Лекция 1. Основы теории налогов
Налоги — главный источник доходов современного государства, его экономическая основа. При этом задачи, которые стоят перед государством в каждый конкретный исторический период, предопределяют необходимый для их решения объем ресурсов, т.е. налогов. В свою очередь, правильная постановка этих задач, поиск ответа на вопросы: "что должно делать государство", "каких и сколько благ производить", "почему оно обязано взять это производство на себя" и т.п. — остается актуальнейшей проблемой науки и практики. Вот почему, прежде чем приступать к изучению теоретических основ налогообложения, следует ознакомиться с общими сведениями о роли государства в рыночной экономике и исторической эволюции налогов.
Слова Д. Кейнса о том, что "для государства очень важно не столько делать (чуть лучше или чуть хуже) то, что простые граждане уже и без того делают, а заниматься тем, чем в данный момент вообще никто не занимается", вполне точно определяют сферу деятельности государства. Современная экономика является смешанной. В ней представлены элементы как идеальной рыночной, так и централизованно управляемой, "командной" экономики.
В идеальной рыночной экономике все товары и услуги добровольно обмениваются на деньги по свободным ценам. Эффективность рынка определяется такими факторами, как частная собственность, свобода предпринимательства, выбора и риска, личный интерес, конкуренция. Максимальное задействование данных факторов обеспечивает оптимальное распределение ограниченных ресурсов "невидимой рукой", или механизмом рыночного саморегулирования. Определение этому механизму впервые дал А. Смит: каждый индивид "преследует только свою собственную выгоду, и в этом случае, как и во многих других, невидимая рука направляет его к цели, которая даже частично не входила в его намерения. И для общества это не всегда плохо. Преследуя свои собственные интересы, он часто способствует осуществлению цели общества даже более действенно, чем когда он действительно к этому стремится".
Однако данный механизм мог бы стать идеальным при наличии двух условий — совершенной конкуренции и абсолютной информации. Нетрудно понять, что в действительности ни одно из этих условий невыполнимо. Это порождает "провалы" рынка, его несостоятельность, неэффективность. Следствием "ошибок" рынка становятся внешние побочные эффекты, например монополизация производства, инфляция, безработица, поляризация богатства и пр.
Именно несостоятельность рынка предопределяет необходимость вмешательства государства в экономику. К основным видам государственной деятельности, имеющей прямое отношение к экономике, можно отнести:
• обеспечение правовой базы рыночной системы (защита собственности, закрепление контрактов, установление ответственности, поддержание конкуренции). В основе правового обеспечения экономики лежит принуждение. Это главное отличие государства от частных институтов, позволяющее, во-первых, делать то, чего рынок не делает (не хочет), а во-вторых, ограничивать или запрещать какую-то деятельность (например, производство наркотиков);
• прямое производство товаров и услуг (электроэнергия, образование и т.д.) па государственных предприятиях;
• субсидирование производства в тех областях, в которых само государство не производит и не потребляет (поддержка сельского хозяйства; льготы, в том числе "налоговые расходы");
• перераспределение доходов (прогрессивное налогообложение, социальные программы);
• макроэкономическое регулирование (стимулирование экономического роста, воздействие на занятость, инфляцию).
Для выполнения этих и других видов деятельности государство использует определенный объем ресурсов. Находящиеся в распоряжении государства ресурсы, а также механизмы их формирования и использования определяют общественный сектор экономики. О масштабах государственного сектора можно судить по доле расходов бюджета в валовом внутреннем продукте (ВВП). Значения этого показателя по некоторым странам в 2013 г. представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Доля расходов бюджетов отдельных стран в ВВП
Страна |
Доля расходов, % |
Франция |
57.0 |
Италия |
51,4 |
Германия |
44,5 |
Великобритания |
47,2 |
Россия |
37,6 |
США |
38,7 |
Канада |
41,4 |
Япония |
42,9 |
Однако виды и масштабы деятельности государства ничего не говорят об эффективности использования ресурсов, о том, насколько хорошо государственный сектор исправляет изъяны рынка. У государства, как и у рынка, есть свои "провалы", или "несостоятельности". Наиболее очевидными из них являются:
• отсутствие выбора — при производстве благ государство, в отличие от рынка, не способно учесть многообразие индивидуальных потребностей, и в этом смысле оно менее эффективно;
• ограниченность конкуренции государственных предприятий, что не способствует снижению издержек;
• отсутствие банкротства, что снижает стимулы к совершенствованию;
• недостаточность индивидуальной мотивации (оплата труда слабо зависит от результата);
• бюрократизация и появление "особых интересов", отличающихся от целей деятельности.
Таким образом, как рынок, так и государство имеют свои преимущества и недостатки в решении экономических задач. И если очевидно, что оборона, например, должна находиться в ведении государства, а производство домашних тапочек следует отдать рынку, то в отношении многих товаров и услуг (жилищное строительство, образование, здравоохранение и т.д.) часто бывает трудно однозначно ответить на вопрос, какой сектор более эффективен — государственный или частный?
Продукцией государственного сектора являются общественные блага. Для них характерны следующие признаки:
• неисключаемость (нельзя помешать людям пользоваться благом);
• несоперничество (потребление блага одним человеком не уменьшает возможности его потребления другим).
Классическим примером общественного блага служит оборона: если государство обеспечивает защиту от агрессии, то безопасностью пользуется каждый житель страны. При этом индивид, пользуясь таким благом, как национальная оборона, не мешает пользоваться им другим. В этом состоит принципиальное отличие общественного блага от частного: я вправе никому не давать свои ботинки (исключаемость), и если я их надел, то уже никто надеть их не сможет (соперничество).
Указанные признаки общественных благ не имеют четких градаций и границ. В реальности многие блага могут производиться как в государственном, так и в частном порядке: образование, скажем, может быть предоставлено как бесплатной муниципальной школой, так и платным частным учебным заведением. Тем не менее существуют условия, позволяющие в некоторых случаях сделать вывод об эффективности той или иной формы производства блага.
Уяснить характер общественного и частного производства поможет следующий пример.
Представим, что в Москве вдруг исчезли светофоры. Ясно, что автомобилисты, пассажиры и пешеходы понесут в этом случае колоссальные потери благосостояния (время, силы, средства, нервы). Как мог бы решить проблем)' восстановления светофоров частный рынок?
Естественно предположить, что каждый участник дорожного движения должен внести в некий фонд восстановления светофоров (или иного регулирования движения) сумму, соответствующую своей потребности в "услугах" светофоров. Нетрудно догадаться, что реализация этой идеи столкнется с массой практических затруднений, два из которых имеют самостоятельное значение для понимания роли государственного сектора и заслуживают особого рассмотрения.
Одно из них состоит в том, что люди не склонны оплачивать блага, которые они могут получить даром. Это так называемая проблема "зайца" ("безбилетника", "нахлебника", free-rider). Светофор как благо обладает свойством неисключаемости: нельзя помешать людям пользоваться светофором без того, чтобы вообще запретить им выходить на улицу. Проблема "зайца", неплательщика — одна из очень важных в понимании социальной организации вообще и общественного сектора в частности.
Другое затруднение, тесно связанное с "безбилетником", состоит в следующем: добровольные сделки, на которых зиждется частный рынок, имеют так называемые транзакционные издержки, т.е. издержки, возникающие в процессе ведения переговоров и контроля за выполнением соглашений. Такие издержки включают в себя не только расходы на поиск информации, наем юристов, переводчиков и т.д., но и издержки по исключению неплательщика.
В случае с нерегулируемым дорожным движением даже невозможно вообразить все виды и объемы издержек, с которыми столкнется человек, решивший проехать из одного конца города в другой, ведь он должен будет провести тысячи "переговоров" с разными людьми. Но если кто-то в частном порядке поставит на перекрестках светофоры, сколько сил и средств он должен будет затратить на контроль (взимание платы с каждого участника движения у каждого светофора) для возмещения своих расходов на их установку! Его трансакционные издержки будут неисчислимы.
Если трансакционные издержки производства блага велики (как в случае со светофорами), то частный рынок не станет заниматься этим, и следовательно, такое производство должно будет взять на себя государство.
Еще одним весьма убедительным примером деятельности государства по снижению трансакционных издержек является метрология, позволяющая нам при походе в магазин не брать с собой весы.
Рассмотренные выше подходы позволяют в ряде случаев решать вопрос о целесообразности вмешательства государства.