Особенности лидерства в России и траектории лидера
Отметим некоторые особенности лидерства в России, определяющие его уникальность и не позволяющие механически переносить па российскую почву методы, представления, модели, инструменты лидерства из зарубежных стран и компаний.
В общем:
• Политическая, экономическая, социальная и техническая среда России не аналогична ни одной развитой западной или восточной стране, разработавшей всемирно известную модель менеджмента или лидерства.
• Системообразующие и системоподкрепляющие факторы обеспечения жизни, деятельности и развития организации в России, такие как научно-методическое, правовое, материально-техническое, организационно-экономическое, финансовое, кадровое, информационное, социально-психо- логическое, также имеют отличия от любой сравниваемой страны или зарубежной организации.
• Менталитет, т.е. отличительные черты и качества социальных и профессиональных групп, в России также уникальны.
В частностях:
• По-видимому, в России имеется бо́льшая, чем на Западе, неадекватность моделей, теорий, идеалов и реальности.
• Большее внимание уделяется эмоциональному фактору в поведении, зачастую в ущерб рациональному, и часто именно эмоциональное оказывает большее влияние на принимаемые решения, оценку результатов и поведения.
• Наличие многих групп интересов и возможностей у них для оказания влияния на бизнес, бюджеты всех уровней, зачастую в ущерб интересам общества.
• Явное засилие в управлении индивидуального и группового эгоизма.
• Слабость государства как источника и гаранта соблюдения правил и поддержания порядка, жизнь па основе "понятий".
• Неуверенность в перспективах и их неясность. Если грамотный менеджер понимает смысл и роль миссии организации, стратегии ее развития, видения будущего, грамотно поставленных целей, то современные российские руководители зачастую просто не знакомы с основами компетентного менеджмента. В этом контексте в России "много менеджеров, но мало менеджмента", в том числе на уровне страны.
Это не значит, что весь зарубежный опыт следует отвергнуть: многие результаты исследований, методы, подходы, инструменты, представления, модели, образы могут быть использованы в качестве источника для творческого осмысления и адаптации к российской специфике. Следует избегать лишь некомпетентного, ненаучного копирования и необоснованного восторга по поводу "их" успехов. Один из законов грамотного управления – стремиться как можно лучше, глубже понимать систему, которой ты берешься руководить, при всей ее сложности, уникальности, неполной познаваемости, динамичности развития.
Какова может быть траектория жизни, приводящая человека на позицию лидера или просто демонстрирующая такую возможность?
Приведем несколько вариантов последовательных событий и условий, способных привести или закрыть работнику путь на позицию лидера группы.
1. Однократное, ситуативное, случайное проявление лидерского поведения в некой ситуации ("Лидер на минуту": проявление инициативы, удачное предложение пути выхода из неопределенной ситуации, способа решения проблемы) – закрытие перспективы к лидерству в данной группе в силу организационных, социально-психологических, личностных и компетентностных факторов. К примеру, "адвокат дьявола" может, благодаря своей въедливости и вниманию к мелочам, значительно повысить качество решения, но не займет позицию лидера.
2. Аналогично однократное, ситуативное, случайное проявление лидерского поведения в некой ситуации ("Лидер на минуту": проявление инициативы, удачное предложение пути выхода из неопределенной ситуации, способа решения проблемы) – наличие мотивации у работника и условий для лидерства (потребность группы в лидере и вакансия на позиции лидера) – закрепление на позиции лидера в процессе распределения ролей в группе за счет либо последующего оправдания ожиданий группы, либо согласия группы па некие компромиссные условия взаимодействия с лидером, либо примирения с недостатками лидера, либо развития лидером собственных качеств, способствующих закреплению на позиции лидера – лидерство в группе как относительно постоянная роль и позиция, статус.
3. Приобретение или наличие авторитета (например, компетентность в необходимой для принятия решения руководством области) – центростремительный этап карьеры и (или) осознание мотивации к лидерству – продвижение на вакансию лидера при ее наличии.
4. Аналогично приобретение авторитета – получение возможности приобретения опыта в роли лидера – негативная самооценка его результатов – закрепление стремления к лидерству в профессии.
5. Приобретение авторитета – отсутствие мотивации к лидерству, руководству – закрепление на позиции лидера в профессии.
6. Приобретение авторитета – наличие мотивации к лидерству – отсутствие вакантной позиции лидера – превращение в "серого кардинала" при слабом формальном лидере или в неформального лидера с направленностью на достижение своих целей (отрицательное поведение для организации) или целей организации (положительное поведение для организации).
7. Лидерство как идефикс, цель жизни с детства (наличие мотивации, склонностей, идеала лидера, возможен субъективизм и максимализм, переоценка себя, созерцательный или активный подход к идеалу, самоподготовка, самоме- неджмент) – при удачном стечении обстоятельств карьера лидера, при неудачном стечении обстоятельств – разочарование, крушение надежд, сомнения в смысле жизни.
Данный набор событий не исчерпывает варианты, предлагаемые реальной жизнью, но в любом, самом неблагоприятном варианте можно найти вполне достойный путь к лидерству в профессии.
Не следует забывать, что карьера лидера, как и карьера менеджера, может развиваться в соответствии с законом Паркинсона, "вплоть до достижения им уровня своей некомпетентности".
В общем, на перспективу занять позицию лидера влияют два обширных, сложных и уникальных по своему составу и содержанию фактора: обстоятельства (ситуация) и собственные качества человека (профессиональные и личностные).