Особенности интерактивного взаимодействия детского сада и семьи как диалога семейной и народной культуры
Взаимодействие детского сада и семьи, родителей детей направлено на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий. В этом заключается основная цель сотрудничества. При этом взаимодействие семьи и детского сада направлено на реализацию следующих функций:
– охрана и укрепление здоровья детей (материнская функция);
– развивающая (воспитывающая и обучающая);
– диагностическая и коррекционная;
– коммуникативная (определяющая стиль взаимоотношения); конструкторско-организаторская;
– координирующая;
– функция профессионального самосовершенствования.
В основе реализации данных функций в процессе интерактивного взаимодействия детского сада и семьи лежит принцип открытости ДОУ обществу, который даст возможность обоснования знакомства родителей с программами и условиями организации образовательного процесса в ДОУ, а также адаптации программного материала для родителей. При этом условиями гармонизации отношений педагога и родителей являются следующие принципы работы педагога с семьей:
• соблюдение прав и свобод ребенка;
• тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка;
• правильная оценка достоверности информации, полученной в процессе исследования семьи;
• понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога;
• учет в планировании и осуществлении педагогической деятельности запросов родителей.
Их реализация на практике осуществляется благодаря использованию разных форм и методов работы с семьей.
Основные особенности касаются планирования материала по организационным формам работы с детьми и родителями, так как именно они определяют динамику формирования сотрудничества семьи и детского сада как условия диалога семейной и народной культуры. Остановимся на них подробнее.
Взаимодействие с родителями воспитанников включает комплекс интроактивных и интерактивных форм общения: ресурсный круг, семейные гостиные, детско-родительские проекты, семейные экскурсии, совместные праздники, детско-родительский театр, коллективные творческие дела, семейный клуб и др. Например, в программе "Социокультурные истоки" указывается такая форма работы, как ресурсный круг.
Он проводится в несколько этапов:
1. Подготовительный этап (5 мин), на котором педагог заинтересовывает родителей и детей, раскрывает суть задания, рассказывает о предстоящей работе.
2. Основной этап, состоящий из диалога, когда дети советуются с родителями (2-3 мин); и делегирования, в процессе которого дети и взрослые формулируют совместное решение и определяют того, кто его выскажет педагогу (1 мин); высказываний "делегатов" в ресурсном круге и озвучивания педагогом своей позиции (5 мин).
3. Рефлексия, в процессе которой педагог, его воспитанники и их родители анализируют и оценивают результат, устанавливают обратную связь друг с другом, в ходе обсуждения оценок внутреннего (детского) и внешнего (взрослого) круга, подводят итоги (3-4 мин).
Например, в конце проведения ресурсного круга на тему "Благодарение" рекомендуется всем участникам ответить на следующие вопросы:
– детям: как вы думаете, приятны ли слова благодарности взрослым? Почему эти слова являются ценными;
– родителям: какие чувства вы испытывали, слушая ребят, в чем ценность сказанных слов, что вас радует в детях.
Другая форма интерактивного взаимодействия связана в основном с нетрадиционными формами организации работы педагогов с родителями. В традиционном подходе они осуществлялись в виде индивидуальных и подгрупповых консультаций и родительских собраний. На смену групповым родительским собраниям пришли сегодня семейные гостиные, задачи которых формулируются следующим образом:
– формирование у детей и родителей понимания семейных ценностей и традиций, осознание того, какое это счастье – жить в семье;
– приобщение взрослых к педагогике ненасилия и возрождение традиционной культуры семейного воспитания;
– формирование единых принципов воспитания ценностных идеалов в детском саду и в семье;
– создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установлению дружеских взаимоотношений семей, чьи дети посещают детский сад.
Проведение семейных гостиных включается в годовой план. Тематика преимущественно касается социально-нравственного и духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия с родителями, формирования семейных ценностей.
Для подготовки гостиных создаются творческие группы педагогов, которые готовят проекты их проведения. Проект семейной гостиной должен быть привлекательным и по форме, и по содержанию, отвечать задачам повышения педагогической компетенции родителей, включать арсенал средств и методических приемов для раскрытия темы.
Готовые проекты обсуждаются на педсовете, который дает возможность найти совместное решение: как эту тему раскрыть родителям, как донести ее нравственную суть. Например, с помощью конкурсов эскизов приглашений, обсуждения вариантов анкет для родителей, коллективной разработки проектов памяток для родителей выбираются лучшие педагогические находки, которые воспитатели заимствуют друг у друга.
Утверждается график проведения семейных гостиных по данной теме (еще 2-3 недели дается педагогам на их подготовку). При этом разрабатывается график индивидуальных консультаций у старшего воспитателя, психолога и других специалистов, которые могут помочь воспитателям в подготовке конкурсов, анкет, интервью, игр, которые оживляют семейные гостиные. Для содержательной части гостиных педагоги используют материал раздела "Семейный круг" программы "Наследие" М. Ю. Новицкой.
Семейные гостиные могут проходить в трех вариантах:
1) семейная педагогическая гостиная, на которой присутствуют только родители;
2) семейная гостиная, на которой дети присутствуют только в какой-либо части ее, демонстрируя фрагменты детской деятельности или выступлений. Дети могут подойти к концу проведения гостиной, которая заканчивается совместным чаепитием;
3) семейная гостиная проводится совместно с детьми.
Вариант проведения гостиной зависит от темы, поставленных задач и выбора педагогов. В любом варианте они проходят празднично, интересно, на положительных эмоциях. Каждого из пришедших "хозяйка" гостиной (одна из мам) встречает чашкой чая, угощает домашними пирогами, которые мамы пекут сами. Чашка чая – непременный атрибут всех встреч. Ведь родители приходят с работы уставшие, чаще всего – проголодавшиеся, а чашечка ароматного чая и пирог показывают, что в детском саду их ждут, заботятся о них. И если еще рядом ребенок, то и торопиться родителям не надо. Вот и идет неспешный разговор, завязывается дружба между семьями.
В рамках работы семейных гостиных расширяются представления и взрослых, и малышей о семье, ее традициях, обычаях. Педагоги рассказывают, как устроить праздники в семье: День Ангела, Именины, праздники Святок, Масленицы и др., учитывая традиции русского гостеприимства. Обсуждение тем: "Роль отца", "Мудрость бабушки", "Сердце матери", "Братья и сестры в семье", "Младшие и старшие", "Воспитание мальчиков и девочек – разные подходы" вызывает живой интерес у родителей.
В ходе проведения гостиных педагоги объясняют, как создавать семейные фотоальбомы – хроники с комментариями, и помогают их оформить, как хранить семейные реликвии, как рассказать о наградах членов семьи и составить генеалогическое древо. Семейные альбомы хранятся в группах и дети с удовольствием рассматривают их, с гордостью показывая друг другу. Вопросы сохранения семейных традиций живо интересуют родителей и помогают формировать у детей и взрослых осознание ценности семьи.
На мероприятиях обсуждаются волнующие вопросы воспитания детей, родители делятся опытом решения трудных проблем, получают новые знания из области семейной педагогики, а главное, согласовываются единые принципы в воспитании между педагогами и родителями по формированию социально-нравственных и духовно-нравственных идеалов и ценностей в жизни человека.
На семейных гостиных проходит защита детско-родительских проектов "Ценности Добра, Красоты и Правды в нашей семье", "Вербный базар", "Дорогая моя столица". Это тоже одна из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями наших воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей. Например, семья совместно представляет проект (материал) посещения музея или выставки, памятников истории, достопримечательностей или просто прогулки по Москве. Защита проекта сопровождается презентацией, совместным рассказом родителей и детей о своих впечатлениях. Посещение с родителями музея всегда событие для ребенка и результаты семейных экскурсий и путешествий оформляются родителями вместе с детьми в виде фотоальманахов, видеоматериалов, аудио-интервью, комплектов рисунков для картинной галереи "Мы идем смотреть Родину", разнообразных поделок, других форм сотворчества.
Практическому усвоению данных ценностей, знакомству с художественным наследием нашего народа способствует такая форма работы, как семейные экскурсии, задачи которых формулируются следующим образом.
1. Воспитание начал патриотизма, любви к родному городу, родному краю.
2. Пробуждение у детей чувства восхищения красотой окружающей природы, достопримечательностями родного края.
3. Воспитание чувств уважения к памятникам истории; достопримечательностям родного края, желание бережно относиться к ним.
4. Улучшение детско-родительских взаимоотношений в семье, используя нетрадиционные формы работы с родителями, семейный досуг.
Уважительное отношение к истории, прошлому своего народа, памятникам и достопримечательностям родного города формируется у детей на совместных семейных экскурсиях в музеи, с которыми сотрудничает детский сад.
Детей и родителей экскурсовод в доступной для дошкольников форме знакомит с материалами краеведения, с архитектурным ансамблем и его особенностями. Цикл экскурсий включает знакомство и с природой, и с памятниками архитектуры.
После экскурсии проводятся совместные занятия детей и родителей в музее, и это – прекрасная возможность для детей отразить свои впечатления, вспомнить увиденное. Кроме того, такие занятия помогают организовать семейный досуг, наполнить его интересным ОГЛАВЛЕНИЕм. Например, результаты экскурсий воплощаются в виде альбомов детских рисунков и картинной галереи "Мы идем смотреть Родину", в детско-родительских художественных конструктивных проектах.
Большое место в приобщении детей к традиционной народной культуре и ее ценностным идеалам занимают совместные с родителями праздники. Это еще одна форма работы но формированию содружества детей, родителей, педагогов в русле духовно-нравственного воспитания. На таких праздниках родители – активные участники надевают русские костюмы, водят с детьми хороводы, ноют народные песни, помогают педагогам знакомить детей с традициями русской культуры, с ее идеалами любви, милосердия, трудолюбия, гостеприимства. Этому способствует то, что праздники проводятся по программе "Наследие", связаны с народным календарем и православными традициями: "Осенины", "Рождественские утренники", "Весенний прилет птиц", "Масленица – проводы зимы", "Пасхальная радость". Эта направленность, наличие внутреннего, духовного смысла годового цикла семейных и народных праздников очень трогает сердце и глубоко проникает в души детей и взрослых, объединяет их.
На сплочение семьи направлены специальные методы и приемы формирования умений и навыков партнерства для смешанного коллектива взрослых и детей:
1. В лекционной части занятий родительского лектория, семейных гостиных и семейного клуба используются методы выявления запроса родителей, метод сравнения и анализа всех аспектов развития и существования семьи в традиционном и современном обществе. При этом производится первичная и текущая диагностика детско-родительских отношений, социально-нравственной и патриотической воспитанности детей с помощью метода наблюдения, обсуждение результатов с помощью метода дискуссии и аргументации.
Методы аргументации делятся на следующие виды:
– фундаментальный метод – один из методов аргументации, для которого характерно прямое обращение к собеседнику, которого мы сразу и открыто знакомим со всей информацией;
– метод противоречия основан на выявлении противоречий в поведении и методике проведения занятия, доводах воспитателя или родителя;
– метод двусторонней аргументации, в котором излагаются преимущества и недостатки отстаиваемой позиции;
– при использовании метода "кусков" сначала выделяются "слабые" и "сильные" стороны рассуждений, занятия и поведения собеседника и, не касаясь сильных и бесспорных доводов, акцентируется внимание на ошибочных;
– в методе "извлечения выводов" доводы излагаются не сразу, а постепенно – посредством частичных выводов собеседника – подводят к желаемому заключению;
– в методе акцентирования расставляются акценты на тех моментах, которые удовлетворяют обе стороны в соответствии с общими интересами;
– метод "бумеранга" – один из методов аргументации в беседе или споре, в процессе применения которого аргумент "за" превращается в аргумент "против";
– в методе кажущейся поддержки точка зрения собеседника не опровергается, а дополняется. Затем, когда он изложит все, что думает по этому поводу, приводятся заготовленные контраргументы.
Данные методы используются наряду с методами анализа педагогических ситуаций и обсуждения опыта их решения родителями для формирования установок на эффективное педагогическое сотрудничество.
1. В практической части занятий осуществляется поиск форм и методов реализации, корректировки и формирования нового запроса, связанного с формированием ценностных ориентиров и семейных традиций посредством приобщения семьи к традиционной культуре.
Используются методы социокультурного круга. Основной этап начинается с осмысливания вопроса, самостоятельного поиска ответа. Далее делятся мнением с родителями или присутствующими взрослыми (2-3 мин). Затем в круге детям дается возможность высказать общее мнение, если нужно, взрослый помогает. Педагог или психолог также озвучивает свою позицию. Постепенно мнение детей становится более самостоятельным, и ресурсный круг делится на два равноправных, затем подводятся итоги общей работы.
Затем психолог и педагог дополнительного образования помогают сделать выбор соответствующего вида совместной продуктивной и творческой деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей родителя и ребенка, объясняет смысл отдельных операций для формирования идентификации с членами своей семьи, представителями рода и народа, гармонизации взаимоотношений каждого члена семьи друг с другом и внешним миром.
Благодаря этому детям и взрослым становится легче обращаться в проблемных жизненных ситуациях к родовой этнической памяти, связанной с традиционными для данного народа способами разрешения внутренних и внешних конфликтов, а также с традиционным мировоззрением, что обусловливает иное, более гармоничное восприятие мира и помогает определению своего места и места своей семьи в нем, формированию у родителей правильных и четких педагогических установок на процесс становления ценностных ориентиров у сына или дочери. Большую роль в этом играет использование метода проектов и метода коллективных творческих дел: акций "Милосердия", встречи с ветеранами и др., а также методов педагогической рефлексии.
Благодаря использованию данных методов повышается эффективность интерактивных форм работы с родителями воспитанников. Например, теперь на их основе может быть организован социокультурный клуб, объединяющий разные формы взаимодействия детского сада и семьи. Это клуб по интересам родителей воспитанников всего детского сада. Выделяются следующие его цели и задачи:
– формирование устойчивых способов творческого взаимодействия детей и родителей в ходе совместного освоения ценностей традиционной культуры;
ознакомление детей и родителей с ежегодно повторяющимися календарными праздниками, воспитание уважения к традициям своего народа и культурам всех народов мира;
– создание педагогических условий для совместной игровой деятельности детей и родителей;
– формирование умений и навыков деятельного общения детей и родителей в процессе изготовления рукотворной куклы и разучивания народных игр.
Таким образом, занятия социокультурного клуба объединяют взрослых и детей, где они осваивают мастерство изготовления народных кукол, поделок из природного материала, используют это в игровом общении с ребенком дома.
В рамках данного клуба на следующей стадии его работы проходят встречи и занятия "Школы молодых мам и пап" и "Академии бабушек и дедушек". При этом мероприятия клуба планируются сразу на год, чтобы дать возможность родителям сориентироваться в проблемных вопросах воспитания и развития ребенка, предоставить возможность родителям общаться на равных с педагогами, поделиться опытом семейного воспитания, подготовившись к этим мероприятиям заранее.
Например, в рамках работы семейного клуба обсуждаются следующие темы, интересующие родителей всех возрастных групп:
– игры в семье: "Пестуем малыша", "Во что играют наши дети", "Народные игры", "Самодельные игрушки", "Игры для мальчиков и девочек", "Летние игры", "Зимние игры" и др.;
– семейное чтение: "Что читают наши дети", "Помощь родителям в отборе литературы", "Книги о Москве", "Святые наши имена";
– семейный театр: "Влияние сказки на создание положительного микроклимата в семье", "Посиделки", "Готовим к празднику наряд", "Как организовать домашний театр";
– компьютер и его альтернатива; и др.
В обсуждении данных тем и продолжению работы семейного клуба в виде детско-родительского творческого клуба участвуют старший воспитатель, социальный педагог, психолог, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель. Задачи клуба следующие:
– формирование общих детско-родительских интересов;
– формирование опыта совместной детско-родительской творческой деятельности;
– сплочение семей в процессе развития творческих способностей детей.
В основном используются диалоговые и проектные методы взаимодействия.
Главное в установлении диалога – это совместное устремление к общим целям, видение ситуаций, общность в направлении общих действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого – это позиция "над" ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью – ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства.
Начинать эту работу можно с организации совместных праздников родителей и детей – "В поисках клада", "Иван царевич спасает Василису" и др., – когда перед детьми и родителями ставятся задачи спортивного, музыкального и изобразительного плана. В веселье праздника родителям необходимо совместно со своим ребенком собрать игрушку оригами по схеме или технологической карте, создать узор на картоне из нитей и выполнить другие творческие задания. Тут и начинаются трудности: научить детей педагоги постарались заранее, но кто научит родителей понимать условные обозначения складывания из бумаги, кто обучит закономерностям переплетения нитей?
После совместного обсуждения организационных сложностей проведения таких праздников родителей можно подвести к решению наиболее сложных и актуальных для их детей видах творческой деятельности. При этом требование равенства позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей – и взрослые, не желая отставать от детей, сами обращаются с просьбой о создании клуба изобразительной направленности. Так возникают творческие мастерские в рамках детско-родительского творческого клуба.
Первые занятия творческих мастерских проводятся без участия детей, так как необходимо дать родителям необходимые сведения и знания, приемы работы с красками, бумагой, нитями и другими материалами, с которыми работают их дети, показать разнообразие техник изображения, дать необходимые педагогические знания в работе с ребенком.
Третий участник образовательного процесса не заставляет обычно себя долго ждать: всегда интересно, что делает мама без него, откуда она приносит домой красивые рисунки и работы, так похожие на то, что ребята делают в саду. В мастерских начинают появляться совместные пары: мама с ребенком. Работа переходит на новый виток – совместное выполнение заданий, творческая работа. На этом этапе возникают новые задачи: научить родителей действовать совместно с детьми, планировать деятельность, обсуждать замысел, делить обязанности; вызвать интерес к совместной деятельности родителей с детьми; научить родителей контактировать со своим ребенком не только на специально разработанных занятиях, но и в повседневной жизни.
Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения и взаимодействия с ними, в значительной степени изменяются психические качества родителей, их внутренний душевный мир, отношение к собственным детям заметно трансформируется. На первый план выступает необходимость формирования ценностей сопереживания и партнерства, содействия. Вместе с тем постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя – все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте. Для признания права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка – значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Поэтому так важно, что во время выполнения интересных изобразительных творческих задач, где дети могут на равных с папами и мамами использовать знакомые технические приемы, а также совместно освоить что-то новое, взрослые открывают для себя и другую сторону возможностей своих детей, зачастую видя в них равного партнера. Поэтому самые интересные творческие работы получаются именно у тех родителей и детей, где взрослый умеет принять индивидуальность мышления своего "напарника". Затем устраиваются выставки совместных поделок детей и родителей.
Согласно О. Л. Зверевой выделяются следующие критерии эффективности проведенной работы:
– проявление интереса родителей к содержанию разных форм и методов интерактивного взаимодействия детского сада с семьей (благодарность, вопросы, потребность в дальнейшем сотрудничестве);
– возникновение дискуссий по инициативе родителей;
– привлечение опыта самих родителей;
– появление размышлений о правильности методов, признание своих ошибок;
– повышение активности родителей при посещении открытых мероприятий, анализе педагогических ситуаций.
Кроме того, при оценке эффективности взаимодействия детского сада и семьи необходимо оценить удовлетворенность родителей образовательными услугами детского сада (обычно проводится с помощью их анкетирования) и провести "самооценку успешности реализации функций взаимодействия педагога с родителями". Для этого можно воспользоваться рекомендациями В. П. Дубровой и Е. П. Милашевич.
После заполнения экспертной таблицы старшим воспитателем детского сада просчитывается средний результат (в процентах) по оценке каждой функции взаимодействия педагогов и родителей. По результатам составляется обобщающая таблица.