Особенности бухгалтерского дела в организациях малых форм
Небольшие предприятия обеспечивают рабочими местами значительную часть населения нашей страны и гораздо быстрее крупных предприятий реагируют на любые изменения экономической ситуации. С 01.01.2008 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее – Закон № 209-ФЗ).
Закон № 209-ФЗ установил новые критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства, а также ввел понятия среднего предпринимательства и микропредприятия.
Государственная политика в области развития малого и среднего бизнеса направлена на решение широкого перечня задач, начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения деятельности и заканчивая содействием в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) и доли уплачиваемых налогов (π. 1, 2 ст. 6 Закона № 209-ФЗ).
Статьей 7 Закона № 209-ФЗ в целях реализации государственной политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие меры:
1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) иные меры, направленные на обеспечение реализации целей и принципов Федерального закона № 209-ФЗ.
Для того чтобы получить поддержку в виде перечисленных льгот, нужно выполнить ряд условий, предъявляемых Законом № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства:
• хозяйствующие субъекты, которые относятся к малому и среднему бизнесу, – это внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства (ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).
• для юридических лиц установлен отдельный критерий отнесения к малому и среднему бизнесу – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), а также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.
В зависимости от численности работников выделяются три категории хозяйствующих субъектов. Для среднего предприятия средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250 человек включительно, для малого предприятия – от 16 до 100 человек, для микропредприятия – до 15 человек включительно (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).
В Законе № 209-ФЗ предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые Правительством РФ (и. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).
Категория субъекта хозяйственной деятельности определяется по наибольшему показателю. Например, если по средней численности работников организация соответствует среднему предприятию, а по размеру выручки – малому, категория будет установлена по численности работников.
Величина критериев определяется ежегодно по данным предшествующего календарного года. Исключением являются вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации. Категория субъектов малого и среднего бизнеса может измениться, если предельные значения критериев будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд.
С 01.01.2010 вступила в силу ч. 2 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, согласно которой предельные значения выручки, а также балансовой стоимости активов будут устанавливаться один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений.
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год должна определяться с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или но совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятий, малого предприятия или среднего предприятия.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год исчисляется в порядке, установленном ст. 249 НК РФ.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.
Бухгалтерский учет на малом предприятии
Обязанность вести бухгалтерский учет определена Законом "О бухгалтерском учете" только в отношении организаций (п. 1 ст. 4 Закона). Пунктом 2 ст. 4 Закона "О бухгалтерском учете" установлено, что граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.
Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (далее – Типовые рекомендации). Этот документ был разработан задолго до утверждения Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, поэтому руководствоваться им следует в части, не противоречащей вышедшим позднее нормативным актам.
В соответствии с Законом "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий.
Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:
1) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
2) ввести в штат должность бухгалтера;
3) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;
4) вести бухгалтерский учет лично.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, формы применяемых первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств утверждаются учетной политикой малого предприятия.
Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы первичных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Законом "О бухгалтерском учете" и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.
К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, ОГЛАВЛЕНИЕ хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.
Пунктом б Типовых рекомендаций малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров:
• единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 08.03.1960 № 63;
• журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 06.06.1960 № 176;
• упрощенной формы бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям.
Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнальноордерной формы счетоводства.
При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих условий:
• единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
• взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
• сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
• накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.
Простая форма бухгалтерского учета. Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более нескольких десятков в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (форма № К-1), утвержденной приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н (далее – Книга).
Книга является регистром аналитического и синтетического учета. На ее основании можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.
Типовые рекомендации наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками и по налогу на доходы физических лиц с бюджетом требуют ведения также ведомости учета заработной платы по форме № В-8, утвержденной также приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64 н.
Книга может вестись в виде ведомости, которая может открываться на месяц (используя при необходимости вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме журнала, в котором учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, что заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.
Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются. По окончании месяца подсчитываются итоговые обороты по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе 4 Книги.
После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо но каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.
Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово-хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета, формы которых утверждены приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н:
• ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений, – форма № В-1;
• ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, – форма № В-2;
• ведомость учета затрат на производство – форма № В-3;
• ведомость учета денежных средств и фондов – форма № В-4;
• ведомость учета расчетов и прочих операций – форма № В-5;
• ведомость учета реализации – форма № В-6 (оплата);
• ведомость учета расчетов и прочих операций – форма № В-6 (отгрузка);
• ведомость учета расчетов с поставщиками – форма № В-7;
• ведомость учета оплаты труда – форма № В-8;
• ведомость (шахматная) – форма № В-9.
Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одном}' из используемых бухгалтерских счетов.
Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной – по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе "Корреспондирующий счет"), в другой – по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах "ОГЛАВЛЕНИЕ операции" (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.
Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).
Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме № В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость. Данная оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.
Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях – наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости должны подписываться лицами, производившими записи.
Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов – красной).
Ошибки в ведомостях исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписывания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Всякое исправление ошибки в соответствующей ведомости должно быть оговорено надписью "Исправлено" с указанием даты и подтверждено подписью лица, отвечающего за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии.
На малых предприятиях применяется упрощенный План счетов бухгалтерского учета, который субъектам малого предпринимательства предлагают использовать Типовые рекомендации. В отличие от более крупных хозяйствующих субъектов малые предприятия чаще всего не используют счетов для обобщения информации о нематериальных активах (счета 04 и 05), оборудовании, требующем монтажа (счет 07), отложенных налогах (счета 09, 77).
Материальные счета на малых предприятиях представлены счетом 10, а затраты на производство аккумулируются на счете 20 бухгалтерского учета.
Учет денежных средств согласно Плану счетов малых предприятий осуществляется с применением традиционных счетов. А вот счета учета доходов и расходов будущих периодов, а также резервов предстоящих расходов отсутствуют. Это связано с тем, что малые предприятия могут вести бухгалтерский учет кассовым методом. То есть производственные затраты могут отражаться только в части оплаченных товаров (работ и услуг), а учет приобретенных или реализованных товаров (работ, услуг) до момента оплаты ведется обособленно.
Нужно ли вести бухгалтерский учет малым предприятиям, применяющим УСН? Пунктом 3 ст. 4 Закона "О бухгалтерском учете" установлено, что организации, которые перешли на УСН, не обязаны вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.
Но в реальности это освобождение от ведения бухгалтерского учета, по сути, является формальным. Во-первых, бухгалтерский учет необходимо вести в целях контроля за финансовым положением фирмы и для того чтобы можно было оценить результаты ее деятельности. Во-вторых, в большинстве случаев у организаций, применяющих УСН, возникает необходимость вести бухгалтерский учет в силу законодательства.
К примеру, бухгалтерский учет должны вести акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Это следует из Закона "Об акционерных обществах" и Закона "Об ООО".
Конституционный Суд РФ в определении от 13.06.2006 № 319-0 установил отсутствие противоречия между нормами Закона "О бухгалтерском учете" и Закона "Об акционерных обществах". Суд указал, что, несмотря на освобождение от обязанности вести бухгалтерский учет, акционерным обществам необходимо составлять бухгалтерскую отчетность по данным об имущественном и финансовом положении, а также по результатам хозяйственной деятельности. Это обеспечивает права акционеров на получение информации о деятельности акционерного общества.
Таким образом, Конституционный Суд РФ своим определением подтвердил необходимость ведения бухгалтерского учета акционерными обществами.
До появления этого определения некоторые федеральные арбитражные суды придерживались противоположной точки зрения. Они считали, что организации, применяющие УСН, не должны вести бухгалтерского учета, даже если такая необходимость предусмотрена законом (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2006 № Ф04-9833/2005 (18956-А03-8".
Необходимость вести бухгалтерский учет может возникнуть также в следующих случаях:
1) при выплате дивидендов для определения размера чистой прибыли и стоимости чистых активов (п. 2 ст. 42, пн. 1,4 ст. 43 Закона "Об акционерных обществах", письма Минфина России от 10.01.2006 № 03-11-05/2, от 21.06.2005 № 03-11-05/1, п. 1 ст. 28, π. 1, 2 ст. 29 Закона "Об ООО"; π. 1 письма Минфина России от 17.01.2008.4" 03-04-06-01/6, письмо Минфина России от 15.12.2005 № 03-11-04/2/154; постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2007 № А42-8832/2006);
2) когда необходимо определить, является ли сделка организации крупной (п. 1 ст. 78 Закона "Об акционерных обществах", ст. 46 Закона "Об ООО", постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27.11.2007 № Ф08-7767/07, ФАС Центрального округа от 25.04.2007 № А09-6598/06-4);
3) для опубликования годового отчета и бухгалтерского баланса в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (ст. 92 Закона "Об акционерных обществах", п. 8.1.1, 8.2 и 8.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н, п. 2 ст. 49 Закона "Об ООО"; письмо Минфина России от 18.06.2008 № 07-05-06/137);
4) когда организация совмещает УСН и ЕНВД (постановления ФАС Уральского округа от 15.01.2008 № Ф09-11165/07-СЗ, Северо-Западного округа от 12.12.2007 № А44-1375/2007; письма Минфина России от 19.03.2007 № 03-11-04/3/70, от 31.10.2006 № 03-11-04/2/230).
Закон № 209-ФЗ в и. 3 ст. 7 предусматривает упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности.
Организации – субъекты малого предпринимательства составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке. При применении общей системы налогообложения бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете", ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", Приказом Минфина России № 66и.
Согласно п. 2 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность организаций, имеющих статус субъектов малого предпринимательства, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), включает бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, предусмотренные нормативными актами, а также аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если в соответствии с федеральными законами она подлежит обязательному аудиту.
Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете".
Согласно п. 2 ст. 15 Закона "О бухгалтерском учете" организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
День представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.
Если при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.
При составлении бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности и другими указаниями, утверждаемыми Минфином России. Что касается представления бухгалтерской отчетности малыми предприятиями, применяющими специальные налоговые режимы, необходимо отметить следующее.
Организации, применяющие УСН, не должны представлять бухгалтерской отчетности в налоговые органы. Это следует из пн. 5 и. 1 ст. 23 НК РФ. В нем указано, что отчетность не сдают те организации, которые освобождены от обязанности вести бухучет в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете" (см. также письмо УФНС России по г. Москве от 12.12.2007 № 18-11/118639©)).
Исключением из этого правила являются организации, которые совмещают УСН и ЕНВД.
Как указывают контролирующие органы, если организация применяет два специальных налоговых режима, один из которых не освобожден от ведения бухучета, то она должна представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по организации (см. письма Минфина России от 20.05.2008 № 03-11-04/3/251, от 19.03.2007 № 03-11-04/3/70, от 31.10.2006 № 03-11-04/2/230, УФНС России по г. Москве от 06.06.2007 № 18-11/3/052731®).
К такому же выводу пришли ФАС Уральского округа в постановлении от 15.01.2008 № Ф09-11165/07-СЗ и ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 12.12.2007 № А44-1375/2007.
Субъекты малого предпринимательства, которые применяют специальный налоговый режим в виде ЕНВД, составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном законодательством для субъектов малого предпринимательства. То есть состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения.
Следует обратить внимание на то, что согласно п. 1 ст. 15 Закона "О бухгалтерском учете" все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами органам государственной статистики по месту их регистрации.
На практике органы государственной статистики иногда требуют представления им промежуточной бухгалтерской отчетности.
В п. 1 приказа Росстата от 12.08 2008 № 185 "Об усилении контроля за соблюдением законодательства по представлению бухгалтерской отчетности организаций в органы государственной статистики" руководителям территориальных органов Росстата приказано строго соблюдать положения законодательства о бухгалтерском учете в части требования от организаций представления в адрес органов государственной статистики только годовой бухгалтерской отчетности. В случае поступления в адрес территориальных органов Росстата квартальной (промежуточной) бухгалтерской отчетности организациям, ее представившим, должно быть направлено письменное разъяснение о порядке представления бухгалтерской отчетности в адрес органов государственной статистики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. Таким образом, данное требование неправомерно.
Отчетность малых предприятий по УСН
Налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговые декларации по истечении налогового (отчетного) периода. Статьей 346.23 НК РФ установлены сроки и место подачи деклараций. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщиками – индивидуальными предпринимателями – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
То есть срок подачи декларации по итогам года для предпринимателей, по сравнению с организациями, продлен на месяц.
В ст. 346.23 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации представляют декларации в налоговые органы по месту своего нахождения, а налогоплательщики – индивидуальные предприниматели – по месту жительства.
В соответствии с и. 3 ст. 346.23 НК РФ форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России.
Форма и Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, утверждены приказом Минфина России от 17.01.2006 № 7н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и Порядка ее заполнения".
Отчетность малых предприятий по ЕНВД
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной законодательством форме.
Налоговая декларация может быть представлена на бумажном носителе самим налогоплательщиком, направлена по почте или в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.
При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 ПК РФ).
Таким образом, декларацию за I квартал необходимо представить в налоговые органы не позднее 20 апреля (по итогам следующих налоговых периодов в течение года соответственно не позднее 20 июля, 20 октября и 20 января).
В случае если индивидуальный предприниматель зарегистрирован и по месту осуществления деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, представлять в налоговый орган по месту жительства "нулевые" декларации по НДФЛ, страховым выплатам и НДС не требуется. Как указано в письме УМНС России по г. Москве от 06.04.2004 № 21-08/23524, у индивидуального предпринимателя, не осуществляющего иных видов деятельности, кроме облагаемых ЕНВД, отсутствует обязанность по представлению налоговых деклараций по перечисленным выше налогам. В письме от 12.10.2006 № 03-11-04/3/447 Минфин России сообщил, что налогоплательщик, переведенный на уплату ЕНВД, не обязан подавать "нулевых" деклараций по налогам на имущество, НДС и др.
Форма налоговой декларации по ЕНВД и Порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 17.01.2006 №8н.
Статистическая отчетность малых предприятий
Независимо от выбранной системы налогообложения, учета и отчетности малые предприятия должны представлять статистическую отчетность по следующим формам:
• № ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия";
• № МП-1 (автогруз) "Сведения о перевозочной деятельности малого предприятия – владельца (арендатора) грузовых автомобилей";
• № 1-ТС (вывоз) "Сведения о поставке товаров в Республику Беларусь";
• № 1-лицензия "Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)";
• № ДАП-ПМ "Обследование деловой активности малых предприятий, добывающих, обрабатывающих производств и осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды";
• № 2-МП инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия (организации)".
Статистическая отчетность представляется субъектами малого предпринимательства по перечню, утвержденному органами государственной статистики.
Субъекты малого предпринимательства, обязанные представлять формы государственного статистического наблюдения, должны включать сведения в целом по юридическому лицу, т.е. по всем филиалам и структурным подразделениям юридического лица.
Все формы федерального государственного статистического наблюдения служат только для получения сводной статистической информации и не могут быть использованы в целях налогообложения или предоставлены другим коммерческим организациям.