Особенности формирования рынка в России. Современные проблемы развития
Большинство оппонентов реформы в России считают, что реформа провалилась, цели, которые ставились, не выполнены. Так ли это?
Если рассматривать глобальные цели - повышение эффективности производства, высокие темпы экономического роста и значительное повышение жизненного уровня населения, то нельзя не признать их правоты. Но, вероятно, решить такие задачи в стране, занимающей одну шестую часть суши, за такой короткий исторический отрезок времени просто нереально.
За последние годы состояние экономики России улучшилось, но проблем осталось много. Еще не достигнут уровень производства дореформенного периода, в тяжелом состоянии находится научно-исследовательская сфера, что повлекло за собой снижение конкурентоспособности национальной экономики и уменьшение потенциала экономического роста. Банковская система с трудом оправляется после финансового кризиса 1997-1998 гг., когда большинство мелких и средних банков обанкротились. Не удается справиться с инфляцией, мафией, коррупцией. Конечно, за эти годы сделано много, но решить проблему до конца не удалось. И до сих пор нет единой комплексной экономической программы, способной вывести страну из этого состояния.
Как показывает статистика, происшедший спад производства в период перехода к рынку - явление закономерное. Производство сократилось во всех странах, вступивших на путь реформ. Просто сравнивать уровень спада и сроки его преодоления в России и в любой восточноевропейской стране, вероятно, неправомерно: все они составляют лишь незначительную часть от размеров территории и производства России, и навести порядок там значительно легче. Не надо забывать, что институты частной собственности и рыночные отношения были отменены в этих странах относительно недавно и вернуться к ним им проще: еще живо поколение людей, помнящих рынок и знающих, как в нем работать. В России подобного опыта нет, его приходится приобретать заново.
Есть еще один фактор, углубляющий спад производства: диспропорции социалистической экономики, послужившей базой для реформы. По минимальным оценкам, 40% ВВП СССР составляла продукция военно-промышленного комплекса, сейчас ее доля - не более 5-8%. Разница дает половину 50%-ного спада производства, еще 10-15% - сокращение производства низкокачественной продукции и непригодного ассортимента, которую брали только из-за отсутствия выбора. В итоге на долю факторов, вызванных реформой, приходится 10-15% спада, т.е. столько же, сколько в среднем во всех переходных экономиках.
Финансовый кризис, сильно ударивший по российской экономике, привел к девальвации, в результате которой был дан толчок к оживлению производства. В 1999 г. объем реального ВВП возрос на 3,2%, промышленной продукции - на 8,1, грузооборот предприятий транспорта - на 5,2%. И все последующие годы наблюдался экономический рост.
Больше всего нареканий относится к результатам приватизации. Конечно, создать эффективного собственника, рачительного хозяина не удалось. Существует мнение, что это - результат приватизации "по Чубайсу"; именно она привела к возникновению финансовых олигархов и криминализации экономики. Но не надо забывать, что основное растаскивание государственной собственности началось при правительстве Н. Рыжкова через аренду с выкупом и создание народных предприятий. Программа А. Чубайса лишь приостановила этот процесс, ввела его в какие-то законные рамки. Даже без ваучеров результат был бы примерно тем же, но ваучеры сделали главное - в короткие сроки разрушили государственную собственность и создали реальную основу для рыночных отношений. Сейчас уже существует более эффективный по сравнению с государственным рыночный сектор, способный участвовать в конкурентной борьбе, развиваться и создавать необходимые товары.
Снижение инвестиционной активности вызвано конкретными причинами: прекращением централизованного инвестирования из государственного бюджета; нестабильностью политической и экономической ситуации; постоянными изменениями налогообложения; отсутствием стабильного рынка частных капиталов. Все это сдерживает и отечественных и иностранных инвесторов, предопределяет бегство капиталов за границу.
Реальный уровень жизни, по оценкам, значительно упал, но потребление сейчас относительно стабильно. Вместе с тем в настоящее время в российских семьях намного больше товаров долговременного пользования, чем до начала реформ. Значительно расширился ассортимент отечественных и импортных товаров, исчезли дефицит и очереди, большинство населения приватизировали жилье и стали собственниками недвижимости, а это тоже показатели уровня жизни, о чем не надо забывать.
Для решения социальных проблем необходимы дополнительные средства, в основном из государственного бюджета. Профицит государственного бюджета, имевший место в последние годы, и накопленный Стабилизационный фонд позволяют начать решение многих социальных проблем. Таких проблем множество, но основа для их решения есть: имеются разработки теоретиков по этим вопросам и опыт множества стран, прошедших тот или иной переходный период и преодолевших кризисный этап развития.
На наш взгляд, программа развития должна предусматривать решение главной на сегодняшний день задачи: обеспечения экономического роста. Для этого необходимо разработать и реализовать инвестиционную политику, предусматривающую использование всех свободных денежных средств, в том числе и сбережений населения. Реализация такой политики будет возможна, если удается создать действительную систему превращения сбережений населения в инвестиции. Одновременно нужно будет вести работу по сокращению инфляции и улучшению сбора налогов. Необходимо совершенствовать банковскую систему, осуществлять дополнительные меры по социальной поддержке населения. Если работа в этих направлениях пойдет успешно, то наметившиеся социальная стабилизация и рост в экономике укрепятся и страна сможет начать движение вперед.
Уже сейчас можно сказать, что основы рыночной экономики в России созданы: начали функционировать субъекты рыночных отношений, а государство сформировало инструменты экономического воздействия на эти субъекты (налоговую систему, денежно-кредитные инструменты и пр.). Российская экономика реагирует на использование этих инструментов в основном так же, как и любая экономика развитой страны. Поэтому целенаправленное, грамотное использование созданных рычагов и инструментов позволит решить большинство экономических проблем.