Особенности информатизации Государственной Думы
Удовлетворение информационных потребностей правотворческой деятельности Государственной Думы обеспечивает несколько структурных подразделений.
Управление документационного обеспечения обеспечивает документооборот в Государственной Думе в печатном и автоматизированном виде: подготовку, размножение и доставку депутатам всех документов. Работники этого же управления обеспечивают автоматизированное стенографирование информационного процесса во время пленарных заседаний Государственной Думы и возможность его использования в правотворчестве.
Управление информационно-технологического обеспечения организует функционирование и развитие компьютерной сети Государственной Думы, позволяющей депутатам и структурным подразделениям аппарата оперативно получать необходимую правовую и иную информацию.
Информатизация нормотворческого процесса в Государственной Думе включает следующие действия:
• информационное обеспечение процесса разработки, подготовки и формирования текстов законопроектов;
• автоматизированный контроль за соблюдением всех необходимых условий для прохождения документа;
• информационное обеспечение процесса обсуждения законопроекта до его рассмотрения па пленарном заседании;
• распространение текстов правовой и иной информации среди депутатов;
• информационно-технологическое обеспечение работы пленарного заседания Государственной Думы, включая обеспечение электронного голосования.
В аппарате Государственной Думы функционируют различные прикладные компьютерные программы и интеллектуальные информационные системы.
Например, для лингвистической работы с текстами законопроектов используются различные вспомогательные средства лингвистического характера, тезаурусы (совокупность ключевых слов и словообразований, используемых при подготовке правовых текстов), словари правовых терминов и их определений, алфавитные указатели к важнейшим законам и др. В сетевом режиме все депутаты и ответственные работники аппарата Государственной Думы обеспечены различными базами данных, с помощью которых ведется непосредственная подготовка законопроектов, электронные справочники, аналитические информационные системы — "Планирование", "Статистика", "Законопроект", "Законодательство", "Регион", "Контроль" и др.
Законотворческая практика постоянно выдвигает новые формы и условия применения ЭВМ и других элементов информационной инфраструктуры законотворческой деятельности. Эти формы находятся в постоянном изменении и развитии.
В настоящее время в состав инфраструктуры входят:
• компьютерный мониторинг (процедура наблюдения) законодательного процесса;
• электронная система информационного обеспечения;
• система электронного документооборота;
• единая информационно-телекоммуникационная сеть;
• автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности;
• справочная информационно-поисковая система "ЗАКОН".
Компьютерный мониторинг как информационная система предназначен для получения оперативной информации о состоянии рассмотрения и движении законопроектов, о соблюдении установленных сроков выполнения тех или иных действий.
В базе мониторинга находятся:
• исходный вариант законопроекта, все остальные варианты вплоть до окончательного, этапы движения законопроекта при согласовании во всех государственных органах;
• сведения о лицах, ответственных за состояние законопроекта, а также о лицах и органах исполнительной власти, давших на него заключение, поступившие от заинтересованных и должностных лиц предложения.
Кроме того, в память системы мониторинга введены некоторые другие параметры — контрольные сроки, результаты рассмотрения законопроекта в первом, втором и последующих чтениях, дальнейшее прохождение принятого закона в Совете Федерации, а также информация о его прохождении в администрации Президента РФ и утверждении либо отклонении по различным основаниям.
Электронная система информационного обеспечения заседаний Государственной Думы используется:
• для регистрации депутатов Государственной Думы;
• записи депутатов па выступления, регистрации, внесения ими предложений и поправок;
• подсчета голосов и определения результатов голосования.
В Комитете по регламенту и организации работы Государственной Думы создана группа контроля, которая осуществляет слежение за использованием электронной системы (в частности, в ходе голосования). Группа контроля обязана до начала тайного голосования проверить исправность электронной системы. Результаты работы электронной системы оформляются протоколом.
Система электронного документооборота Государственной Думы представляет собой совокупность программных устройств, которая обеспечивает автоматизированную обработку и процедуру движения (оборота) документов в электронном виде от момента их создания (получения), внесения изменений (поправок) и до окончательного принятия. Названная система обеспечивает поиск документов по различным реквизитам, получение и ввод текстов документов, обработку и распечатывание, доступ пользователей к документам и другие процедуры.
Система электронного документооборота позволяет пользователям искать, создавать, хранить, обрабатывать и распространять документы в электронном и бумажном виде, а также контролировать исполнение поручений со стороны руководителей.
Единая информационно-телекоммуникационная сеть Государственной Думы включает более 2000 компьютеров. Емкость внутренней локальной компьютерной сети — 2500 подключений. Компьютерная сеть Государственной Думы представляет собой общую ведомственную (корпоративную) сеть с Советом Федерации, администрацией Президента РФ, ПИК России, а также некоторыми федеральными органами исполнительной власти.
Одной из основных технологических информационных систем, обеспечивающих федеральный законодательный процесс, является Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности (далее — АСОЗД). С помощью АСОЗД осуществляется поиск и использование информации об этапах движения законопроекта — от стадии его внесения в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы, оценки экспертами и специалистами до момента его принятия и подписания Президентом РФ. В этой системе хранятся как сами законопроекты в их полнотекстовой версии, так и все основные критические замечания и основания отклонения, а также другие документы, относящиеся к прохождению в Федеральное Собрание.
Важным информационным условием обеспечения практики правотворческой деятельности Государственной Думы является использование справочной информационно-поисковой системы "ЗАКОН" (ИПС "ЗАКОН") как источника поиска нормативных правовых актов в Государственной Думе. ИПС "ЗАКОН" содержит правовые акты не только действующие законодательные акты РФ, но и правоприменительные акты, правовые акты распорядительного и локального действия, документы, утратившие силу, необходимые в законопроектной работе для изучения истории развития конкретной нормы. Особо следует отметить, что в ИПС "ЗАКОН" содержится значительный раздел по международным правовым актам: федеральные законы о ратификации международных договоров и соглашений РФ; международные договоры и соглашения РФ; резюме и доклады к международным договорам и соглашениям; неофициальные переводы международных конвенций Совета Европы, сделанные правовым управлением. Представленные тексты правовых актов не являются официальными и предназначены для информирования пользователей об их наличии.
В составе блока справочных информационно-правовых систем обеспечения правотворческой деятельности Государственной Думы важное место занимает сервис Банк данных "Нормативно-правовые акты Федерального Собрания Российской Федерации", который включает правовые и распорядительные акты палат Федерального Собрания, принятые после 1 января 2000 г., а также кодексы, федеральные законы и федеральные конституционные законы, принятые с 1994 г.
Следует отметить, что названные информационно-справочные правовые системы размещены для широкого использования на сайте Государственной Думы в сети Интернет, что создает им дополнительную привлекательность не только для профессионалов Федерального Собрания, но и для широкого круга юристов и граждан.
Нужно подчеркнуть, что правовая информация в названных справочных системах, как и в других электронных правовых системах, носит неофициальный характер, поскольку официальным опубликованием закона считается публикация его полного текста в "Российской газете", "Парламентской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".
Несомненным преимуществом современных средств информатизации правотворческой деятельности Государственной Думы является система стенографирования обсуждения законопроектов на пленарном заседании с целью подготовки текста стенограмм, их обработки, хранения и использования заинтересованными лицами.
Основное предназначение названной системы — преобразование речевого сигнала и видеоизображения в цифровую форму, организация их хранения на цифровых носителях и отражение в тексте. Технологическая система стенографирования устных выступлений создает удобства для их использования в режиме реального (в том числе прослушивания и просмотра) и отложенного времени.
Особая актуальность создания системы стенографирования проявляется в возможности ее использования с помощью официального сайта сети Интернет всеми заинтересованными лицами, особенно представителями науки, которые могут легко обнаружить проявления различных подходов при формировании правовой информации и правовой политики.