Лекция I. Основы социологии
Основная цель данного раздела – раскрыть ОГЛАВЛЕНИЕ социологии как науки, контролирующей социальное здоровье общества. Социология – наука диагностическая, но не только: она занимает значительное место в системе практических наук, предназначенных управлять развитием общества.
В первых главах рассказывается о предмете социологии, ее функциях в ходе познания социологической реальности, уровнях социологического знания. На примере шести социологических концепций раскрываются история развития социологии, итоги, с которыми она подошла к началу XXI столетия. Далее читатель познакомится с обществом как социокультурной системой, а также с социологическим анализом бытия различных социальных общностей, социальными и этносоциальными отношениями.
Человек, личность не может непосредственно взаимодействовать с обществом: для этих целей созданы опосредующие звенья – социальные процессы, социальные институты и организации, способствующие взаимодействию человека, личности с обществом, государством, с миром в целом. Подобно тому как природу венчает появление человека, так и развитие общества увенчивается появлением личности вместе с ее ролями и поведением. Именно о личности пойдет речь в последних главах учебника; о тех социальных движениях, куда непременно включается личность, потому что она, равно как и массы людей, никогда не расстается с мечтой о всеобщей справедливости и всеобщем благополучии, реализации общечеловеческих ценностей и идеалов.
Лекция 1. Социология: проблемы и перспективы
Социология как наука. Предмет и объект социологии
Мы, люди, всегда живем в двух мирах – в мире природы и в мире общества, без них нельзя представить себе жизнь человека. Но равным образом и природа, и общество теряют всякий смысл без познающего закономерности их развития человека. Познание человеком природы и общества, которые являются объективной реальностью и не зависят от воли познающего их субъекта, разделяются для него на две большие сферы – сферу изучения природы и сферу изучения общества. Природу изучают естественные науки – физика, химия, биология и многие другие науки, отпочковавшиеся от этих основных направлений развития естествознания. Как бы далеко человек ни ушел в познании природы, он никогда не исчерпает возможностей познавать ее, ибо природа неисчерпаема. Познание, исследование человеком закономерностей общества столь же неисчерпаемо, как и познание природы. Природа развивается по определенным законам, и человеку познавать, исследовать природные явления относительно проще, легче, чем познавать общество, которое развивается по законам, существенно отличающимся своими характеристиками от "природных" законов. По этой причине развитие общества гораздо труднее предсказать, предвидеть, чем развитие природных явлений. Лишь одно объединяет познание природы и познание общества в широком смысле – их предмет: предметом исследования и естественных, и общественных наук является взаимодействие человека с природой и с обществом соответственно. Взаимодействием человека с обществом призвана заниматься социология (от лат. societas – общество и logos – слово, учение).
Когда науки разделились на естественные и общественные, потребовалось осмыслить коренные различия между ними. В первую очередь это разница между природой и обществом, между взаимодействием человека с природой и взаимодействием человека с обществом. Взаимодействие человека с природой – это всегда взаимодействие субъекта с объектом, взаимодействие познающего субъекта с познаваемым объектом, но это по преимуществу однонаправленное воздействие человека на природу. Взаимодействие человека с обществом, напротив, является двунаправленным действием: и от человека к обществу и от общества к человеку[1]. Этим обстоятельством обусловлены различия между закономерностями взаимодействия человека с природой и закономерностями взаимодействия человека с обществом. Особенностью взаимодействия человека с обществом изначально является специфика предмета этого взаимодействия, отличие общества от природы.
Надо иметь в виду, что различие между взаимодействиями человека с природой и отношениями между человеком и обществом достаточно относительны, особенно, если учитывать современный уровень развития как естественных, так и общественных наук. Дело в том, что, несмотря на специфику отношений человека с природой и человека с обществом, именно человек как природное и социальное существо объединяет природу и общество в единое целое, единственную объективную реальность. Современная глубина познания такова, что она наглядно свидетельствует о единстве мира, о котором раньше ученые только догадывались.
Социология изучает наиболее общие закономерности взаимодействия человека с обществом. Как известно, человеку недоступно прямое взаимодействие с обществом; он осуществляет его через ряд звеньев, организующих взаимодействие человека с обществом в единый, целостный процесс. Исследование этого процесса в целом и его отдельных звеньев в частности дает нам возможность утверждать, что социология как наука изучает общество как единое целое. Впрочем, социология не единственная общественная наука, изучающая общество. Каждая из общественных наук изучает общество только с позиции своей направленности: история – с позиции исторического развития человеческого общества; право – с позиции развития правовых норм и законов, постепенно складывающихся в обществе, и т.д. И лишь одна из всех общественных наук – социология – изучает общество с позиции общих законов его развития, во взаимодействии общества и человека, человека и общества.
Взаимодействие общества и человека, начиная с рождения человека, развертывается постепенно и в опосредованной форме – через те социальные структуры, социальные процессы, социальные институты и т.п., которые уже сложились в обществе за многие тысячелетия его истории. Первой такой социальной структурой для каждого человека является, как правило, семья – первое посредническое звено, через которое человек соотносится с обществом. Человек обрастает связями с обществом постепенно, через многие социальные институты: детский сад, школу, другие учебные заведения, спортивные, художественные, научные, производственные и иные коллективы, вплоть до криминальных (шайки, клики, банды и т.п.), – словом, через всю ту совокупность социальных структур, которая в целом и называется обществом. В этом случае социология и есть та самая наука, которая изучает общество в целом, но не само по себе, а обязательно во взаимодействии с человеком, так как человек, взаимодействуя с каждым или, лучше сказать, со многими структурными элементами общества (семья, школа и т.д.), представляет это общество. Вот почему К. Маркс, определяя сущность человека, увидел ее как совокупность, ансамбль всех человеческих отношений: "Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений"[2].
Таким образом, предметом социологии в широком смысле выступают взаимодействия общества с человеком и человека с обществом. В узком смысле предметом социологии как науки являются формы участия человека в социальных процессах, составляющих динамику функционирования общества, отношения человека с общественными институтами, структурами, которые в своей совокупности образуют общество. Все это в том или ином виде, в той или иной форме входит в предмет социологии (рис. 1).
Рис. 1. Определение предмета социологии как науки[3]
В свою очередь, объект социологии – это то, на что направлено социологическое познание, исследование. Следовательно, объект социологии – общество как единое целое, включающее в себя общие закономерности, присущие каждому элементу, части, звену, входящему в предмет социологии. Другими словами, объектом социологии является то общее во взаимодействии человека с обществом и общества с человеком, что объединяет их в предмете социологии, когда она изучает социальные процессы, социальные организации, социальные движения, социальные институты и т.д. Речь вроде бы идет о разных вещах, но видно, что все эти явления связывает общая черта, обозначаемая термином "социальное". Под социальным понимается то общее свойство, которое присуще различным группам индивидов, взаимодействующих на уровне различных социальных процессов, организаций, движений, институтов и т.д. на различных этапах развития человечества. В этом случае социальное олицетворяет социальную форму движения материи, наиболее точно выражающуюся в понятии "гражданское общество". Это понятие – ключевое для материалистического понимания истории, которое, по словам Маркса, заключается в том, чтобы, исходя из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть и понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения – гражданское общество на его различных ступенях – как основу всей истории. Затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формы сознания: религию, философию, мораль и т.д., проследить процесс их возникновения на этой основе[4].
Итак, гражданское общество – это форма общения, порожденная тем или иным способом производства. Изображение деятельности гражданского общества в сфере государственной жизни в целом представляет собой объект социологии как наиболее общую форму взаимодействия людей в сфере производства материальной жизни. Предмет социологии – это та часть объекта данной науки, в которой изучается непосредственное взаимодействие человека с обществом по поводу конкретных общественных отношений. Так возникают отдельные, частные или специальные научные дисциплины, характеризующие ту или иную область общей социологии, например семью: поскольку семья в данном случае является предметом социологического изучения, то мы, следовательно, создаем новую социологическую дисциплину – социологию семьи.
Социология, изучая общество в целом, выявляя закономерности его развития, осуществляет этот процесс через ряд специальных, частных теорий – иногда их называют теориями среднего уровня. Например, различают социологические теории среднего уровня по признаку социальных институтов: социология семьи, социология политики, социология образования и т.д. Другим признаком, лежащим в основе формирования социологических теорий среднего уровня, является тип социальных общностей. В связи с этим говорят о социологии малых групп, социологии города, социологии деревни, социологии социальной структуры и т.п. Социальные процессы, протекающие в обществе, также являются объектом специальных теорий. В этом смысле принято говорить о социологии организации и дезорганизации, социологии преступности, алкоголизма и проституции, социологии средств массовой информации (телевидение, радио, пресса), социологии кино, социологии экологии, социологии управления. Указанные социологические теории среднего уровня, изучая специфику своей области знания, вместе с тем стремятся обнаружить и то общее, что их объединяет, вскрывает закономерности их развития, обобщая явления, происходящие в отдельных сферах социальной жизни, создавая и питая более общие теории. Построением таких теорий занимается общая социология как наука об обществе в целом. Собственно на уровне общей социологии и социологических теорий среднего уровня и складывается структура социологического знания, его функции и уровни.