всех случаев наезда при ограниченной видимости (ночь, туман, дождь, снегопад и т.д.) необходимо указывать дальность видимости препятствия, которое в большинстве случаев отличается от дальности видимости дороги; совпадение этих расстояний крайне редко и маловероятно. Определяются обе величины экспериментальным путем (эксперимент необходимо проводить в условиях, наиболее приближенных к условиям на месте совершения ДТП). Дальность видимости, как проезжей части, так и препятствия зависит от множества факторов: конструктивных, атмосферных, технических, субъективных, экологических и т.д. Поэтому в каждом отдельном случае эти величины определяются индивидуально, независимо от среднестатистических данных;
3) дополнительные исходные данные для случаев столкновения ТС:
а) на перекрестках:
- обустройство перекрестка, его топографо-планировочная схема (расположение домов, деревьев и других препятствий, ограничивающих обзорность). Наличие за светофорными объектами рекламных люминесцентных витрин, совпадающих по своему цвету с цветовыми сигналами светофора, и т.д.;
- порядок организации движения ТС на перекрестке и образующих его улицах (дорогах);
- наличие разметки, ее расположение, возможность для водителей видеть разметку из-за снежного или другого покрытия;
- наличие светофорных объектов, расположение на перекрестке, режим (цикл) и характер их работы;
- расположение места столкновения, следов ТС относительно границ перекрестка;
- применяли или нет водители перед столкновением торможение; если да, то на каком расстоянии от начала следов торможения произошло столкновение;
- расположение ТС по ширине проезжей части перед выездом на перекресток;
- техническое состояние и загруженность ТС, какими частями произошло их столкновение, наличие факторов, способствующих возникновению ДТП;
б) дорога вне населенных пунктов: моих гное или встречное столкновение;
- применялось или нет торможение перед столкновением, если да, то на какое расстояние продвинулось в заторможенном состоянии ТС до столкновения, а также после столкновения - до остановки;
- момент возникновения опасности для движения, а также время либо расстояние и скорость движения с момента возникновения опасности (препятствия) для движения до столкновения;
- какими частями столкнулись ТС, их загруженность, техническое состояние и скорость движения;
- если столкновение произошло после выезда одного из ТС на встречную полосу движения либо в соседний ряд, необходимо указать, какое расстояние преодолело ТС с этого момента до столкновения;
- расположение следов ТС, оставленных па проезжей части, относительно оси проезжей части и ее границ;
- расположение места столкновения ТС относительно оси проезжей части и ее границ;
- расположение ТС и их частей после столкновения относительно границ проезжей части и друг друга.
Если столкновение произошло с неподвижным ТС, то указать расположение неподвижного ТС относительно границ и оси проезжей части.
При столкновении в темное время суток необходимо кроме видимости дороги указать расстояние, с которого у водителя была объективная возможность различить неподвижное препятствие (определяется только экспериментальным путем);
4) дополнительные исходные данные для случаев потери устойчивости ТС:
а) характеристика следов, оставленных на проезжей части (являются ли они следами торможения, бокового скольжения, заноса или торможения с заносом и разворотом ТС; при этом, как правило, следы левой и правой стороны раздваиваются из-за того, что передние и задние колеса ТС двигаются по различным траекториям);
б) величина радиуса и угла закругления (поворота) дороги.
Приведенный перечень исходных данных, использующихся в автотехнической экспертизе, естественно, не является исчерпывающим, но даже эта информация позволяет эксперту в подавляющих случаях ответить на большинство вопросов, поставленных судом в определении о назначении экспертизы.