Особенности аудита на малом предприятии

Аудит малых предприятий проводится с применением всех правил проведения аудиторских проверок, но с учетом специфики малых предприятий. В частности, необходимо учитывать следующие моменты:

а) ограничение и отсутствие разделения полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета и подготовку отчетности;

б) преобладающее влияние владельца и (или) менеджмента на все стороны деятельности малых предприятий;

в) слабость систем внутреннего контроля, а также возможность руководителя обходить средства контроля.

Аудиторские проверки малых предприятий обычно характеризуются повышенной степенью риска. Для этого есть немало объективных причин, поэтому при проведении аудита на малом предприятии необходимо уделять самое пристальное внимание следующим потенциальным факторам риска:

• нерегулярность ведения бухгалтерских записей;

• большая вероятность преднамеренных и непреднамеренных ошибок в учете за счет человеческого фактора;

• повышенный риск искажения отчетности;

• неточность понимания задач аудита;

• неточность понимания требований к восстановлению учета;

• неточность понимания требований к исправлению ошибок;

• отсутствие внутреннего контроля в связи с ограниченным числом учетных работников;

• непосредственный контакт сотрудников, ведущих учет, с материальными ценностями;

• использование наличных денег в расчетах с партнерами;

• возможное использование нелегальных налоговых схем;

• возможность использования различных методов сокрытия выручки;

• формальное и (или) неправильное проведение контрольных процедур, в первую очередь инвентаризаций.

Указанные выше факторы риска диктуют необходимость тщательного планирования и документирования аудита малых предприятий. На стадии планирования и понимания бизнеса клиента особое значение приобретает такая процедура, как устный и письменный опрос руководителей и работников бухгалтерии.

Такого рода действия позволяют получить письменные разъяснения от руководства проверяемого субъекта по характеру осуществляемых хозяйственных операций, ведению учета, распределению ответственности за представленные отчетные документы.

При проведении аудита на малом предприятии в первую очередь проверяют правильность постановки и ведения бухгалтерского и налогового учета, правильность исчисления налоговой базы, расчеты по налогам и сборам. Это позволяет более полно оценить налоговые риски, которые в отдельных случаях могут поставить под угрозу непрерывность деятельности аудируемого лица.

В случаях когда целью аудита является выдача официального аудиторского заключения, проверка должна проводиться в полном соответствии с правилами и стандартами аудиторской деятельности без исключений и изъятий.

Аудит малого предприятия отличается от аудита крупного субъекта более упрощенной документацией и менее сложным характером аудита. Это позволяет использовать для проведения аудита меньшее количество сотрудников, что существенно сокращает трудозатраты и, соответственно, расходы клиента на аудит.

Малые предприятия зачастую занимают узкую нишу на рынке и предлагают ограниченный ассортимент товаров или услуг. Их деятельность обычно ограничивается локальными рынками и осуществляется на ограниченном количестве объектов. Такое положение вещей позволяет аудитору быстрее разобраться в специфике деятельности малого предприятия, его системе учета и документооборота, чем эго возможно в случае с более крупным предприятием.

Документирование аудиторских процедур в ходе проверки на малом предприятии также обычно не вызывает особых сложностей. Возможно применение довольно широкого спектра аудиторских процедур, поскольку их объем (например, размер выборок) обычно невелик и выполнение не занимает много времени.

При проведении аудита на малом предприятии не стоит избегать аналитических процедур. Их применение может значительно сэкономить время за счет сокращения потребности в проведении других процедур проверки по существу. Аналитические процедуры обычно позволяют получить приемлемые аудиторские доказательства. К тому же на многих малых предприятиях совокупность данных бухгалтерского учета часто бывает незначительной и легко поддается анализу.

Разумеется, аналитические процедуры неэффективны и часто невозможны при применении системы ручного учета у клиента. Впрочем, в последние годы ручной учет даже на малых предприятиях встречается все реже и реже. Другой проблемой при осуществлении аналитических процедур может стать тот факт, что малые предприятия зачастую не располагают промежуточной или ежемесячной финансовой информацией, которая может использоваться в аналитических процедурах на стадии планирования.

В качестве альтернативы аналитическим процедурам аудиторы могут по возможности провести обзорную краткую проверку Главной книги, оборотно-сальдовых ведомостей по счетам или других предоставленных клиентом бухгалтерских данных.

Во многих случаях аудитор может столкнуться с отсутствием надлежащей документации. Малые предприятия обычно не склонны перегружать себя "бумажной работой", следовательно, вероятность обнаружить детально проработанное положение по персоналу, коллективный договор, маркетинговую политику или положение о защите информации очень невелика. Зачастую на предприятиях отсутствуют даже такие необходимые документы, как, например, учетная политика, штатное расписание, график отпусков и т.п. Тогда аудиторам приходится запрашивать большую часть необходимой информации у собственника и (или) руководителя.

В случае, если аудитор решает использовать при проверке аудиторскую выборку, следует учесть, что на малых предприятиях действуют те же самые принципы, что и на крупных хозяйствующих субъектах. Выборка должна быть сформирована таким образом, чтобы обеспечивалась ее репрезентативность но отношению ко всей тестируемой популяции.

На малых предприятиях особенно часто можно применить проверку 100% совокупности операций. Это происходит в случае, когда вся совокупность представлена небольшим числом индивидуально значимых операций.

Другим вариантом может стать сортировка всех операций по сумме по убыванию и их последовательное тестирование до тех пор, пока общая сумма непроверенных операций не окажется ниже уровня существенности. Часто эти два метода оказываются более эффективными и занимают меньше времени, чем подготовка и тестирование операций с применением выборки.

Очень важным при аудите малого предприятия является выявление связанных сторон. Между малым предприятием и собственником-менеджером, а также между малым предприятием и субъектами, связанными с собственником-менеджером, часто совершаются существенные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность.

В связи с неверными представлениями руководства субъекта по поводу полноты раскрываемой информации

у аудитора может возникнуть необходимость разъяснить проблему и провести ликбез с руководителем и главным бухгалтером компании.

Проводя аудит малых предприятий, аудитор обязан составлять соответствующую аудиторскую документацию, т.е. письменно отражать ход и результат выполняемых аудиторских процедур, фиксировать полученные аудиторские доказательства, а также надлежащим образом оформлять все рабочие документы аудитора.

На базовом уровне аудиторская документация аудита на малом предприятии помогает аудитору при планировании и выполнении аудита, поскольку документирование:

• облегчает контроль и анализ работ, выполненных ассистентами;

• позволяет осуществлять оценку полученных аудиторских доказательств;

• облегчает формирование выводов до завершения составления аудиторского отчета;

• обеспечивает возможность последующего контроля качества аудита.

Помимо прочего, аудиторская документация облегчает планирование аудита на следующий отчетный период. Немаловажное значение имеет то, что аудиторская документация часто способствует повышению качества аудита с точки зрения качества аудиторских выводов. Обоснованность выводов, как правило, выше, когда аудитор тратит время на документирование важных вопросов и оснований для аудиторского заключения.

Аудитор малого предприятия в рабочей документации должен отразить как минимум:

• процесс планирования аудита;

• программу аудита с изложением характера, сроков и объема аудиторских процедур;

• результаты аудиторских процедур;

• выводы, сделанные на основании полученных аудиторских доказательств;

• выводы по всем существенным аспектам, требующим профессионального суждения аудитора.

На малых предприятиях, так же как и на крупных, применимы все основные виды аудита. Законодательных ограничений здесь нет, естественным ограничителем выступает лишь здравый смысл руководства.

Аудит малого предприятия проводится в рамках действующих аудиторских стандартов. В настоящее время в Российской Федерации нет отдельного стандарта, регулирующего аудит малых предприятий. Для такого рода проверок применяется общий порядок аудита. Тем не менее имеется ряд специфических особенностей аудита малых предприятий. В частности, необходимо иметь в виду ряд специфических факторов риска, присущих таким хозяйствующим субъектам.

При аудите на малом предприятии проверяющему необходимо руководствоваться стандартами аудиторской деятельности, что и для остальных организаций.

На этапе планирования аудита наибольшее значение имеют следующие ФПСАД: № 1, 3, 4, 8, 11, 12, 20.

На основном этапе аудита аудитор в наибольшей степени руководствуется следующими ФПСАД: № 2, 5, 9, 10, 13, 14/16-19, 28,29,32.

На заключительном этапе аудита наиболее важны следующие ФСЛД: № 1, 2, 3.

В международной практике ситуация несколько иная. Здесь существует отдельное Положение о международной аудиторской практике (ПМАП) 1005 "Особенности аудита малых предприятий", основной целью которого является рассмотрение основных характеристик малых предприятий и определение степени их воздействия на применение международных стандартов аудита.

Данное Положение содержит:

• базовые критерии для отнесения компаний к категории малых предприятий;

• методические указания по применению международных стандартов аудита в процессе аудита малых предприятий;

• рекомендации по проведению аудита в тех случаях, когда аудитор оказывает малому предприятию услуги в области бухгалтерского учета.

В разделе "Характеристики малых предприятий" отмечено, что малым предприятием может считаться любая компания, право собственности и управление которой сконцентрировано в руках узкого круга лиц (или же одного лица) и которая соответствует как минимум одному из следующих критериев:

1) ограниченное число источников дохода;

2) упрощенная система ведения бухгалтерского учета;

3) ограниченные средства внутреннего контроля в сочетании с наличием у руководства возможности действовать в обход таких средств контроля.

Также в указанном разделе говорится, что аудит малого предприятия может документироваться в упрощенной форме.

Комментарии по применению MCA приведены в рубриках:

• "Обязанности: MCA 200–299";

• "Планирование: MCA 300–399";

• "Система внутреннего контроля: MCA 400–499";

• "Аудиторские доказательства: MCA 500–599";

• "Аудиторские выводы и заключения: MCA 700–799".

Данные комментарии только дополняют, а не заменяют

положения, содержащиеся в соответствующих MCA, в них учитываются особенности аудита малых предприятий.

Согласно MCA 210 "Условия договоренностей об аудите" в отдельных случаях аудитор может прийти к выводу, что он не сможет получить необходимые доказательства для выражения мнения о финансовой отчетности в связи с недостатками, характерными для малых предприятий.

При таких обстоятельствах в странах, где это разрешено законодательством, аудитор может отказаться от проведения проверки даже после принятия на себя соответствующих обязательств. Кроме того, аудитор имеет право продолжить проверку и выразить условно-положительное мнение или отказаться от выражения мнения.

Аудитору следует учитывать положения п. 41 MCA 700 "Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности", в соответствии с которым аудитор обычно не должен принимать условия договоренности об аудите, если они сформулированы таким образом, что, на взгляд аудитора, могут обусловить необходимость отказа от выражения мнения.

В малых экономических субъектах дополнительный риск средств контроля возникает в области использования систем компьютерной обработки данных. Если в такой компании применяется один компьютер с упрощенной программой учета, у одного бухгалтера или ограниченного числа учетных работников появляется возможность вводить несогласованные данные в систему учета, произвольным образом менять программную оболочку и базы данных, вносить в систему операции "задним числом", проводить операции, не получившие одобрения или утверждения в установленном порядке.

Преобладающее влияние владельца и (или) руководителя на все стороны деятельности малого предприятия может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на систему внутреннего контроля и достоверность бухгалтерской отчетности.

С одной стороны, персональный контроль руководителя может способствовать повышению надежности учета в ситуации, когда альтернативные средства внутреннего контроля по объективным причинам затруднены или невозможны. С другой стороны, преобладающее влияние руководителя может способствовать нарушению общеустановленных контрольных процедур, повышать риск нарушения законодательства, способствовать появлению преднамеренных существенных искажений бухгалтерской отчетности.

Как и в случае аудита любых экономических субъектов, в ходе аудита малых экономических субъектов следует тщательно планировать работу, анализировать специфику деятельности субъекта, изучать его системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. В ходе аудита рекомендуется исходить из оценки надежности средств внутреннего контроля как "низкой", если нет явных доказательств противоположного. Такая рекомендация содержится и в российских, и в зарубежных стандартах.

Таким образом, особенности аудита малых предприятий принимаются во внимание при проведении аудита и по российским, и по международным стандартам аудита. Разница заключается в том, что в международной практике эти особенности сведены в один стандарт, а в российской практике аналогичного стандарта нет. Российским аудиторам приходится руководствоваться стандартами, общими для всех (малых, средних и крупных) организаций, а при планировании и проведении аудита малых предприятий полагаться на международный опыт, внутрифирменные стандарты и здравый смысл.

Выводы

1. При проведении аудита в финансово-кредитных предприятиях и подготовке аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности финансово-кредитных организаций необходимо руководствоваться федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

2. Целью аудита торговых организаций является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемой торговой организации и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

3. При аудите экономических субъектов, относящихся к субъектам малого предпринимательства, следует учитывать специфические особенности таких субъектов. Для субъектов малого предпринимательства характерным является то, что бухгалтерский учет в них ведется ограниченным числом работников и, кроме того, законодательно допускается совмещение обязанностей лица, ответственного за ведение учета и хранение товарно-материальных ценностей. Таким образом, аудиторская организация в ходе аудиторской проверки таких предприятий не должна требовать в полной мере разделения ответственности и полномочий сотрудников.