Особенности использования наукоемких (высоких) ИТ
Наукоемкие информационные технологии представляют собой наиболее высокоразвитые способы изменения состояния информации, тесно связанные с научными фундаментальными открытиями и основанные на использовании творческого труда специалистов высокой квалификации.
Кратко опишем их основные виды и практическую значимость.
1. ИТ, имитирующие мышление человека с помощью мощной вычислительной техники, или так называемые технологии искусственного интеллекта.
Основная проблема таких ИТ в том, чтобы создать компьютерную модель, которая должна производить сложные преобразования информации, аналогичные осуществляемым человеческим мозгом. В ходе создания такой модели решаются следующие задачи:
• зрительное распознавание пространственных ситуаций;
• распознавание речевого общения с использованием естественных и искусственных форм языка;
• построение процесса обучения на условиях образного мышления с использованием опыта;
• выработка новых понятий, открытие новых свойств и закономерностей;
• обучение компьютера возможности ставить новые задачи и находить алгоритмы их решений;
• разработка самим компьютером научных концептов (концепций, теорий, доктрин и т.д.).
Экспертная система (ЭС) — прикладная диалоговая система искусственного интеллекта, способная получать, накапливать, корректировать знания в какой-либо предметной области, получать новые знания и на основе этих знаний находить решения практических задач. Такие системы призваны решать сложные многоуровневые аналитические задачи. Основным направлением использования ЭС является поддержка принятия решений, в ходе которой решаются следующие аналитические задачи:
• анализ ситуаций и проблем;
• выработка вариантов их решения;
• проведение сравнительного анализа вариантов решений;
• учет и анализ различных критериев и индексированных параметров конкретных сложных жизненных ситуаций;
• поддержка выбора управленческого решений на основе многокритериального анализа и экспертных оценок.
ЭС базируются на эмпирических и эвристических знаниях и методах, вырабатываемых проблемными экспертными группами в области разных сфер человеческой деятельности. При построении и использовании экспертных (прогностических) систем управления используются экспертные информационные технологии, также относящиеся к технологиям искусственного интеллекта.
В зависимости от сложности решаемых проблем экспертные информационные технологии подразделяются на два уровня. Первый уровень предназначен для повышения эффективности и качества работы специалистов в различных областях человеческой деятельности (науке, медицине, биологии, истории и т.д.) в особенности там, где требуются знания неформализованного свойства и человек сталкивается со значительными затруднениями междисциплинарного характера, например, когда биолог вынужден решать проблему из области нейрофизиологии и т.д. Такие экспертные технологии применяются и при определении диагнозов наиболее сложных видов болезней, как правило, комплексного характера, и, например, при выполнении технически сложных инженерных задач. Информационные технологии экспертных оценок могут также применяться при проведении судебных экспертиз по сложным юридическим вопросам правоприменительной деятельности.
Второй уровень экспертных информационных технологий является более интеллектуальным и связан с процессом выработки управленческих решений на уровне составления долгосрочных прогнозов либо принятия особо важных стратегических решений. Технологии этого уровня применяются для решения стратегических задач и принятия важных государственных решений с использованием прогностических программных комплексов.
Ситуационные системы и технологии — рациональные приемы и способы выработки стратегических решений и принятия мер, направленных на решение стратегических задач в сфере управления любой системой.
Для использования подобных систем создаются специализированные информационные центры или ситуационные центры (кабинеты), которые представляют собой комплексы программно-аппаратных и визуально-информационных средств, предназначенных для коллективной интерактивной работы руководителей в различных сферах управления.
Ситуационные центры создаются, например, в федеральных органах исполнительной власти: администрации Президента РФ, Совете Безопасности РФ, Правительстве РФ, в крупных министерствах (МЧС России, Минфине России, Минэкономразвития России и др.). Такие же ситуационные центры создаются в органах исполнительной власти крупных субъектов РФ, а в последние годы — и в крупных промышленных компаниях (РАО "Газпром", РАО "РЖД" и др.).
Основу ситуационных центров составляют информационные автоматизированные аналитические системы, которые включают в себя:
• огромные массивы информации, базы данных и банки знаний;
• специальные выделенные и защищенные каналы связи;
• информационные технологии аналитического характера;
• технологии быстрого поиска вводимой по запросу и определенному критерию информации, подлежащей анализу (документов, событий, персон, проблем и типичных ситуаций) и ее автоматической индексации;
• сложную вычислительную технику с обязательным использованием различных визуальных технологий, в том числе дистанционных систем видеоконференции.
Как правило, ситуационные центры функционируют как мощные технологические системы и используются как инструмент принятия управленческих решений.
2. Биоинформационные технологии. Достижения науки последних лет позволили для решения проблем создания искусственного интеллекта использовать биотехнологии, среди которых выделяются нейронносетевые информационные технологии (на основе биоэлектроники). Они формируются на базе новых принципов и архитектуры построения ЭВМ: структуры и процессов человеческого мозга; нейронных сетей низших типов животных; методов получения биологических проводников электрического тока; создание искусственных нейронных сетей в виде специализированных электронных схем, состоящих из электронных аналогов головного мозга и др.
В связи с реструктуризацией государственного управления и реорганизацией оборонной отрасли экономики многие технологии стали постепенно выводиться из сферы обороны. В связи с этим научные разработки, ранее закрытые для использования, стали переводиться в открытый сектор реальной экономики.
Так, например, в последние годы получила распространение биометрика — раздел биологии, ОГЛАВЛЕНИЕм которого являются планирование и обработка результатов количественных экспериментов и наблюдений с использованием метода математической статистики. Как ни странно, мощным толчком к этому послужили события 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке. В связи с этим интересны следующие данные: если до 11 сентября в США среди граждан только 10% поддерживали идею биометрической паспортизации, то после указанных событий — более 75%.
Наиболее известными направлениями применения биометрических информационных технологий являются:
• сканирование отпечатков пальцев;
• сканирование радужной оболочки глаз;
• сканирование геометрии кисти рук;
• технологии распознавания особенностей и черт лица;
• распознавание голоса;
• распознавание по рисунку вен тыльной стороны кисти рук.
Рынок биометрических технологий в США за последние годы вырос с 100 млн долл. в 2000 г. до 3—5 млрд долл, в 2007 г., т.е. более чем в 30 раз.
Несмотря на то что в этой области еще много нерешенных проблем, биометрические технологии широко применяются в области обеспечения безопасности, расследовании преступлений и других сферах человеческой деятельности.