Особенности бухгалтерского дела на стадии создания предприятия
Бухгалтерский учет в организации ведется систематически без пропусков с момента ее образования до официального закрытия по тем или иным причинам. Именно поэтому бухгалтер необходим организации с момента, когда она только создается: он участвует в подготовке и регистрации учредительных документов, открывает расчетный счет в банке, ставит организацию на учет в налоговых органах, осуществляет платежи организационных расходов и т.п. Затем осуществляется уставная деятельность организации, сопровождаемая обычной бухгалтерской работой по сбору, регистрации и обобщению информации об имуществе, обязательствах и источниках средств, их изменению под воздействием хозяйственных операций, учету доходов и расходов, выявлению финансовых результатов деятельности, составлению бухгалтерской отчетности.
Деятельность организации начинается с ее государственной регистрации, и на этой стадии бухгалтер проводит очень важную для организации работу. В небольших фирмах процедуру регистрации часто проводит именно бухгалтер.
Порядок регистрации хозяйствующих субъектов регламентирован Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Для того чтобы зарегистрировать фирму как полноправного участника хозяйственных отношений, необходимо в налоговые органы представить следующие документы:
• подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;
• протокол, договор или иной документ в соответствии с законодательством о создании юридического лица;
• учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
• документ об уплате государственной пошлины.
Документы представляются в налоговую инспекцию непосредственно либо направляются по почте с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение о регистрации, принятое регистрирующим органом, и выдача свидетельства о регистрации является основанием внесения соответствующей записи в реестр юридических лиц. Внесение записи в государственный реестр признается моментом государственной регистрации.
Следующий этап регистрации – постановка организации на налоговый учет. Это также обязанность бухгалтера. Порядок постановки на налоговый учет установлен ст. 84 НК РФ. Налогоплательщик подает заявление установленной формы в налоговый орган и одновременно представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке:
• свидетельства о регистрации;
• учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации;
• других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством Российской Федерации создание организации.
Налоговый орган обязан поставить налогоплательщика на учет в течение 5 дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство.
Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.
Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной.
В это же время организация встает на учет в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонды медицинского страхования. Организация является страхователем по отношению к своим работникам и как страхователь обязана встать на учет в этих органах социального страхования и обеспечения.
В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" регистрация страхователей в территориальных органах Пенсионного фонда РФ является обязательной и осуществляется в пятидневный срок со дня государственной регистрации по месту их нахождения.
Вновь созданная организация открывает также один или несколько счетов в банке. Это также функция бухгалтера. Для открытия счета в банк представляются:
• заявление на открытие счета, подписанное учредителями юридического лица;
• копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенная нотариально;
• свидетельство налогового органа о регистрации предприятия в качестве налогоплательщика;
• копия документа о регистрации в качестве плательщика в Пенсионный фонд;
• нотариально заверенная копия устава (положения) юридического лица;
• карточка с образцами подписей и оттиска печати (ф. № 0401026), заверенных нотариально.
Банк обязан сообщить об открытии счета в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок. Сам налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган но месту учета об открытии или закрытии любого банковского счета в семидневный срок, как того требует п. 2 ст. 23 ч. 1 НК РФ. В случае нарушения этого срока взимается штраф.
Еще одна очень важная обязанность бухгалтера на стадии начата деятельности организации – участие в выборе системы налогообложения. Налогоплательщики – организации с численностью работников до 100 человек с фиксированным законодательством доходом за отчетный налоговый период могут выбрать упрощенную систему налогообложения, предусмотренную гл. 26.2 НК РФ, или придерживаться традиционной системы налогообложения.
Также организация может выбрать уплату налога на вмененный доход, если она оказывает бытовые услуги населению и в соответствии с гл. 26.3 ч. 2 НК РФ представительные органы муниципальных районов, городских округов и т.д. предусматривают такой режим налогообложения.
Бухгалтер и руководитель должны проанализировать целесообразность применения той или иной системы налогообложения и разработать соответствующую учетную политику. Для этих целей законодательство представляет бухгалтеру три месяца и если учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогового учета не будет соответствовать характеру деятельности организации, то это может стать причиной некорректного отражения результатов деятельности организации в финансовой отчетности. Это ведет к финансовым потерям, так как могут возникнуть штрафные санкции со стороны налоговых органов. Правильно составленная учетная политика может стать основой для представления положения дел организации достоверно, без искажения финансовой отчетности.
Ведение бухгалтерского учета и формирование финансовой отчетности имеют особенности на различных стадиях функционирования организации. В наибольшей степени эти особенности проявляются при создании, реорганизации предприятия, прекращении его деятельности, когда необходимо составлять вступительный, разделительный, объединительный, санируемый и ликвидационный балансы. Эти балансы называются специальными. В отличие от периодического (месячного, квартального, годового) баланса, формируемого по данным финансовой бухгалтерии, специальные балансы подготавливаются при наступлении этих событий. В их задачи не входит определение финансового результата деятельности и информирование о финансовом положении хозяйствующего субъекта. Чаще всего специальные балансы предназначены для определения и оценки стоимости имущества, вступающего в хозяйственный цикл деятельности при создании и реформировании предприятия или находящегося по результатам хозяйствования на стадии санации, банкротства и ликвидации.
При составлении первого с момента создания или реорганизации хозяйственной организации специального баланса следует отличать впервые создаваемые предприятия от организаций, являющихся правопреемниками прежних, ранее действовавших.
Новое предприятие создается за счет средств учредителей, формирующих его уставный капитал. Ими могут быть юридические и физические лица, в том числе государственные органы и учреждения. Взносы в уставный капитал вновь образуемой хозяйственной организации осуществляются в денежной, материальной и смешанной формах.
При учреждении предприятия за счет денежных взносов учредители вносят свои доли в уставный капитал наиболее ликвидными наличными и безналичными денежными средствами. Они отражаются в балансе по номинальной стоимости.
При смешанной форме учреждения нового или преобразованного предприятия в уставный фонд вносится капитал как в денежной форме, так и в виде имущества или вещных прав.
До государственной регистрации и начала первого финансового года вновь созданное предприятие должно составить вступительный баланс, отражающий соотношение имущества и капитала на дату учреждения и являющийся основой для начальных бухгалтерских записей будущего отчетного периода. В активе этого баланса показывают стоимость реально полученного в качестве вклада в уставный капитал имущества, в том числе денежных средств в кассе и на расчетных счетах, а в пассиве – величину уставного капитала и заемных средств. Если к дате составления баланса за счет полученных средств были произведены какие-либо учредительские расходы, их величина отражается в активе вступительного баланса. Статьи актива вступительного баланса заполняются по данным вещественных описей имущества и обязательств учредителей, предоставленных ими создаваемому предприятию. Величина учредительных расходов определяется на основе первичных документов, подтверждающих их факт и размеры. Отражение этих расходов в балансе необходимо, чтобы сохранить в последующем сумму уставного капитала неизменной.
Если предприятие создается впервые, рыночная стоимость внесенных в качестве вклада основных средств, нематериальных активов и оборотных средств принимается к учету и отражается в последующем бухгалтерском балансе как фактическая стоимость их приобретения. Разница между рыночной оценкой и стоимостью, по которой эти объекты числились на балансе передающей организации, отражается в составе финансового результата их выбытия у предприятия-учредителя.
Вступительный баланс нового предприятия, являющегося правопреемником ранее существовавших организаций, как правило, сохраняет общепринятое количество статей актива и пассива, предусмотренное образцами форм бухгалтерской отчетности. Остаются прежними и методы оценки этих статей, хотя это не обязательно.
В действующем законодательстве нет регламентации даты составления вступительного баланса. Поскольку он представляется одновременно с другими учредительными документами и является их составной частью, можно пред положить, что это должна быть дата их представления в учредительный орган. Началом хозяйственной деятельности является день учреждения организации, т.е. его официальной регистрации.
Наиболее часто вновь образуемые предприятия создаются на основе коллективной собственности в виде обществ с ограниченной ответственностью (ООО), закрытых и открытых акционерных обществ (ЗАО, ОАО). Для таких организаций во избежание возможных недоразумений и споров в отношениях между владельцами необходим индивидуальный учет и обособленное отражение во вступительном балансе первоначального взноса каждого участника ООО или учредителя акционерного общества (АО) и расчетов с ними. Для этого предусмотрен специальный бухгалтерский счет "Расчеты с учредителями", а во вступительном балансе – статья с аналогичным названием.
Порядок учреждения акционерного общества подробно регламентирован в Законе "Об акционерных обществах". Согласно ему ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений, представляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет исполнительный орган общества.
Бухгалтеру вновь создаваемой организации необходимо предусмотреть в учете характер расчетов с собственниками и участниками организации. Для этого необходимо сформировать и вести регистр бухгалтерского учета, который бы отражал фактическое состояние расчетов на отчетную дату.