Особенности делового этикета в западноевропейских странах

В противоположность восточной философии деловых отношений, которая как мы уже упоминали выше, основана на преимуществе "общего" над "частным", западная культура деловых коммуникаций во главу угла ставит, прежде всего, интересы личности. Именно свободная и преуспевающая личность является основополагающей составляющей свободного, справедливого и преуспевающего общества. Общество, целиком состоящее из угнетенных личностей или большинство которого являются рабами (людьми, полностью или частично зависимыми от любых внешних условий, условностей и воздействий), не может быть процветающим и эффективным. Все, что хорошо для отдельной личности (являющейся неотъемлемой частью общего, и добровольно признающей свою подчиненность этому общему), хорошо и для всего общества в целом, которое отнюдь не является главенствующей парадигмой.

Англия

Во второй половине XVIII в. в Англии с развитием технического прогресса произошли изменения в производственных отношениях. Усовершенствованные средства производства повлияли на производительные силы, изменили их качественно и количественно. Начался промышленный переворот. Социум трансформировался, промышленность росла, коммерция бурно развивалась. Очень быстро сформировались мощные по своему составу новые общественные классы. Очень быстро потребовались более обширные рынки сбыта и более мобильные и удобные условия реализации производимой продукции. Это привело к развитию предпринимательства и развитию буржуазии. Именно тогда, чтобы обозначить свою принадлежность к новому классу, новые торговцы, банкиры и владельцы мануфактур стали вводить нормы поведения, одежды, впоследствии составившие современный американо-европейский деловой стиль. В XIX и XX вв. европейские и американские бизнесмены играли доминирующую роль на мировой арене. Вместе со своим капиталом, товарами и технологиями они принесли всему миру и правила поведения в деловой среде. С тех пор этих правил придерживаются бизнесмены не только Европы и Америки, но и Японии, Азии, Африки. Во всех странах атрибутом делового человека чаще всего является английский пиджак, смокинг или фрак.

Деловой мир Великобритании неоднороден не только в социальном плане, но и по своей цеховой специализации, что в принципе отличает его от деловых кругов других стран. Для английского бизнеса характерна кастовость, которая, с одной стороны, определяет его высокий профессиональный уровень, а с другой - препятствует притоку "свежей крови". Финансовый сектор британского бизнеса является идеологом проведения тех или иных нововведений.

Основными чертами английского характера являются сдержанность, склонность к недосказанности, немногословие, порой граничащее с молчаливостью. Последнее приводит к замкнутости и необщительности как проявлениям английского стремления к независимости. Склонность и умение выжидать, поиск удобного, осуществимого, примиряющего, что неизбежно обуславливает норой пренебрежение логикой и принципами, учитывая или придерживаясь противоположных позиций, - все это также английский национальный характер. Сильнейшая черта характера англичан - чувство справедливости. При ведении дел англичане полагаются на веру в честность партнера, не терпят коварства и хитрости. Общеизвестно их уважение к мнению собеседника. По этой причине они избегают категорических утверждений либо несогласий. Кроме того, в разговорах они всячески избегают личностных тем, что считают вторжением в личную жизнь.

Еще одна яркая национальная английская черта - абсолютное соблюдение установленных правил и законов. Имея дело с английскими партнерами, следует всегда помнить господствующие в Англии правила:

- "Соблюдай установленные формальности".

- "Быть джентльменом - прежде всего".

- "Хорошая репутация - основа бизнеса".

- "Боже, храни Королеву". Германия.

Отличительными чертами немецкого национального характера являются:

- трудолюбие;

- прилежание;

- пунктуальность;

- рациональность;

- бережливость;

- организованность;

- педантичность;

- серьезность;

- расчетливость;

- законопослушание;

- стремление к упорядоченности.

Исторически сложилось так, что только человек, обладающий всеми вышеперечисленными качествами, мог выжить и прокормиться сам со своей семьей в условиях почти постоянных локальных и глобальных катаклизмов, войн и конфликтов, происходящих на территории Центральной Европы.

Переговоры в Германии обычно ведутся с участием одного или нескольких партнеров. Все встречи назначаются заблаговременно. Немцы очень сдержанны и официальны, и потому многим кажутся недружелюбными. Очень тщательно прорабатывают свою позицию. Вопросы любят обсуждать последовательно, один за другим. Как правило, не смешивают бизнес и развлечения во времени и пространстве. Буквально следуют достигнутым договоренностям, поэтому не терпят возможных вариаций, двусмысленностей и разночтений. Учитывая это обстоятельство, необходимо во время переговоров четко определиться с терминологией и понятиями. "Междустрочие" и "подтекст" в деловых коммуникациях, особенно в переговорном процессе, для представителя немецкой нации просто неприемлемо. Оно невозможно по определению.