Особенности формирования территориальных комиссий
Количество их членов не может быть менее 5 и более 14 членов с правом решающего голоса. Конкретное число членов определяется законом соответствующего субъекта РФ в зависимости от числа избирателей, загруженности избирательной комиссии и других факторов. Между тем Избирательный кодекс Свердловской области в ст. 21 передает полномочие на установление конкретного количества членов территориальной комиссии Избирательной комиссии Свердловской области. Как правило, среднечисленный состав территориальных избирательных комиссий в Свердловской области составляет от 9 до 11 членов с правом решающего голоса. Если формирование окружных комиссий осуществляется вышестоящими комиссиями, в число которых может входить и избирательная комиссия муниципального образования, то формирование территориальных избирательных комиссий возлагается исключительно на избирательную комиссию субъекта РФ. Условия и порядок формирования территориальных избирательных комиссий аналогичны условиям и порядку формирования окружных избирательных комиссий.
Согласно п. 8 ст. 26 Закона о гарантиях избирательных прав в пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных комиссий. При этом решение об их формировании принимает избирательная комиссия субъекта РФ по согласованию с ЦИК РФ. В данной ситуации необходимо иметь в виду следующее. В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территория субъекта РФ разграничивается между поселениями. Поселение является видом муниципального образования. Муниципальное образование и административно-территориальная единица – различные виды территорий. Административно-территориальная единица создается для осуществления функций государственного управления, а муниципальное образование – для осуществления местного самоуправления. Таким образом, поскольку на сегодняшний день территория субъекта РФ разделена на муниципальные образования, то можно утверждать, что законодатель "отказывается" от такого вида территорий, как административно-территориальная единица. Следовательно, полагаем, что данную норму правильнее трактовать следующим образом: в пределах одного муниципального образования с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных комиссий. Термин "большое число избирателей" законом не определен. Это означает, что избирательная комиссия субъекта РФ вправе самостоятельно определять данную оценочную категорию. Решение о формировании нескольких территориальных комиссий в пределах одного муниципального образования избирательная комиссия субъекта РФ обязательно должна принимать по согласованию с ЦИК РФ. Форма такого согласования законом не предусматривается. Обычно несколько территориальных комиссий образуется в муниципальных образованиях с численностью населения свыше 200 тыс. человек, а также в муниципальных образованиях – административных центрах и столицах субъектов РФ. Для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, участках референдума, образованных на судах, полярных станциях, избирательная комиссия субъекта РФ вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий. Такие комиссии формируются с выполнением всех требований, предусмотренных Законом о гарантиях избирательных прав.
Кроме того, например, ст. 14 Закона о выборах Президента РФ предусматривает, что ЦИК РФ вправе создать одну либо несколько территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации. Такие территориальные избирательные комиссии формируются в составе не менее 5 и не более 9 членов комиссии с правом решающего голоса, не подпадающих под установленные Законом о гарантиях избирательных прав ограничения, препятствующие приобретению статуса члена избирательной комиссии с правом решающего голоса. ЦИК РФ вправе возложить полномочия таких территориальных избирательных комиссий на соответствующие территориальные избирательные комиссии, сформированные для подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы.