Особенности изучения частей речи в начальной школе

Цель изучения морфологии в начальных классах формирование представления младших школьников о слове с точки зрения его грамматического значения, о морфологической системе русского языка (основных частях речи и синтаксических отношениях, в которые вступают слова русского языка).

Значение изучения морфологии раскрывается в работах Л. А. Тростенцовой и В. А. Кустаревой. Во-первых, изучение морфологии способствует общему образованию учащихся, так как в процессе ознакомления с грамматическими классами слов (частями речи) происходит формирование представления о грамматике русского языка[1]. Во-вторых, осознание частей речи во взаимосвязи с другими сторонами языка важно для осмысленного усвоения языка в целом. В-третьих, знания по морфологии имеют развивающее значение, поскольку их усвоение сопровождается такими умственными действиями, как абстрагирование, обобщение, сравнение и др. Это оказывает положительное влияние на развитие логического мышления учащихся. В-четвертых, знания о частях речи и их грамматических признаках обеспечивают сознательное отношение учеников к своей речи и речи окружающих. В-пятых, изучение морфологии способствует усвоению литературных норм, что важно для повышения уровня речевой культуры детей[2]. Наконец, на основе усвоения знаний по морфологии происходит формирование навыка правописания окончаний имен существительных, прилагательных и глаголов.

Последовательность изучения частей речи в начальных классах. На подготовительном этапе дети учатся различать предмет и слово, признак предмета и слово, действие предмета и слово. У школьников развивается внимание к смысловому значению слов, формируется умение классифицировать слова по группам с учетом их смысла.

В первом классе дети знакомятся со словами, отвечающими на вопросы "Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делает? Что делаем? Что делают?"

Во втором классе представление учащихся о лексико-грамматических разрядах слов расширяется. Дети узнают, что слова, которые отвечают на вопросы "Кто? Что?" и называют предметы — это имена существительные; слова, которые отвечают на вопросы "Какой? Какая? Какое? Какие?" и называют признак предмета — это имена прилагательные; слова, которые отвечают на вопросы "Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делают? Что делал? Что будет делать?" и называют действия предметов — это глаголы. Младшие школьники учатся различать части речи по смысловым признакам (предмет, признак предмета, действие предмета) и по вопросам. Также происходит знакомство и с некоторыми формальными (грамматическими) признаками частей речи (без введения терминов).

В третьем классе дети знакомятся с категориями рода, числа и падежа имен существительных, с категориями рода и числа имен прилагательных, числа и времени глагола.

В четвертом классе учащиеся узнают об особенностях каждого падежа имен существительных, типах склонения имен существительных (1, 2, 3 склонение), склонении имен прилагательных, неопределенной форме глагола. Углубляется представление о категории времени глагола. При знакомстве с понятием "спряжение" дети получают знания о категории лица, типах спряжения глагола. Происходит формирование общего представления о местоимении, числительном и наречии.

Таким образом, в начальных классах имеет место следующий порядок изучения частей речи: сначала осуществляется общее ознакомление младших школьников со всеми частями речи, после чего происходит изучение каждой лексико-грамматической группы. Такой подход создает благоприятные условия для сравнения частей речи, способствует четкому выделению основных признаков формируемых грамматических понятий. В качестве ведущего положения, определяющего последовательность изучения частей речи, выступает положение о целесообразности взаимосвязанного изучения сходных языковых явлений.

В процессе изучения морфологии учащиеся усваивают следующие признаки частей речи:

1) что обозначает слово;

2) на какие вопросы отвечает;

3) как изменяется, какие имеет постоянные категории;

4) каким членом предложения является;

5) какие имеет окончания; как образуется. Также усваиваются умения:

• определять лексико-грамматическое значение слов основных частей, их формальные признаки и функцию в предложении;

• изменять части речи в соответствии с их системой словоизменения;

• стилистически правильно использовать изученные грамматические единицы в речи с учетом цели и ситуации общения.