Особенности формирования окружных избирательных комиссий
В том случае, если выборы проводятся по одномандатным или многомандатным округам, основной комиссией, организующей указанные выборы, является окружная избирательная комиссия. Если выборы проводятся по единому избирательному округу, то полномочия окружной комиссии возлагаются на ЦИК РФ, избирательную комиссию субъекта РФ или избирательную комиссию муниципального образования. Практике известны случаи, когда полномочия окружной избирательной комиссии возлагались на районную территориальную избирательную комиссию. Так, на выборах депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области полномочия окружных избирательных комиссий возлагались на районные территориальные избирательные комиссий в целях экономии бюджетных средств и упрощения организации подготовки и проведения выборов.
Окружные комиссии по своей сути являются временными. Нецелесообразно предусматривать деятельность указанных комиссий на постоянной основе. Тем не менее необходимо проводить так называемую кадровую политику в отношении кандидатур будущих членов окружных комиссий. В течение двух месяцев после дня голосования окружные избирательные комиссии передают избирательную документацию в вышестоящие избирательные комиссии, принимают и утверждают итоговые финансовые отчеты кандидатов, подготавливают и утверждают свои финансовые отчеты о расходовании денежных средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов. Если итоги голосования или результатов выборов на территории соответствующего избирательного округа обжалуются, то полномочия окружной избирательной комиссии автоматически продлеваются до дня рассмотрения жалобы и принятия окончательного решения по существу вышестоящей избирательной комиссией либо судом.
В случае проведения дополнительных выборов по соответствующему избирательному округу законодатель предусматривает возложение полномочий окружных комиссий на соответствующую территориальную избирательную комиссию либо на избирательную комиссию муниципального образования. При этом порядок возложения законодательно не определен.
Согласно п. 2.1 – 2.3 Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных постановлением ЦИК РФ от 17 февраля 2010 г. № 192/1337-5, в целях совершенствования системы избирательных комиссий избирательным комиссиям предлагается шире использовать предоставленную законодательством РФ возможность совмещения полномочий избирательных комиссий различного уровня. Делать это рекомендуется прежде всего путем возложения полномочий окружных избирательных комиссий на соответствующие избирательные комиссии, обладающие достаточным кадровым потенциалом и организационно-техническими возможностями, в том числе имеющие комплексы средств автоматизации ГАС "Выборы".
Окружная избирательная комиссия формируется вышестоящей избирательной комиссией, организующей выборы. Субъектами выдвижения кандидатур являются уже анализируемые субъекты. Также с предложениями о кандидатурах членов окружных избирательных комиссий могут выступать представительные органы муниципальных образований. Что касается представительных органов муниципальных образований, если речь идет об окружных избирательных комиссиях на государственном уровне, то представительные органы любого муниципального образования в субъекте РФ вправе выступить с инициативой выдвижения. Если же формирование осуществляется в отдельно взятом муниципальном образовании, то, несмотря на отсутствие запрета, на наш взгляд, представляется не вполне логичным, чтобы представительные органы иных муниципальных образований выдвигали кандидатуры членов окружных избирательных комиссий.
При формировании окружных избирательных комиссий вышестоящая комиссия после опубликования в СМИ утвержденной схемы избирательных округов должна также опубликовать сообщение о предстоящем формировании соответствующих окружных избирательных комиссий. Оно должно содержать информацию о сроках и порядке представления предложений о кандидатурах в состав окружной избирательной комиссии, а также о количестве членов окружной избирательной комиссии.
Законодатель в определенной мере разделяет формирование окружных избирательных комиссий на государственном и местном уровнях. Как на государственном, так и на муниципальном уровне вышестоящая избирательная комиссия обязана назначить не менее 1/2 от общего числа членов окружной избирательной комиссии на основе поступивших предложений: политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе; политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ.
На практике случаются ситуации, когда одна и та же партии представлена в окружной комиссии двумя членами. Такие случаи характерны, когда партия имеет места в Государственной Думе, а ее региональное отделение допущено к распределению мест в парламенте субъекта РФ. В данной ситуации речь идет об одной и той же партии, но о разных избирательных объединениях.
Кроме того, указанная норма несколько отстает от практики. Если окружная комиссия состоит из девяти членов с правом решающего голоса, то при всем желании вышестоящая комиссия не сможет назначить не менее половины членов от политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, поскольку таких партий сейчас, на момент опубликования настоящего учебника, четыре. Причем, такая ситуация обострилась и вокруг формирования иных избирательных комиссий. Полагаем, что законодатель должен изменить указанное положение, обязав соответствующий орган назначать в состав комиссий членов от партий, чьи списки допущены к распределению депутатских мандатов в представительных органах власти, независимо от количества членов соответствующей комиссии.
Что касается формирования окружной комиссии на муниципальном уровне, то вышестоящая комиссия также обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов окружной избирательной комиссии по выборам в органы местного самоуправления на основе поступивших предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе соответствующего муниципального образования. С учетом намечающейся тенденции проводить выборы депутатов представительного органа муниципального образования по пропорциональной либо смешанной избирательной системе данное положение вполне может быть реализовано на практике.