Особенность

Отличительная особенность акмеистов - их организационная сплоченность. Ни у символистов, ни у футуристов, ни у примитивистов никакого тесного единения не было. Акмеисты сразу выступили единым "Цехом поэтов", который возглавил Н. Гумилев при поддержке С. Городецкого и М. Кузмина.

Акмеисты привержены натурально-естественному видению мира, конкретно-предметной образности, вещному реализму.

Символисты ориентировались на музыкально-акустический стих, акмеисты - на смысловое значение слова в стихе.

Мандельштам отождествлял писателя с дирижером - не изобретателем, а собирателем, соавтором новой целостности. Он писал, как отмечает критик А. Генис, "свернутыми "веерами", которые способны развернуться только в сознании каждого читателя".

Роль Слова

В центре эстетики акмеистов стоит проблема величия Слова. Оно для акмеистов не только способ общения, лингвистическое понятие, составная часть языка.

Гумилев проповедовал благоговейное отношение к лучшему богатству поэтов - родному языку. Главное в акмеизме, подчеркивал Гумилев, развитие образа-идеи посредством слова, взятого во всем его объеме, и в музыкальном, и в живописном, и в идейном. Поэтому поэт должен стремиться:

вернуть слову ту крепость и свежесть, которая утеряна им от долгого потребления;

передать в слове вечно девственную свежесть мира;

раскрыть самоценность каждого явления и его прелесть, красоту явлений, живущих во времени, а не только в вечности или в мгновении.

Гумилев осуждает посредственное стихоплетство, рождающее "серость слов", и ратует за слова, которые обретают неожиданность и телесность.

Гумилев считал, что поэт чтобы выразить себя в слове в минуты творчества должен быть обладателем какого-нибудь ощущения, для него неосознанного и ценного. Это рождает в нем чувство катастрофичности.

В общеизвестном стихотворении Гумилева "Слово" поэт возвеличивает слово, ставит его на высочайший пьедестал, обозначает его колоссальные возможности, уходящие корнями в древность, возможности, некоторые из которых утрачены.

В оный день, когда над миром новым

Бог склонил лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом.

Словом разрушали города...

Но забыли мы, что осияно Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что Слово - это Бог.

Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества, И. как пчелы в улье опустелом. Дурно пахнут мертвые слова.

Это стихотворение столь же эстетически программно, как и "Пророк" Пушкина. Еще раз процитирую: "И в Евангелии от Иоанна сказано, что Слово - это Бог". Слово божественно. Оно выше и значимей числа, которое "домашний, подъяремный скот".

Акмеист (в отличие от символистов) наполняет Слово вещественным, земным ОГЛАВЛЕНИЕм: "У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще" (Гумилев). Акмеистская эстетика ориентирует поэта на тяжелые, увесистые слова, в которых "как бы застыла железная плоть земли" (М. Зенкевич).

Гумилев рассуждает и о поэтической технике, о ее обновлении. Он утверждает, что акмеисты стремятся разбивать оковы метра пропуском слогов, более, чем когда-либо перестановкой ударений и что уже есть стихотворения, написанные по вновь продуманной силлабической системе. Критики спрашивают: имеет ли в виду Гумилев дольник? Однако дольник не является акмеистическим новшеством: его ранее уже использовали Гиппиус, Блок, Белый.

В акмеизме Гумилев подчеркивал его чисто литературные задачи.