Особенности деятельности PR-служб на региональном и муниципальном уровнях
Напомним, что региональный уровень власти в Российской Федерации – это 83 субъекта федерации: 21 республика, 46 областей, 9 краев, 1 автономная область, 4 автономных округа, 2 города федерального значения и соответственно имеющиеся у них подразделения по связям с общественностью (СО).
Местное самоуправление – это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, исходя из интересов всех жителей данной территории. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования. Это территории, в границах которых совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов.
В Российской Федерации существуют пять видов муниципальных образований:
• муниципальный район (несколько городских и (или) сельских поселений);
• сельское поселение (один или несколько сельских населенных пунктов);
• городское поселение (один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа);
• городской округ (городское поселение, не входящее в состав муниципального района);
• внутригородская территория города федерального значения (часть территории города федерального значения - Москвы или Санкт-Петербурга).
Задачи и функции PR-служб органов государственной власти и управления на федеральном уровне являются своего рода образцом и моделью для определения задач и функций – естественно в пропорционально уменьшенном масштабе – подразделений по СО органов государственной власти и управления на региональном и муниципальном уровнях.
Если говорить о пресс-службах органов государственной власти на региональном и муниципальном уровнях, то до сих пор отсутствуют регламенты, определяющие единые правила в названиях этих подразделений и их организационно-штатном наполнении. Функции подразделений по связям с общественностью па региональном и муниципальном уровнях зависят от поставленных перед ними задач и имеющихся в их распоряжении материальных ресурсов.
В этой связи заслуживает внимания идея, высказанная одним из авторитетных российских ученых в сфере связей с общественностью А. Н. Чумиковым. В оценке "функционала" он предлагает ввести понятие минимальной достаточности, при которой может реализовываться PR-функция. Этот минимум функций сводится к следующему:
• оперативное и полное информирование граждан о деятельности организации, в том числе при помощи СМИ;
• подготовка для СМИ и распространение официальных сообщений, заявлений и иных информационных (журналистских) материалов, посвященных деятельности организации;
• подготовка и передача в СМИ разъяснений и комментариев специалистов, экспертов и авторов решений и действий организации;
• аккредитация журналистов, освещающих деятельность данной организации;
• оказание содействия аккредитованным журналистам, а также корреспондентам, выполняющим задание по сбору материалов для публикаций, теле- или радиопередач;
• подготовка пресс-бюллетеней, пресс-релизов, обзоров тематической информации;
• подготовка и проведение пресс-конференций, брифингов, встреч с журналистами;
• анализ материалов прессы, радио и телевидения о деятельности организации и ее руководителей;
• подготовка (по мере необходимости) опровержений и разъяснительных писем по поводу недостоверных публикаций.
Что касается характера взаимоотношений между местными органами власти и населением, то А. Н. Чумиков предлагает разделить их на три категории: рутинные, позитивные и внешние.
• Рутинные отношения являются результатом ежедневной работы местного органа власти. Например, решение вопросов неоплаты счетов за коммунальные услуги, штрафы, получение лицензий и пр.
• Позитивные включают в себя функции местных органов власти обучать, поощрять и награждать различные группы населения. Например, награждение самого выдающегося человека в городе.
• Внешние взаимоотношения возникают, когда людей приглашают поучаствовать в работе государственной организации или дать рекомендации.
Отметим некоторые особенности работы PR-структур па региональном и местном уровнях. Одна из них заключается в том, что, наряду с классическими формами и методами деятельности, PR-службы на муниципальном (в большей степени) и региональном (в меньшей степени) уровнях более широко используют технологии "выход в народ".
Руководитель субъекта вводит правило ежедневного либо еженедельного посещения ("объезд" в сопровождении свиты и приписанного пула журналистов) различных объектов промышленного (строительство или ввод нового предприятия), сельскохозяйственного (фермы, приусадебные хозяйства), образовательного (вузы, школы, детские сады), научного (НИИ, научные кластеры и хабы), транспортного (вокзалы, аэропорты, крупные развязки дорог) и другого направления.
Руководитель "выходит в народ", напрямую и непосредственно общается с разными категориями целевых аудиторий на объекте их деятельности (начальники, проектировщики, рабочие, педагоги, воспитатели и т.д.). Организуются живые и эксклюзивные интервью руководителя, представителей сопровождающих его заместителей и экспертов, "выходцев из народа", которые широко освещаются в региональных (местных) СМИ.
На федеральном уровне такая технология хотя и используется руководством и чиновниками государственных органов, но значительно реже, чем на местном и региональном уровнях.
Причина заключается в том, что местная власть обладают качеством "социальной контактности": она более приближена к населению и к конкретной личности, непосредственно связана с реальными системами жизнеобеспечения человека (продовольствие, медицинское обеспечение, жилье, проблемы ЖКХ и т.д.) на конкретной территории. Общественность как совокупность различных категорий населения "на местах" оценивает, насколько принципы и приемы деятельности власти соотносятся с общественными интересами и адекватно их отражают. Именно этот уровень публичной власти справедливо считается основой российской системы народовластия и становления гражданского общества в нашей стране.
Доверие к конкретным руководителям на местах, понимание и поддержка проводимой ими политики, вовлечение населения в реализацию государственных проектов на данной территории – это приоритетные задачи PR-служб на региональном и местном уровнях, решение которых, в конечном итоге, формирует отношение к власти в стране в целом.
Вперед особенность деятельности PR-служб в органах власти и управления на региональном и местном уровнях заключается в том, что руководители этого масштаба зачастую понимают цель и главную задачу "связей с общественностью" как пропаганду успехов и достижений их администрации и, разумеется, ее главы (губернатора, мэра, префекта и т.д.). При таком подходе к коммуникационной политике в ход пускается известная в связях с общественностью "модель властвования и подчинения".
Руководители регионов и муниципальных образований, применяя имеющиеся в их распоряжении ресурсы (материальные, финансовые, административные, законотворческие и др.), используют PR-службы как средство односторонней асимметричной отфильтрованной по содержанию коммуникации и, в конечном итоге, как инструмент манипулирования мнением общественности на местах. Поэтому одна из актуальных проблем PR-структур органов государственной власти на региональном и муниципальном уровнях - это переформатирование модели их деятельности. Речь идет о превращении их из вспомогательного инструмента пропаганды в полноправную структуру коммуникационного менеджмента, участвующую в разработке информационной политики органа власти, ее планировании и реализации без какого бы то ни было давления сверху.
Еще одна особенность организации работы PR-структур на субъектном (региональном) уровне заключается в том, что они, как уже отмечалось выше, в известной степени дублирует работу органов федерального уровня, но отличаются по масштабам, охвату целевых аудиторий и задействованным ресурсам. Государственные органы субъектного уровня могут и, как правило, являются учредителем государственных региональных СМИ и источником их бюджетного финансирования (вспомним: "кто платит, тот и музыку заказывает"). Кроме того, что работа государственных структур субъектного уровня урегулирована федеральными законодательными актами, она также регулируется и региональными законами и постановлениями.
Рассмотрим функции и задачи субъектного (регионального) уровня на примере пресс-службы администрации Краснодарского края[1].
Эта пресс-служба является структурным подразделением администрации Краснодарского края. Положение о пресс- службе, структура и штатное расписание утверждаются главой администрации Краснодарского края по представлению заместителя главы администрации края по работе со СМИ.
Основными функциями пресс-службы являются:
• обеспечение связи главы администрации края со СМИ;
• предоставление СМИ материалов о деятельности главы администрации края;
• организация информационного обеспечения мероприятий с участием главы администрации как на территории края, так и за его пределами;
• осуществление контроля за реализацией критических выступлений в краевых СМИ и обеспечение информированности населения по принятым решениям.
Основными задачами пресс-службы являются:
• организация пресс-конференций главы администрации края и его заместителей, выступлений в СМИ, встреч главы администрации с представителями СМИ, других мероприятий, связанных с выполнением функций пресс- службы;
• взаимодействие с региональными, центральными и иностранными СМИ и журналистами в целях полного и объективного освещения деятельности главы администрации и правительства Краснодарского края;
• формирование через СМИ общественного мнения о деятельности главы администрации;
• участие в подготовке и проведении официальных и рабочих поездок главы администрации по краю и за его территорию в целях их освещения в СМИ;
• подготовка и передача СМИ в установленном порядке геле-, фото- и аудиоматериалов, связанных с деятельностью главы администрации;
• подготовка заявлений и сообщений для СМИ, брифингов и пресс-конференций по вопросам деятельности главы администрации и правительства края;
• обобщение проблемных материалов и критических замечаний и предложений в адрес администрации края, ее структурных подразделений, городских и районных администраций, осуществление контроля за их реализацией и информирование населения о принятых мерах;
• обеспечение краевых, городских и районных газет, телерадиокомпаний информацией, поступающей по каналам электронных СМИ;
• взаимодействие с пресс-службами субъектов Федерации, Законодательного Собрания Краснодарского края, организаций федерального подчинения.
В заключение отметим, что в 2008 г. создан портал krasnodar.ru, который является официальным информационным представительством исполнительных органов государственной власти Краснодарского края в сети Интернет. Портал интегрирует информационное поле краевых органов власти, муниципальных образований, представительств федеральных структур.
Для выполнения функций и задач, возложенных на подразделения по связям с общественностью органов государственной власти и управления регионального и местного уровней, создаются соответствующие организационно штатные структуры PR-служб. Рассмотрим на примере города Санкт-Петербурга структуру PR-службы, которая имеет сложно-составное название – Управление информации – пресс-служба администрации губернатора Санкт-Петербурга. Возглавляет управление начальник, который имеет двух заместителей. Структурно управление состоит из следующих пяти подразделений:
• Информационно-аналитический отдел (семь человек): начальник, пять главных и один ведущий специалист.
• Редакторско-издательский сектор (семь человек): начальник, три главных специалиста и один ведущий, а также редактор "Информационного бюллетеня Администрации".
• Отдел по работе со СМИ (пресс-центр) – пять человек: начальник, три главных и один ведущий специалист.
• Сектор телевидения и фоторабот (три человека): начальник, главный и ведущий специалист.
• Сектор Интернет (два человека): начальник и специалист 1-й категории.
Итак, вместе с руководством Управление насчитывает 25 человек, и такую структуру PR-службы на региональном уровне можно считать развернутой.
А вот в Управлении правительства Саратовской области по взаимодействию со СМИ – пресс-службе губернатора насчитывается всего шесть человек и два отдела: информационной работы и аккредитации; по взаимодействию со СМИ.
PR-службами местных органов государственной власти иногда разрабатываются регламенты взаимодействия со СМИ. Такой регламент начал прорабатываться в 2013 г. в судебной ветви власти. В некоторых структурах, которые имеют, например, объекты ограниченного доступа, такой регламент уже существует.
Пример из практики.
Пресс-служба
ФГОУ ВПО Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России осуществляет взаимодействие со СМИ.
Регламент посещения представителями СМИ Воронежского института ФСИН России
• Представители российских СМИ, зарегистрированных в установленном порядке, могут обращаться непосредственно к руководству вуза с письменным запросом, в котором должно быть указано наименование СМИ, цель, сроки прибытия, перечень и должности лиц, намеренных посетить учебное заведение и его контактные телефоны.
• Письменные обращения зарубежных СМИ рассматриваются непосредственно в Федеральной службе исполнения наказаний России (г. Москва).
• Встречи, беседы и видеосъемка на территории вуза осуществляются только в присутствии сотрудника пресс-службы ФГОУ ВПО Воронежский институт ФСИН России и с разрешения руководства вуза.
• Представители СМИ могут встречаться и беседовать с курсантами и сотрудниками образовательного учреждения на территории вуза с разрешения его руководства.
• Представители СМИ приглашаются пресс-службой вуза в Воронежский институт ФСИН России для освещения тех или иных событий, проходящих в институте в течение учебного года.
• Средства массовой информации несут ответственность за достоверность материалов, рассказывающих о деятельности вуза в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пресс-служба Воронежского института ФСИН России
Начальник пресс-службы института:
Вольский Михаил Валентинович
Контактная информация:
Адрес: 394072, г. Воронеж, ул. Иркутская, 1а
Телефон: 8 (4732) 22 43 26*
Е- mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
Мы открыты для диалога со средствами массовой информации.
Завершая рассмотрение структур PR-служб субъектного звена, отметим также одну из тенденций реструктуризации подразделений по связям с общественностью на республиканском и областном уровнях. Речь идет об оптимизации управления путем укрупнения и (или) интеграции параллельных или же дублирующих структур в органах власти. Так, в 2013 г. на уровень министерств выведены PR-службы некоторых республик на Северном Кавказе.
В Чеченской республике – это министерство по организации взаимодействия правительства республики с гражданским обществом. Ведомство занимается организацией диалога между исполнительной властью и населением республики но вопросам экономического, социального и культурного развития республики.
В Ингушетии – это министерство по связям с общественностью, национальной политике, печати и информации.
В Пензенской области путем слияния управления внутренней политики и департамента СМИ создано министерство общественных связей и массовых коммуникаций.
В Дагестане на основе расформированного управления информационной политики и пресс-службы создана единая пресс-служба президента и правительства Республики Дагестан.
Еще ранее (в 2010 г.) создана единая пресс-служба президента и правительства Республики Южная Осетия.
В том же 2010 г. в правительстве Москвы создали департамент СМИ и рекламы (численность 125 человек) за счет объединения комитета по телекоммуникациям и СМИ с комитетом рекламы, информации и оформления Москвы. И такая тенденция имеет обнадеживающую перспективу в будущем.