Особенности деятельности посредника и основы эффективного посредничества
Переговоры состоят из серии действий и поступков индивидов, которые заинтересованы в разрешении противоречий и завершении конфликта.
Медиатор, подобно участникам переговоров, также активно действует. Он непосредственно не изменяет решения участников конфликта, а выступает катализатором. Изменения являются результатом совместных действий медиатора и конфликтующих сторон.
На переговорах конфликтующие стороны сталкиваются с рядом процедурных или "критических" ситуаций, которые должны быть преодолены для достижения урегулирования. Медиаторы могут реагировать на появление критических ситуаций действиями двух типов: основными и специфическими.
Основные действия медиатора - это общие стратегии медиации, которые посредник использует на всех стадиях медиации. Они представляют общую схему разрешения конфликта.
Общие действия дают медиатору возможность: "войти" в конфликт; помочь конфликтующим сторонам в выборе метода разрешения конфликта; собрать данные и проанализировать конфликт; разработать план медиации; помочь примирению конфликтующих сторон; помочь субъектам начать продуктивные переговоры; выделить основные вопросы переговоров; сформулировать интересы сторон; помочь субъектам в разработке вариантов урегулирования конфликта; помочь субъектам оценить каждый вариант урегулирования; инициировать принятие окончательного решения по вопросу переговоров; помочь субъектам в разработке плана реализации принятого решения и контроля за его выполнением.
Специфические действия медиатора - действия, предпринимаемые медиатором в ответ на проблемы, которые возникают во время переговоров. В категорию специфических действий входит организация приватных встреч одной из конфликтующих сторон и медиатора во время переговоров.
Чтобы работать эффективно с конфликтом, медиатору нужна "карта конфликта", с помощью которой можно подробно описать конфликт, идентифицировать барьеры в его урегулировании и определить процедуры управления и разрешения конфликтной ситуации.
Медиаторы изучают проблемы во взаимоотношениях конфликтующих сторон, несовпадения "фактов", совместимых и конкурирующих интересов, динамики взаимодействия, силовых отношений, величины сходств и различий во мнениях. Исходя из наблюдений посредник пытается идентифицировать центральные критические ситуации или причины конфликта. Как только посредник решит, что главная причина найдена, он формирует гипотезу: "Этот конфликт вызван А, и если Б изменится, стороны будут способными прийти к соглашению". Затем гипотеза должна быть протестирована. Испытание гипотез относительно конфликта включает проектирование вмешательства, которое способствует формированию или видоизменению отношений, поведения конфликтующих сторон. Например, существует теория о причинах конфликта, основывающаяся на проблемах коммуникации. Большинство теорий коммуникаций предполагают, что конфликт является результатом искаженной коммуникации - в любом качестве, количестве или форме.
Медиатор, работающий в рамках теории коммуникаций, начинает свою работу с наблюдения за процессом коммуникации между конфликтующими сторонами. Наблюдая за взаимодействием сторон, он формулирует гипотезу. Затем медиатор экспериментирует с различными вариантами коммуникационного поведения сторон (количество, качество, форма коммуникации), проверяя их возможности изменить динамику конфликта.
Процесс построения и проверки гипотезы - основной процесс вмешательства и разрешения противоречий.
Медиатор осуществляет различные вмешательства с целью помочь конфликтующим сторонам путем переговоров и стадий медиации. Однако действия медиатора изменяются от конфликта к конфликту. Общие схемы медиации каждый социальный работник должен изменять в соответствии с переменными, которые влияют на качество вмешательства. В их числе:
- уровень развития и этап конфликта, на котором медиатор подключается к его разрешению;
- способность конфликтующих сторон решить конфликт;
- соотношение сил сторон и роль медиатора как баланса сил;
- процедуры переговоров, используемые сторонами;
- сложность случая обсуждаемых вопросов;
- роль и задачи медиатора, взаимно обговоренные сторонами с самим медиатором.
Рассмотрим их подробнее.
1. Развитие конфликта и этап "входа" медиатора в конфликт. Стадия развития конфликта и степень интенсивности эмоций сторон влияют на задачи, которые субъекты конфликта должны решить. Если медиатор "входит" в конфликт на ранней стадии, то перед крайней поляризацией взглядов на объект конфликта и появлением интенсивных эмоций он использует стратегии и осуществляет действия, которые отличаются от стратегий и действий на поздней стадии, когда стороны уже вели переговоры и достигли значительного прогресса или зашли в тупик.
2. Способность конфликтующих сторон решить конфликт. Способность сторон решать свой конфликт также сильно влияет на стратегию вмешательства посредника. Субъектам, которые способны провести переговоры рационально, которые отдают себе отчет о процедуре решения проблемных вопросов и развиваются в сторону урегулирования, потребуется небольшая помощь посредника. В такой ситуации медиатор может помочь просто своим присутствием. Если переговоры зашли в тупик, то он может поспособствовать нейтрализации негативных эмоций, суживающих диапазон переговоров, "создать" действия, которые помогут сторонам достигнуть урегулирования конфликта.
3. Соотношение сил сторон. Если силы и влияние субъектов примерно одинаковы, посредник может помочь конфликтующим сторонам в эффективном использовании их влияния при создании взаимно удовлетворяющих результатов. Если влияние субъектов друг на друга не равное и одна сторона может навязать неудовлетворительное решение проблемы (решение, которое приведет к возобновлению конфликта) другой, медиатор должен решить, как помочь более слабой стороне.
Помощь более уязвимой стороне требует от медиатора специфических действий по вмешательству в конфликт, которые трансформируют функцию посредника в опасно близкую к защите. Важно осознать различия между медиатором, помогающим в организации и размещении сил оппонентов, и медиатором, который становится защитником и помощником в концентрации новых сил и влияния.
4. Процедуры переговоров. Переговоры - это форма совместного решения проблемы. Конфликтующие стороны выбирают одну из двух основных процедур переговоров: переговоры, основанные на позициях, и переговоры, основанные на интересах. Переговоры, основанные на позициях, обычно выбираются, когда медиатор видит, что оспариваемые ресурсы ограничены и дистрибутивное решение - то, которое распределяет доли прибылей и убытков для каждой стороны, - единственно возможный результат. Переговоры, основанные на интересах, выбираются, когда медиаторы ищут общее решение, по возможности удовлетворяющее большинство потребностей обеих сторон.
5. Сложность случая и обсуждаемых вопросов. Конфликты различаются по уровню сложности. И медиаторы должны уметь разрабатывать стратегии вмешательства, которые учитывают сложность каждого специфического конфликта. Процедуры детального сбора информации могут способствовать пониманию причин и динамики конфликта, в другом случае достаточно простого интервью на первой встрече с субъектами. В некоторых случаях медиатор может преодолеть тупик и в случае успеха выйти из участия в разрешении конфликта, предоставив субъектам самостоятельно продолжать переговоры.
6. Определение роли медиатора. Эта переменная влияет на основные и специфические действия медиатора - определение задач и ролей, которые он может выполнять на переговорах. Процедурно ориентированные медиаторы уверены, что стороны лучше информированы о сути конфликта, чем любая "третья сторона". Для них лучшее решение - это решение, принятое субъектами самостоятельно. Они также считают, что субъектам нужна процедурная подсказка, а не предложение по решению проблемы.