Особенности личности
В формировании личности при выраженных физических затруднениях играет роль сложный комплекс психогенных факторов, включающий длительную психическую травматизацию в связи с чувством неполноценности, депривацию (сенсорную, эмоциональную), условия неправильного воспитания и неблагоприятной микросоциальной обстановки. Ведущая роль в психогенезе патологического развития личности принадлежит реакции на осознание и переживание дефекта, изоляции от общества сверстников, а также особому отношению окружающих к такому беспомощному и слабому ребенку.
В значительной мере патологическому развитию личности способствует неправильное воспитание ребенка. Преобладающим типом воспитания рассматриваемой категории детей является гиперопека, или гиперпротекция, с чрезмерным вниманием к больному ребенку, стремлением выполнить все его желания, подменить его деятельность собственной, оградить ребенка от насмешек сверстников, предупредить чувство зависти, обиды.
Подобное воспитание влечет формирование инфантилизма, в основе которого лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы при преобладающей незрелости последней. Основной признак инфантилизма – недоразвитие произвольной регуляции поведения и высших форм волевой деятельности. В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, сиюминутными желаниями. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива, теряются при столкновении с трудностями, не могут отстоять свои права. В интеллектуальной деятельности также выражено преобладание эмоций удовольствия, собственно интеллектуальные интересы развиты слабо. В основе изменений личности по типу психического инфантилизма лежит недоразвитие или замедленное созревание лобных отделов коры большого мозга. Инфантилизм эмоционально-волевой сферы сохраняется нередко и в старшем школьном возрасте, проявляясь в виде повышенного интереса к детским играм, слабости волевого усилия и целенаправленной интеллектуальной деятельности, повышенной внушаемости. Дети часто двигательно расторможены, эмоционально неустойчивы, легко истощаемы, пресыщаемы и инертны. Игровая деятельность бедна и однообразна. В ряде случаев незрелость дисгармонична, сочетается с эгоцентризмом, склонностью к резонерству, ранними проявлениями сексуальности.
Специалисты, рассматривая особенности психики у лиц с физическими недостатками, подчеркивали, что чрезмерное накопление психогенных факторов может привести впоследствии к формированию личностной патологии. При спастической диплегии чаще наблюдается астено-невротический вариант патологического развития личности, а при выраженной обездвиженности – псевдоаутистические тенденции. Психопатоподобное поведение (агрессивность, расторможенность и извращение влечений) наблюдается редко.
У детей с церебральным параличом астено-невротический вариант психогенного патологического формирования личности является преимущественным и наблюдается чаще у больных с выраженным двигательным дефектом, неустойчивой походкой, находящихся в большой зависимости от окружающих. От чистых форм этого варианта патологического развития больных с церебральными параличами отличает выраженность органического радикала в структуре личностной патологии. Личности астенического типа свойственны "нервная" слабость, робость, застенчивость, склонность реагирования по тормозимому типу, чрезмерная чувствительность и впечатлительность, неуверенность в своих возможностях. Кроме этого, наблюдаются повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, особенно проявляющаяся в ситуациях напряжения. Эти дети легко истощаются, раздражаются, становятся обидчивыми. Лица с астеническим складом характера склонны к переживанию собственной несостоятельности, слабохарактерны.
У детей с астено-невротическим вариантом отмечается слабая реакция на чувство дискомфорта, связанного с голодом, жаждой. Они болезненно переносят врачебный осмотр, инъекции и другие процедуры. При помещении в стационар и разлуке с матерью у них отмечается состояние дезадаптации с выраженными вегетососудистыми нарушениями, гипергидрозом, бледностью и др. В основе реакции дезадаптации лежит повышенная склонность к формированию страхов. В дошкольном возрасте эти дети обычно тихие, медлительные, робкие, отличаются аспонтанностыо, предпочитают спокойные, часто настольные, игры, характеризуются повышенной впечатлительностью, не переносят чувствительные моменты в сказках, играх. Обычно они с тревогой реагируют на появление незнакомых лиц, новую обстановку.
С началом обучения у ребенка нарастают астенические черты характера – недостаточная способность к длительным интеллектуальным и физическим нагрузкам, склонность к слезам и капризам при утомлении, вялость, медлительность, робость и т.п. Состояние декомпенсации в этот период усугубляется выраженными затруднениями при овладении школьными навыками, обучении письму и счету. Дети малоинициативны, не поднимают руку на уроке. В структуре церебрастении при нагрузке выражен органический радикал (снижение памяти, неустойчивость внимания, низкая работоспособность, замедленность мышления). Большинство детей отличаются нерешительностью, неуверенностью в своих возможностях, требуют подтверждения успеха при выполнении заданий, боятся отвечать у доски, у отдельных детей наблюдаются заикание, энурез.
К положительным сторонам личности рассматриваемой категории детей следует отнести целенаправленность, заинтересованность в выполнении заданий. Эти качества в некоторой степени способствуют компенсации астенических проявлений и являются основой для реабилитации.
Психогенные реакции астено-невротического, реже астено-фобического, типа носят вначале кратковременный, а затем более затяжной характер. Поскольку психогенное травмирование приобретает пролонгированное действие, без частичной компенсации, у детей в еще большей степени усиливаются тормозимость, робость, застенчивость.
В препубертатном и пубертатном периодах клиническая картина усложняется, нарастают переживания дефекта, отмечаются колебания настроения, раздражительность, иногда с субдепрессивным сдвигом настроения и плаксивостью, усиливающиеся под давлением дополнительных психогенных факторов. Появляются суицидальные высказывания, носящие кратковременный, эпизодический характер. Снижается успеваемость. У девочек по компенсаторному пути усиливаются такие черты личности, как утрированная добросовестность, приверженность к постоянному жизненному стереотипу. В этот период временно усиливаются резидуально-органические расстройства, которые впоследствии стихают и значительно компенсируются. Вместе с тем, нарастает осознание чувства физической неполноценности, появляется боязнь чужого взгляда. Возникают тревожные опасения о будущем. Пробуждающийся у подростков интерес к сверстникам противоположного пола часто остается нереализованным в связи с повышенной тормозимостью, затрудняющей общение. Подростковые реакции эмансипации обычно выражены слабо и проявляются лишь в вербальных высказываниях, иногда в грубости к родным. Реакции группирования обнаруживают, как правило, в диадах.
В дальнейшем структура характерологических особенностей у подростков данной группы существенно не изменяется. Астенические черты личности постепенно накапливаются, структурируются и выходят за рамки акцентуации характера и характерологических особенностей, приобретая признаки психопатической структуры астенического круга соответственно критериям II. Б. Ганнушкина в сочетании с некоторыми органическими проявлениями.
Формирование личности дефицитарного типа псевдоаутистического варианта характеризуется выраженной недостаточностью общения, неконтактностью, некоммуникабельностью и наблюдается у больных детей несколько реже, чем астено-невротический вариант. Внешне дети и подростки напоминают психопатических личностей шизоидного круга, так называемых сенситивных, вялых шизоидов. В клинической картине у детей с невротическими расстройствами наблюдаются нарушение коммуникабельности, замкнутость, предпочтение игр и занятий в одиночестве, непереносимость чужого взгляда, настороженность, недостаточная гибкость, снижение адаптивных возможностей и др.
Основное направление развития псевдоаутистической личностной патологии на фоне ДЦП определяется его психогенезом, переживанием чувства своей физической неполноценности. Внешне дети данной категории напоминают больных аутизмом, поскольку у них также наблюдаются нарушения общения и выраженная резидуально-органическая симптоматика. Однако при детском аутизме коммуникативные нарушения выражаются в отсутствии потребности в общении, раннем появлении синдрома (2–5 лет) и расширении круга общения с возрастом.
У детей и подростков с церебральными параличами с псевдоаутистическим вариантом нарушения общения обусловлены переживанием физической неполноценности, связаны с болезненной интровертированностью, сверхценным страхом, боязнью насмешек, навязчивыми опасениями произвести неблагоприятное впечатление в обществе. Психогенные реакции пассивно-оборонительного характера клинически оформляются в псевдоаутистические, астено- невротические и астенофобические реакции.
О реактивном генезе этого состояния свидетельствует отсутствие аутентических тенденций у детей раннего возраста при наличии ярко выраженных невропатоподобных проявлений, позднее появление их (чаще в препубертат- ном и пубертатном периодах) и нарастание симптоматики в дальнейшем. В клинической картине псевдоаутистического варианта развития личности у больных ДЦП наблюдаются отгороженность, замкнутость, склонность к ограничению социальных контактов, а также психическая невыносливость, повышенная ранимость, сенситивность со склонностью к компенсаторным фантазиям и уходом в мир собственных грез и фантазий. От больных с астенической шизоидной психопатией с традиционными чертами эмоциональной холодности, парадоксальности и другими проявлениями детей рассматриваемой категории также отличает повышенная впечатлительность, привязанность к родным и близким.
М. И. Буянов относит к механизмам формирования псевдоаутистического варианта личностной патологии закрепление реакций протеста, культивирование соответствующих форм поведения, искусственную изоляцию. Именно искусственная изоляция с переживанием чувства физической недостаточности и с компенсаторными реакциями лежит в основе формирования псевдоаутистических черт характера у детей с церебральными параличами[1]. Слабость практической деятельности, недостаточно активный образ жизни способствуют формированию и других сторон личности, таких, как слабость кругозора, односторонняя направленность интересов.
С возрастом такие дети еще больше ограничивают контакты. Если вначале псевдоаутистические формы поведения носят ситуативный характер, то в последующем они приобретают характер более выраженной и стойкой деформации личности, проявляются как в детской среде, так и в семейном кругу и усугубляются аффективными расстройствами.
Пролонгированная психогения, переживание чувства физической неполноценности не устраняются в коллективе детей с аналогичными нарушениями, что препятствует формированию компенсаторных механизмов. При этом изменяется реактивность нервной системы: легче возникают повторные реакции, накапливается эмоциональное напряжение, что способствует закреплению аутистических тенденций. У подростков психогенные реакции на дефект обрастают аффективными расстройствами, колебаниями настроения с преимущественным усилением гипотимического оттенка. Выраженных патохарактерологических реакций в форме протеста, нарушения поведения у детей этой группы, как правило, не наблюдается.
Псевдоаутистический вариант психогенного формирования личности, встречаясь довольно редко, вместе с тем требует к себе особого внимания. За некоммуникабельностью, недостаточной общительностью, интровертированностью часто скрываются более глубокие переживания, депрессивные состояния, которые у подростков завуалированы, имеют невротический характер, возникают исподволь, не сопровождаются заторможенностью и маскируются соматовегетативными нарушениями. Эти подростки относятся к группе лиц повышенного суицидального риска.
Основными чертами истероидного варианта являются эгоцентризм, требование повышенного внимания к себе. От конституциональных психопатических личностей истерического типа рассматриваемых детей отличают наличие в клинической картине стержневого симптома – психогенного переживания чувства собственной физической неполноценности и определенной этапности становления истерических черт личности, формирующейся на измененной "почве". Особое значение имеет неправильное воспитание по типу "кумир семьи". В клинической картине наряду с сочетанием реактивных и органических проявлений четко выражены истерические черты личности.
Внешняя эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубокого чувства при выраженности экспрессии и театральности. Интересы таких больных неглубоки, суждения поверхностны и незрелы. Они часто не имеют собственного мнения, так как отличаются повышенной внушаемостью и подражательностью. Важную роль в их психической жизни играют внешние впечатления. Нередко они ищут легкой, праздной жизни, развлечений; преувеличивают свои мнимые заслуги и способности.
К типичным проявлениям истероида относится недостаточно выраженное чувство реальности, отсутствие резкой грани между воображаемым и действительным, в связи с чем у лиц с истероидным вариантом патологического развития личности отмечается склонность к фантазиям. В целом в клинической картине находят отражение недостаточность высших форм волевой деятельности, неспособность к длительной целенаправленной деятельности и не соответствующая возрасту инфантильность.
Клинические наблюдения показывают, что у детей и подростков с ДЦП часто отмечаются истероидные черты личности, что, вероятно, обусловлено наличием в клинической картине у многих из них проявлений органического инфантилизма в той или иной степени выраженности. Распознавать истероидный вариант психогенного развития личности у детей с церебральными параличами довольно трудно, что объясняется свойственными детской психике незрелостью, физиологическим инфантилизмом, сочетающимися с органическими чертами, и склонностью к аффективным формам реагирования, обусловливающим стертость клинических проявлений.
Уже в раннем детстве появляются элементы патохарактерологических реакций (протеста) в виде капризности, упрямства, требования к себе повышенного внимания. У отдельных детей отмечается склонность к реагированию по истерическому типу – повторная рвота, аффективнореспираторные или аффективно-моторные выраженные приступы с усилением гиперкинезов, синкинезий и др. Реактивный генез этих первых психогенных реакций связан с переживанием двигательного дефекта и ощущением своей несостоятельности.
В дошкольном возрасте у детей наблюдается эгоцентризм, требование повышенного внимания к себе. Такие дети любят все яркое, охотно читают стихи, стремятся продемонстрировать свои успехи в кругу сверстников, не переносят внимания родителей друг к другу, к другим детям. Повышенная внушаемость, подражательность, незрелость их эмоций и суждений сочетаются с нскритичностью, эйфорией, чередующейся с эмоциональной неустойчивостью, двигательной расторможенностью.
В младшем школьном возрасте в связи с переживанием собственной физической неполноценности у детей возникают психогенные реакции, которые иногда носят характер острых, аффективно заряженных состояний и реализуются по типу короткого замыкания с чрезмерной экспрессией, моторным возбуждением, усилением гиперкинезов, повышением тонуса мышц, саливацией, вегетососудистыми нарушениями и т.д. Плач иногда переходит в насильственный, дети просят успокоить их, дать лекарство. В конце припадка отмечаются астения, сонливость. От психологических эти патологические реакции отличаются чрезмерной выраженностью, осложненностью висцеровегетативной и двигательной патологией.
В пубертатном периоде у таких детей обостряется переживание чувства собственной неполноценности, усиливаются колебания настроения, легко возникает депрессия. Отношения со сверстниками, формально дружеские, часто переходят в конфликты из-за эгоцентризма, стремления выделиться, привлечь внимание. Реакции эмансипации выражаются в патохарактерологических реакциях (протест), подростки становятся грубыми, немотивированно жестокими к родным и близким. В семейных конфликтах и школе аффективные вспышки реализуются быстро, без борьбы мотивов, носят яркий, демонстративный характер. Подростки особенно чувствительны к своему "Я", переживают внимание посторонних к себе в транспорте, на улице. Желание восполнить недостающий авторитет приводит к усилению у них фантазирования и лживости, что легко разоблачается и еще больше снижает авторитет.
В целом истероидные черты у детей с ДЦП менее яркие, что, вероятно, объясняется их проявлением на фоне основного заболевания: некритичностью больных и т.д. У истероидных подростков отсутствует гибкость поведения, они стереотипно используют шаблоны вопреки здравому смыслу, не учитывают предшествующий опыт. По-детски элементарными выглядят их фантазии и вымыслы. Отмечаются грубые формы реагирования – аффективные и патохарактерологические реакции (протест), клинически оформляющиеся в истероформные и истерические реакции.
Основными свойствами личностной аномалии неустойчивого типа являются слабость высших форм волевой деятельности, внушаемость, беззащитность перед всевозможными влияниями и непостоянство, сочетающееся с неспособностью к целеустремленной деятельности.
Поведение таких лиц характеризуется неустойчивостью намерений и поступков. Черты незрелости обнаруживаются как в эмоционально-волевой, так и в интеллектуальной сфере. Из-за нарушения развития воли не вырабатывается способность сдерживаться, тормозить свои желания. Вследствие неспособности к целенаправленной деятельности дети рассматриваемого типа легко отвлекаются. Интеллектуальные интересы не выражены, знания поверхностны. При достаточно сохранном интеллекте логическое мышление у таких детей невысокое, суждения примитивные.
Неустойчивые черты личности проявляются лишь у младших подростков, обычно в возрасте 11 – 12 лет, так как присущая детям более младшего возраста эмоционально-волевая незрелость считается физиологической.
Стремление к новым впечатлениям во многом определяет нарушения поведения у этих подростков. Эмоции у них поверхностны. У некоторых лиц отмечается живость воображения, повышенная эмоциональная возбудимость, склонность к аффективным вспышкам. У большинства детей с церебральными параличами в той или иной степени выражены проявления органического инфантилизма, лежащего в основе неустойчивого варианта патологического формирования личности, поэтому их можно отнести к группе лиц, потенциально подверженных этой личностной патологии.
При ДЦП клинически неустойчивый вариант личностной патологии характеризуется также выраженной незрелостью психики: слабостью волевой регуляции, внушаемостью и подражательностью, преобладанием мотивов удовольствий и минутных желаний, игровой деятельностью, социальной незрелостью и слабой ориентацией в практической жизни.
В раннем возрасте таким детям обычно свойственны гиперстенические проявления невропатоподобного характера – беспокойство, крикливость, нарушения сна (сонливость днем и беспокойство ночью), повышенная эмоциональная лабильность, чувствительность к различным внешним раздражителям. Психогенные реакции носят аффективно-шоковый характер с испугом, плачем, вегетососудистыми нарушениями, усилением спастичности.
В дошкольном возрасте у многих наблюдается двигательная расторможенность, неустойчивость внимания, повышенная утомляемость и отвлекаемость во время занятий. Определенную роль играют и патохарактерологические реакции (протест, отказ); дети оказываются нарушителями дисциплины в связи с нежеланием учиться.
Трудности поведения в школе усиливаются в связи с несформированностью интеллектуальных интересов, преобладанием мотивов игровой деятельности. Легкая пресыщаемость в процессе обучения, неусидчивость и затруднения, обусловленные нарушением высших корковых функций, приводят к низкой успеваемости.
Некоторые из детей с неустойчивым типом личности преуспевают в различных видах изобразительно-трудовой деятельности: рисовании, чеканке, поделках из дерева и т.д. Однако они обычно не доводят свои увлечения до степени мастерства, так как неусидчивы, легко меняют интересы. Педагоги характеризуют таких детей и подростков как недостаточно собранных, ленивых. При необходимости выполнения каких-то требований дети возбуждаются, не терпят возражений. Несмотря на общительность, они нс обнаруживают глубоких привязанностей.
При воспитании в неблагоприятных микросоциальных условиях наряду с патохарактерологическими реакциями у таких детей наблюдаются реакции имитации. Чувство долга, ответственности формируется у них медленно. Облигатный синдром неустойчивости сочетается с факультативными истероидными проявлениями, которые носят преходящий характер, отличаются элементарностью, однообразием.
В пубертатном возрасте клиническая картина усложняется в связи с более выраженным аффективным расстройством и переживанием чувства собственной физической неполноценности, которое принимает более осознанный, а иногда и сверхценный характер. Сложное сочетание психогенно обусловленных черт неустойчивости, иногда истероидности, у подростков нередко закрепляется в условиях неблагоприятной семейной обстановки и неправильного воспитания по типу гипопротекции или гиперпротекции. В старшем школьном возрасте проявления неустойчивости выражены во всех сферах психической деятельности. Социальная незрелость, внушаемость и слабость волевых установок, жажда впечатлений в отдельных случаях приводят таких подростков к асоциальному образу жизни. Они могут попасть под влияние более сильных личностей, иногда с выраженными отклонениями поведения.
При возбудимом варианте личностной патологии ведущими признаками являются повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, склонность к эмоциональным вспышкам, усиление примитивных влечений и инстинктов.
При ДЦП возбудимый вариант психогенного патологического формирования личности наблюдается в связи с неблагоприятными условиями жизни с хронической психотравмирующей ситуацией в микросреде и неправильным воспитанием по типу гипоопеки или безнадзорностью вследствие асоциальных моментов в семье. Психогенез формирования личности в этих случаях сложен: вероятно, в нем участвуют механизмы патохарактерологического развития и психогенного развития личности дефицитарного типа, развивающейся на измененной "почве". У отдельных детей с ДЦП имеет место наследственная предрасположенность. Однако в большинстве случаев от конституциональных и органических психопатий (импульсивных, эксплозивных, эпилсптоидных) их отличает более позднее появление нарушений поведения, чаще в школьном возрасте; преобладание патохарактерологических реакций протеста, реакций имитаций и психогенных образований в связи с переживанием чувства собственной физической неполноценности.
Степень влияния каждого патогенного фактора в комплексе пролонгированного психотравмирующего воздействия различна. Этим объясняется большой диапазон клинических вариаций как в пределах одного и того же психопатологического симптомокомплекса, так и при различных его вариантах. В связи с этим в одних случаях клинические проявления близки проявлениям при психогенном патохарактерологическом развитии, в других – стержневым является переживание своих дефектов и в меньшей степени выражено влияние окружающей среды, в третьих – с первых лет обнаруживаются психопатические черты, а психогенные факторы, переживание чувства собственной физической неполноценности и неблагоприятные микросоциальные условия при этом действуют в одном направлении, оказывая патопластическое влияние и ускоряя темп патологического развития личности.
В раннем и дошкольном возрасте большинство детей с этим вариантом личностной патологии мало чем отличаются от других детей с ДЦП.
Первые нарушения поведения обычно связаны с трудностями обучения. Оказываясь несостоятельными в учебе, такие дети стараются завоевать авторитет среди сверстников излишней развязностью, дерзостью, грубостью. В ответ на обидные прозвища, чаще в связи с дополнительными дефектами, они реагируют аффективной вспышкой, дракой, наказанием обидчика. В школьном возрасте нарастает раздражительность, аффективная несдержанность, склонность к конфликтам. Повторные психогенные реакции возникают легче.
При обучении детей с цереброорганическим синдромом необходимы:
– тесное взаимодействие врачей, психологов, дефектологов и социальных педагогов для выявления всех составляющих синдрома и направленных лечебных, абилитационных (реабилитационных) и коррекционных мероприятий;
– обязательное многомерное нейропсихо-логическое исследование каждого ребенка для выявления, квалификации и оценки степени выраженности цереброорганического синдрома;
– использование различных социально-педагогических методов и приемов в зависимости от особенностей патологии у ребенка;
– использование индивидуальных оценочных критериев при решении вопроса об успешности или неуспешности развития, обучения, социализации.