Особенности
В британской культурологии в середине XIX в. сложилась антропологическая школа, объяснявшая сходство фольклора разных народов единой человеческой природой. Поздние прерафаэлиты также исходили из общности человеческой культуры. Темой их произведений стали легенды и события, хранимые в памяти культуры; объект интереса - отшлифованные культурой сюжеты, особенно библейские притчи, эпизоды, взятые из мифологии, из истории.
Идеалом для прерафаэлитов стало прошлое, представлявшееся им безоблачным царством подлинно одухотворенной жизни. Нет нужды приукрашивать и без того прекрасную жизнь людей доброго старого времени - ее следует достоверно показывать. Попытка уйти в прошлое есть бегство от настоящего. Это стремление вызвано и приверженностью викторианской морали, и уже просматривающимся уродством надвигающегося индустриального общества.
Прерафаэлиты подражали, по их мнению, нравственно чистым средневековым и возрожденческим чувствам. За образцы молодые художники брали живопись художников раннего Возрождения - Сандро Боттичелли, Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Джотто, Мазаччо и поэзию Данте. Картины прерафаэлитов были ярко красочны и полны сложной символики.
Чтобы освоить традиции великих художников, прерафаэлиты писали этюды с натуры, увеличивали размеры полотен, стремясь уместить человеческие фигуры и предметы в натуральную величину. Это было также и шагом к искомой ими правде изображения действительности.
Прерафаэлиты использовали белый грунт вместо привычного коричневого. Они выражали свое отношение к изображаемым персонажам и не допускали никакой неопределенности: зло в их работах всегда выглядит как зло.
Прерафаэлиты тщательно прорабатывали детали, даже мельчайшие, независимо от плана. Детали были всегда смыслонагружены. Так, в картине "Пир Изабеллы" изображена спокойная ситуация, но весь последующий неминуемый ужас передан через маленькую деталь (случайно опрокинутая солонка).
Прерафаэлитам еще не была свойственна ирония, которая впоследствии стала чертой модерна. Их искусство было наивно и не стеснялось этой наивности.
Искусству прерафаэлитов присущи чувственность, строгость стиля, мистические аллюзии, эстетизм, дендизм, снобизм, утонченный гедонизм.
Прерафаэлитизм продолжал традиции готического искусства, усваивая его особенности: 1) любовь к природе, 2) близость к эпической культуре, своими истоками восходящей к Гомеру, 3) утонченная и красочная декоративность, 4) романтическое начало. Следование этим традициям и воплощение их в своих художественных образах прерафаэлиты сочетали с приверженностью основным принципам натурализма ("правдивое изображение).
Теоретические идеи
Теоретические основы творчества прерафаэлитов заложил английский писатель и теоретик искусства Джон Рёскин (1819-1900) - автор трудов по проблемам теории культуры ("Сезам и Лилии", 1865; "Королева эфира", 1869).
Рёскин призывал к возрождению средневекового цехового ремесла и проповедовал преклонение перед средневековой художественной культурой. Для Рёскина искусство - выражение национального духа, средоточие религии и морали. Идеи Рёскина стали эстетической программой прерафаэлитов, идеал которых был обращен к прошлому. Прерафаэлиты развивались в поле натуралистического тяготения к точному, не приукрашенному, натуралистическому взгляду на мир: "Наконец перед нами что-то понятное. Вот настоящее стадо овец; вот вещи, которые мы видели и видим каждый день, они поразительно похожи. Возможно, тут есть кое-какие недостатки, но в конце концов общий смысл всего этого нам понятнее. Это сделано для нас, для публики, а не только для художников, приверженных к тем или иным традициям".
Рёскин определил условия художественной ценности произведения: 1) возвышенность сюжета, 2) акцент на светлых сторонах изображаемого, 3) правдивость и духовность, 4) уважение к национальным традициям, 5) насыщенность символами.
Категории безобразного и низменного остаются за пределами эстетики прерафаэлитов, что вполне соответствовало их представлениям о роли искусства. Рёскин полагал, что задача художника - реализовать свой замысел через правдивое воспроизведение гармоничного единства естественной природы и человека.
Молодые художники начали свою деятельность с вызова устоявшимся традициям: они опубликовали манифест, где провозгласили свое стремление к максимально возможной правдивости и возвели в идеал манеру великих итальянцев, творивших еще до Рафаэля. Лозунгом прерафаэлитов стало "Смерть мазне!" ("Death to Slosh!"). Они призывали художников видеть мир четким и ясным взглядом и проповедовали восторженное отношение к жизни, в которой не должно быть места ничему уродливому и злому.
У. Моррис, формулируя эстетические принципы прерафаэлитизма, подчеркивал, что простота жизни, рождающая простоту вкуса, то есть любовь к приятному и возвышенному, более всего другого необходима для возникновения нового и благородного искусства, к которому мы стремимся. Простота должна быть всюду - и во дворце, и в хижине (Моррис У. Малые искусства // Искусство и жизнь. С. 266).
Моррис считает, что наставницами нашими должны быть природа и история. Ни один человек, за исключением редких гениев, ничего не добился бы без тщательного изучения старинного искусства, но даже и гению помешало бы отсутствие знания этого искусства.
С известной долей нормативистского подхода к эстетике, наставляя своих собратьев прерафаэлитов, Моррис писал:
Старайтесь избегать неясности. Пусть лучше вас поймают на том, что вы ошиблись, выбирая себе какую-то цель. Это лучше, чем изворачиваться и размазывать, давая повод к упрекам, что, мол, людям непонятен ваш замысел. Твердо держитесь выразительных форм искусства. Не думайте чересчур много о стиле, но настраивайтесь создать то, что считаете красивым, выражайте свое понимание красоты со всей тщательностью, на какую способны, но - повторяю - выполняйте свою работу четко и без всякой туманности. Всегда продумывайте свой замысел заранее, до того как начнете наносить его на бумагу. Не начинайте стирать и пачкать, воображая, что уж что-нибудь у вас да получится.
Манифест прерафаэлитов был опубликован в издании братства "The Germ" (Росток) (выпуски 1-4). Манифест провозглашает основные принципы творчества прерафаэлитов: 1) писать непосредственно с натуры; 2) произведение должно быть максимально правдивым; 3) творчество художника должно согласовываться с наиболее близкими к его идеалам шедеврами классического искусства прошлого.
Сторонник и поклонник прерафаэлитов Уолтер Патер в своих искусствоведческих сочинениях утверждал, что задача художника не столько изображение натуры, сколько передача настроений и чувств. Эти высказывания - еще одно свидетельство близости прерафаэлитизма импрессионизму и символизму. Уолтер Патер способствовал распространению антиакадемических идей и вкусов в художественной среде и обществе.
В формировании художественного репертуара живописи прерафаэлитов большую роль играет натура.