Особенная часть
Земля является основным средством производства, обеспечивающим в первую очередь продовольственные потребности населения. С учетом введения в действие института частной собственности на землю в 1990 г. земля выступает и в качестве товара, пользующегося вес более устойчивым спросом в процессе дальнейшего развития рыночных отношений в нашей стране. Вместе с тем земельные ресурсы следует рассматривать и как объекты окружающей среды, которые в зависимости от навыков и желания конкретных землепользователей могут как улучшать свои полезные свойства, так и ухудшать их, а значит, правомерна в равной степени постановка вопроса как о правовом режиме ее использования, так и о правовом режиме ее охраны. Не случайно ст. 4 Закона об охране окружающей среды в числе объектов охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности выделяет прежде всего земли и почвы.
Согласно ст. 9 Конституции земля наравне с другими природными ресурсами используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Непосредственными объектами земельных отношений в соответствии со ст. 6 ЗК выступают: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
Наиболее полное определение земельного участка дано в ст. 1 Закона о государственном земельном кадастре, и под ним понимают часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке государственными органами, а также все, что находится под и над поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.
Исходя из целевого назначения, все земли в Российской Федерации согласно ст. 7 ЗК подразделяются на следующие категории:
земли сельскохозяйственного назначения;
земли поселений;
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
земли особо охраняемых территорий и объектов;
земли лесного фонда;
земли водного фонда;
земли запаса.
Правовое регулирование охраны и использования земель
Следует отметить, что на федеральном уровне в связи с вступлением в силу ЗК практически завершился процесс законодательного урегулирования общественных земельных отношений.
Одновременно с введением в действие ЗК вступила в силу гл. 17 ч. 1 ГК, которая имеет немаловажное значение прежде всего с точки зрения обеспечения гарантий защиты прав собственников при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, а также в случаях принудительного изъятия, поскольку права иных титулообладателей на землю защищаются нормами земельного законодательства.
Необходимо выделить ряд федеральных законодательных актов, регулирующих отдельные стороны земельных отношений. Например, Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра. В свою очередь Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве" устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.
Непосредственное отношение к улучшению качества земель сельскохозяйственного назначения имеют федеральные законы от 10.01.1996 № 4-ФЗ "О мелиорации земель" и от 16.07.1998 № 101 -ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения". Полноценному рыночному обращению земель сельскохозяйственного значения положило начало вступление в силу Федерального закона от 24.07.2002 № 101 -ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Свою конкретизацию нормы федеральных законов, регулирующих общественные отношения в сфере использования и охраны земель, находят в постановлениях Правительства РФ, которое за последние несколько лет фактически обновило свою нормативную базу, приведя ее в соответствие с вновь принятыми законами. Среди таких документов следует назвать Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота и Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденные соответственно постановлениями Правительства РФ от 02.10.2002 № 830 и от 28.11.2002 № 846.
Согласно ст. 3 ЗК составляют законы субъектов РФ, которые не должны противоречить федеральным законам. Соответствующее нормотворчество получило широкое развитие в большинстве регионов страны. В качестве примера можно назвать Закон Омской области от 04.02.2004 № 505-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" и Закон Курганской области от 08.10.2004 № 445 "Об особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях на территории Курганской области". Отдельные вопросы регулируются и подзаконными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ. Так, распоряжением мэра Москвы от 27.07.1999 № 801-РМ утверждена Методика исчисления размера ущерба, вызываемого захламлением, загрязнением и деградацией земель на территории Москвы.
ЗК устанавливает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.