Основы вознаграждающего управления
Эффективные действия персонала должны вознаграждаться. При этом награды не стоить понимать узко, только как материальное поощрение. Диапазон психологических поощрений намного шире и предполагает те или иные действия руководителя, оказывающие влияние на подчиненных в необходимом с точки зрения организационных целей направлении. С психологической точки зрения влиять на людей означает понимать то, чего люди добиваются, и помогать им в этом, рассчитывая на ответную помощь с их стороны. К сожалению, не всем дано понимать других людей достаточно глубоко. Причины этого изучаются в рамках направления под названием "исследования социального интеллекта".
Социальный интеллект
Коммуникативные умения и функции общения задают его внешний проявляющийся в поведении менеджера контекст. Но что лежит внутри конкретных действий?! Как объяснить разнообразие стилей общения?! Один из вариантов ответа лежит в попытке объяснить коммуникативную компетентность через особенности интеллекта. Для этого стоит предположить, что за особенности общения отвечает особая разновидность, аспект человеческого интеллекта – интеллект социальный, вступающий в дело, когда менеджеру приходится решать задачи взаимодействия с деловыми партнерами и подчиненными. Так, отечественный исследователь А. П. Вяткин выделил четыре аспекта социального интеллекта. Назовем их.
1. Способность предвидеть последствия деловой ситуации и своего поведения.
2. Способность понимать и интерпретировать в общении невербальные проявления другого участника общения.
3. Способность понимать обороты речи в контексте ситуации и состояния делового партнера.
4. Способность понимать существо проблемы и варианты развития сложной социальной или деловой ситуации.
В табл. 2.11 приведены краткие характеристики психологических свойств, входящих в социальный интеллект при его низких и высоких оценках.
Таблица 2.11
Признаки низкого и высокого социального интеллекта
Низкие оценки |
Высокие оценки |
Плохое понимание связей, поведения и его результатов. Частые ошибки, конфликтное поведение. Неверное представление о себе. Плохая ориентация в нормах поведения |
Предвосхищение поступков людей. Хорошее понимание чувств, мыслей и намерений людей. Четкое выстраивание стратегии своего поведения для достижения цели |
Плохое владение языком телодвижений, взглядов, жестов. Ориентация на слова, игнорирование жестов, ошибки в смыслах слов |
Правильная оценка состояний, чувств и намерений людей по их мимике, позам, жестам. Повышенная способность понимать других людей |
Затруднения в распознавании смыслов, зависящих от контекста ситуации. Слова невпопад, ошибки в интерпретации слов |
Высокая чувствительность к оттенкам взаимоотношений, правильное понимание речи. Быстрое нахождение правильного тона |
Трудности в анализе ситуации делового взаимодействия. Плохая адаптация к различным системам взаимоотношений людей |
Умение анализировать сложные ситуации. Понимание логики развития ситуации, высокая чувствительность к изменению смысла. Успешность получения ясной картины ситуации при неполных данных |
Даже не используя сложных тестовых методов, каждый может приложить данные описания к себе или своим деловым партнерам, чтобы понять, на какие аспекты деловой коммуникации им стоит обращать большее внимание.
Этика корректного влияния
Менеджмент высокого профессионального уровня тесно связан с нравственностью. Она включает, во-первых, духовный потенциал личности, во-вторых, этику поведения в социуме и, в-третьих, этику поведения в бизнесе.
Этика поведения в обществе предполагает вежливость, терпимость, уравновешенность, благожелательность, доброту, тактичность, справедливость, чуткость и даже элегантность. Этика поведения в бизнесе немыслима без порядочности, честности, обязательности, доверия. Чем шире становится круг людей, осваивающих трудные законы бизнеса, тем актуальнее для общества становится проблема этики бизнеса, нравственности предпринимателя и руководителя.
В бизнесе не может быть, чтобы кто-либо не оставался, пусть слегка, но в обиде, поскольку приходится кого-то обходить и обгонять. Однако имеет огромное значение, преуспеваете ли вы в честной борьбе, здоровой конкуренции или забываете о всяких приличиях, дабы "урвать кусок пожирнее". Интересует ли вас дело или только выгода от дела, задеваете ли вы интересы только вашего конкурента или оскорбляете своими действиями не только конкурентов, но и своих коллег.
Великими дельцами почти никогда не становятся мелкие спекулянты, которые рано или поздно теряют полученные барыши. Деньги не должны становиться самоцелью, они только средство, которые предприимчивые люди используют для достижения поставленных целей, как полководец свои войска.
Руководитель предприятия – будь то ларек или государственная корпорация – является гарантом, символом порядочности задуманного им проекта как в его сути, так и во всех деталях реализации. Слово руководителя, данное партнеру, подчиненному или банкиру, должно цениться гораздо выше, чем контракт, составленный при участии лучших адвокатов. Настоящий руководитель, лидер бизнеса не может быть непорядочным и нечестным. В противном случае он переходит в разряд мошенников. В этом смысле интересна интерпретация конкуренции как жесткой борьбы, которая ведется по правилам, и в которой обман партнера – очень серьезное преступление (табл. 2.12).
Таблица 2.12
Принципы и условия соблюдения управленческой этики
1. Принцип взаимопонимания руководителя и подчиненного |
|
Л |
Общий профессиональный язык |
Б |
Учет интеллекта подчиненного |
В |
Полнота предоставляемой информации |
Г |
Логичность изложения |
Д |
Концентрация внимания |
2. Принцип принятия распоряжений |
|
А |
Непротиворечивость взглядов руководителя и подчиненных |
Б |
Поиск и демонстрация личных интересов подчиненного в выполнении распоряжения |
В |
Конкретность информации, содержащейся в распоряжении |
3. Принцип налаженности взаимоотношений |
|
Л |
Поддержание в подчиненных ощущения их значительности |
Б |
Понимание целей и интересов подчиненных |
В |
Умение влиять на позиции подчиненных |
Г |
Наличие должного авторитета руководителя |
Недавно Ватиканом было признано, что заработанное богатство помогает очищению души и ведет в рай, что предпринимательство надо поддерживать, поскольку оно облегчает положение человека на этом свете, даст ему средства к возвышению. Религия, которой всегда были близки нравственные начала, приняла бизнес в свое лоно, признав его этические принципы.
Для соблюдения этики в управленческом общении необходимо соблюдение трех основных принципов:
– взаимопонимание руководителя и подчиненных;
– принятие распоряжений подчиненными;
– налаженность взаимоотношений между руководителем и подчиненными.
Лидерская роль руководителя проявляется практически в каждой из выделенных нами ранее задач и функций. Даже само присутствие руководителя может оказывать значительное влияние на процесс и результат событий, происходящих в организации. В качестве примера можно взять влияние руководителя на проведение совещания и на те процессы, которые происходят по его ходу.