Лекция 2 ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
После изучения главы 2 бакалавр должен: знать
• способы профессионального самопознания и саморазвития; уметь
• учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
владеть
• способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы).
Человек как субъект деятельности
Активность, поведение, деятельность. Общепсихологическая теория деятельности. Виды деятельности. Ведущая деятельность. Мотивы, цели, действия и операции. Сознание и деятельность. Установка. Бессознательное и измененные состояния сознания.
Категория деятельности является одной из базовых в отечественной психологии. Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, ведущая форма проявления субъектной активности. Деятельность включает как внешнее проявление — поведенческое, такті внутреннее — отражается в сознании человека и создаст его. Развитие человека происходит в деятельности в определенной культурной и социальной ситуации развития.
Отсюда для понимания деятельностной природы развития человека значимы такие категории, как активность, поведение, деятельность.
Изначальный смысл термина "активность" можно определить, согласно И. Канту, как "причинность причины". В психологии под понятием активность обычно понимают "деятельностное состояние живых организмов как условие их существования в мире" [1]. При этом важно понимать, что активность — не просто пребывание живого существа в движении (это лишь внешняя сторона проявления активности). Активность включает в себя и источник движения. В логике субъектного подхода в психологии активность — способность субъекта к самодвижению, эго движущая сила становления, существования и проявления человека как субъекта жизни и деятельности.
Понятие активность стало центральным в работах Владимира Дмитриевича Небылицына (1930—1972), который рассматривал его как более широкое по отношению к понятию "деятельность" и как более адекватное при рассмотрении феномена индивидуальности. Он писал: "Понятием общей активности объединяется группа личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительного внешнего мира. Такая потребность может реализоваться либо в умственном, либо в двигательном (в том числе речедвигательном), либо социальном (общении) плане" [2]. В. Н. Небылицыиым была заложена идея различения степени активности между двумя полюсами: вялость, инертность, пассивное созерцательство — с одной стороны, и высшая степень энергии, мощная стремительность действия, постоянный подъем, с другой. При этом отмечалось, что направление, качество и уровень реализации определяются особенностями личности, среди которых выделялись: интеллектуальные и характерологические особенности, комплекс отношений и мотивов.
"Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения" [3].
Активность человека может рассматриваться на различных уровнях его бытия, на одном полюсе которого мы можем наблюдать простейшие формы активация и рефлекторные акты, а на другом — произвольные и рефлексивные акты самоопределения и самополагания субъекта. К основным свойствам активности относят следующие полярные проявления:
— спонтанность — реактивность;
— произвольность — полевое (полезависимое) поведение;
— надситуативность — приспособительность;
— действенность — пассивность.
Особую форму активности, свойственную именно человеку как субъекту жизнедеятельности, выделил Вадим Артурович Петровский (р. 1950), определив ее как надситуативную: "Надситуативная активность способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством надситуативной активности субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения ("барьеры") деятельности, что предполагает существование мотивации, суть которой заключается в самой притягательности действий с непредрешенным исходом. Надситуативная активность выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, "бескорыстного" риска, сверхнормативной активности" [4].
Базовой категорией для ряда направлений в психологии стало понятие "поведение". Собственно понятие "бихевиоризм" как одно из ключевых психологических направлений психологии как науки в XX в. буквально и переводится как учение о поведении (англ. behavior — поведение). В бихевиоризме вообще предмет психологии сводился к поведению, поскольку только внешний план психического (поведение) мы можем изучать объективно. И поведение в бихевиоризме изначально изучалось в формуле S (стимул) —> R (реакция). При этом особенности реакции могли быть специфическими в зависимости от предшествующего опыта стимуляции, получившего либо положительное, либо отрицательное подкрепление. Данную схему И. П. Павлов изучал как процесс формирования условно-рефлекторных связей. Позже в бихевиоризме появились понятия операнты и когнитивной карты, которые выступали промежуточном психическим звеном между стимулом и реакцией.
В XX в. сложилась отдельная наука — этология, изучающая поведение как самостоятельный феномен. У ее истоков стоял нобелевский лауреат Конрад Лоренц (1903—1989). Этология изучает приспособительное значение поведения, индивидуальные различия поведения, эволюцию поведения, структуру поведенческого акта.
К. Лоренц выделил "фиксированные комплексы действий", которые он определил как "наследственные координации" или "эндогенные движения", свойственные виду врожденные, шаблонные двигательные акты.
Основные вопросы, которые были раскрыты этологами природы поведения, находятся в области изучения инстинктивных форм поведения, исследовательского поведения и научения. Поведенческий акт в этологии рассматривается по следующей схеме: специфическая мотивация (чаще всего относящаяся к витальным потребностям — пищевой, половой, оборонительной), под воздействием которой запускается поисковое поведение по поиску ключевого раздражителя, реакция на который выступает завершающим актом поведения и имеет, чаще всего, инстинктивную форму проявления. Путь от возбуждения поведенческого акта до его завершения может различаться в зависимости от характера проявления поисковой активности и научения (закрепленного опыта предшествующих актов поведения).
В современной психологии под поведением понимают способность человека или животного изменять свои действия под влиянием внутренних (нарушение гомеостаза) и внешних (раздражителей, изменений окружающей среды) факторов. Поведение выполняет приспособительное значение, позволяя индивиду избегать негативных факторов окружающей среды. Поведение находится под контролем нервной системы. В основе поведения лежат потребности организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности, переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду.
Поведение определяется, с одной стороны, относительно жесткой структурой, передаваемой наследственным путем (инстинкты), и, с другой стороны, надстраиваемых над ней функциональных схем индивидуально- изменчивого поведения (импринтинг, исследовательская активность, опыт и научение, рассудочная деятельность).
Инстинкт (от лат. instinctus побуждение) — совокупность сформировавшихся в процессе развития данного вида животных, т.е. в филогенезе, наследственно закрепленных, врожденных, общих всем представителям вида (видоспецифических) компонентов поведения, составляющих основу жизнедеятельности животных [5]. По И. П. Павлову, инстинкты — сложные безусловные рефлексы, обеспечивающие осуществление жизненно важных для организма физиологических функций, необходимых для выживания вида и продления рода. У человека инстинктов нет, но есть врожденные рефлексы — мигательный, сосательный у новорожденных.
Индивидуально-изменчивое поведение — это поведение животного, которое имеет несравненно более сложный и качественно другой характер, чем оно имело на стадии инстинктивного поведения. Сигнал начинает здесь вызывать не врожденные формы поведения, не изменяющиеся от условий среды, а способствует анализу ситуации, создает известный субъективный образ объективного мира; этот образ и запускает соответствующую программу действия, если эта программа приводит к ожидаемому действию, оно возобновляется и продолжается [6].
Академик Леонид Викторович Крушинский (1911 — 1984) на основе выделения различных способов формирования поведения в онтогенезе и нейробиологических механизмов, лежащих в основе осуществления поведенческого акта, выделил три основные категории поведенческих актов:
1) поведение, которое строится по наследственно обусловленной программе и не требует для своего развития специального обучения или тренировки (врожденные, инстинктивные действия);
2) поведение, которое формируется постепенно, по мере накопления индивидуального опыта (привыкание и обучение);
3) поведение в новой ситуации на основе экстренного принятия решения, без предварительного обучения и при отсутствии соответствующей наследственной программы (элементарная рассудочная деятельность или мышление).
Поведение и деятельность — взаимосвязанные, но нс тождественные понятия в психологии. Основным отличием деятельности от поведения выступают такие его свойства, как целенаправленность, произвольность, осознанность, опосредованность (использование культурно определенных средств). Таким образом, деятельность — это активное взаимодействие человека с окружающим миром, в ходе которого он целенаправленно, осознанно, опосредованно культурными средствами воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности.
В отечественной психологии отстаивается идея единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев). Согласно данному подходу деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание — реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается.
Выделяют такие компоненты деятельности, как мотивы, побуждающие субъект к деятельности; цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий; операции, с помощью которых деятельность реализуется в зависимости от условий этой реализации.
А.Н. Леонтьев в рамках теории деятельности предложил понятие "сдвиг мотива на цель" как описание механизма формирования новых мотивов, т.е. развитие деятельности. Те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных по какому-то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, достигают статуса самостоятельного полноценного мотива.
Одно из ключевых понятий в отечественной психологии — ведущий вид деятельности — это тот вид деятельности, в котором происходит формирование психического новообразования возраста. В рамках культурно-исторической психологии выделяют следующие виды ведущей деятельности; непосредственно-эмоциональное общение с взрослым в младенчестве;
— предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве;
— сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте;
— учебная деятельность младших школьников;
— интимно-личностное общение подростка;
— профессионально-учебная деятельность в ранней юности;
— трудовая деятельность в зрелости.
В русле понимания ключевой роли деятельности в развитии личности в отечественной психологии сложилась концепция психологического возраста, рассматривающая развитие ребенка с учетом:
— социальной ситуации развития (качественно особых, специфических отношений между ребенком и взрослым);
— иерархии видов деятельности (учета ведущей деятельности, деятельностной природы развития личности, ее базовых свойств, способностей);
психологических достижений ребенка (свидетельств развития психики, сознания, личности);
— сенситивных периодов развития (наиболее чувствительных к образовательным воздействия сфер психики, сознания и самосознания в каждом из рассматриваемых возрастов).
В Московском методологическом кружке (Г. II. Щедровицкий, Н. Г. Алексеев и др.) выделили следующие универсальные виды мыследеятельности: исследование, проектирование, конструирование, управление, игра.
Психологическая природа деятельности раскрывается через такие понятия, как потребности, мотив и мотивация, цель, действия, операции.
Потребности — состояние индивида, выраженное как нужда в определенных объектах (ощущения недостаточности чего-либо), необходимых для его существования и развития. Потребности являются источником активности индивида и во многом зависят от ситуативного фактора. Деятельность человека в определенной степени выступает процессом удовлетворения потребностей. Первичная биологическая форма потребности — нужда. На биологическом уровне удовлетворение базовых (витальных) потребностей определяется во многом инстинктивными формами поведения. Человек как существо не только биологическое, но и социальное, а также и духовное, детерминирован нс только витальными потребностями, связанными с задачами его физического существования, но также социальными и духовными потребностями. Развитие человеческих потребностей во многом определяется социально-историческими процессами и изменениями в культуре (на уровне предметных, социально-нормативных и знаково-образных реалий).
Ф. Н. Ильясов на отологическом уровне выделил основные виды потребностей, определяющие различные виды поведения:
1) пищевое;
2) половое (сексуально-репродуктивное);
3) статусное (коллективное, социальное);
4) территориальное;
5) комфортное;
6) ювенильное (игровое).
Существуют и другие типологии потребностей, выделяемые по тем или иным основаниям:
— по сферам деятельности (биологические, трудовые, познания, общения, отдыха);
— по объекту потребностей (физиологические, материальные, духовные, этические, эстетические и др.);
но значимости (доминирующие/второстепенные, центральные/периферические, устойчивые/ситуативные);
— по происхождению (естественные или врожденные, социальные или простые приобретенные, личностные или сложные приобретенные);
— по субъекту потребностей (индивидуальные, групповые, общественные).
У. Мак-Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности:
— пищевой инстинкт — голод;
— инстинкт самосохранения (страх) — бегство;
— стадный инстинкт — стремление к общению;
— инстинкт приобретательства — жадность;
— инстинкт продолжения рода — половое влечение;
— родительский инстинкт — нежность;
— инстинкт созидания — стремление к активности;
— отвращение — неприятие, отторжение;
— удивление — любознательность;
— гнев — агрессивность;
— смущение — самоуничижение;
— воодушевление — самоутверждение.
Однако мы не можем во всех случаях говорить о такой линейной (односложной) форме связи инстинктивных потребностей с их проявлениями у человека, как и у многих животных. Например, инстинкт самосохранения (страх) может вызвать не обязательно бегство. Он может спровоцировать оборонительное поведение, агрессию или ступор. Половое влечение не обязательно определяется инстинктом продолжения рода и т.д.
Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений. Удовлетворение потребностей имеет вид оценочных эмоций (удовольствие/неудовольствие). Потребности определяют мотивы, влечения, желания и иные побуждения человека к деятельности. Многие потребности человека имеют уже не биологическую природу, а определяются социокультурным контекстом и жизненным опытом человека, сформированы обществом, выражены в предметном мире и знакомых системах. Таким образом, количество потребностей возрастает в филогенезе, историогенезе и онтогенезе.
Помимо того, что потребности имеют непосредственную связь с эмоциями, они также определяют избирательность восприятия, фиксируя внимание человека на значимых для удовлетворения потребности объектах, предметах, значениях. Согласно А. А. Ухтомскому, на физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров — доминантов. На личностном уровне потребность быть человеком А. А. Ухтомский определил как "доминанту на лицо другого" [7].
Потребности могут находиться в определенных иерархических отношениях по отношению друг к другу. Эти отношения могут выражаться в виде доминанты; могут определяться степенью удовлетворенности; а также могут находиться в линии развития от низших к высшим. Как одну из наиболее известных теорий по иерархии потребности можно выделить теорию Абрахама Маслоу (1908—1970). Согласно его теории, иерархия потребностей выстраивается в виде определенной пирамиды, в основании которой лежат витальные потребности, а на вершине — потребность в самоактуализации. При этом А. Маслоу говорил о том, что без удовлетворения более низкого уровня потребностей (физиологических), человек не может выйти на более высокий (личностный). Представим классическую схему пирамиды потребностей по А. Маслоу (см. рис. 2.1).
Рис. 2.1. Пирамида (иерархия) человеческих потребностей (по А. Маслоу)
Важно отметить, что история человечества показывает, что потребности в своих отношениях друг к другу относятся скорее не в линейном (пирамидальном) отношении. В экстремальных условиях или ситуации длительной депривации (недостаточности) физиологических потребностей человек может сохранять и проявлять потребности более высокого порядка. И какая потребность будет доминантной, может определяться не только степенью неудовлетворенности потребности, но и внутренней позицией личности. Безусловно, это требует развитой и устойчивой внутренней позиции. На более ранних этапах онтогенеза, мы действительно наблюдаем достаточно устойчивую иерархию потребностей, которые, впрочем, тоже могут находиться в сложных связях по отношению к механизму ситуативного доминирования. Известно, что если маленький ребенок голоден, ощущает эмоцию неудовлетворенности, он начинает плакать, требуя пищу. Но если в это время ему предъявить новый, привлекательный объект, то потребность в пище может отойти на второй план, и на некоторое время будет доминировать познавательная потребность.
В деятельностном подходе (А. Н. Леонтьев и др.) важным моментом выступает акт опредмечивания потребности, который описывается как ситуация появления мотива. На первом этапе, когда потребность только появилась, она не осознана субъектом деятельности. Человек может испытывать психическое напряжение, чувство неудовлетворенности, недомогание, но не понимать, чем оно вызвано, и что ему делать в связи с этим. На поведенческом уровне это проявляется в хаотическом поиске и беспокойстве. В ходе поиска человек может столкнуться с предметом, который удовлетворит потребность. В этот момент происходит процесс осознания предмета, требующегося для удовлетворения потребности (опредмечивание потребности), что выражается через появление осознанного мотива деятельности. После опредмечивания потребности деятельность перестает быть хаотической, а становится целенаправленной и сознанной, обретает направленность. В отличие от животных и структуры их поведения по поиску ключевого раздражителя опредмечивание потребности у человека не обязательно должно происходить во внешнем плане поведения. Оно может происходить во внутреннем плане сознания посредством обобщенных образов или опосредоваться знаками. Опредмечивание потребности, согласно деятельностному подходу в психологии, выступает первым актом деятельности. Представим структуру деятельности но А. Н. Леонтьеву (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Структура деятельности (по А. Н. Леонтьеву)
Проблема мотива и мотивации — одна из центральных в психологии личности. Начиная с первых истоков психологического знания, мыслители пытаются понять основание побудительных сил жизни и деятельности человека, природу его влечений, желаний, стремлений.
Мотив (лат. moveo — двигаю) — материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом, организующим целенаправленность деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. В рамках теории А. Н. Леонтьева мотив понимается как опредмеченная потребность и связан осознанием потребности.
Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию, динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность,
активность и устойчивость, способность деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотивация может пониматься или как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение и деятельность человека, или как совокупность мотивов, или как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Мотивация может пониматься также как устойчивое свойство личности, связанное с жизненными установками, идеалами и ценностными ориентациями. А может рассматриваться как ситуативное проявление психических оснований активности.
Выделяют различные виды мотивации:
— внешняя мотивация и внутренняя;
— положительная и отрицательная;
— устойчивая и неустойчивая мотивация.
Выделяют также и другие мотивы, определяющие жизнедеятельность человека:
— самоутверждение;
— идентификация с другим человеком;
— власть;
— процессуально-содержательные мотивы;
— достижения успеха/избегания неудач;
— саморазвитие;
— познавательный;
— социальные достижения (признания);
— аффилиация (присоединение) и др.
Человек существо полимотивированное. Но в конкретных видах деятельности конкретные мотивы выступают доминирующими факторами, инициирующими активность человека. Каждое действие и поступок совершается человеком под влиянием комплекса мотивов, один из которых выступает доминирующим.
В психологии личности отдельно выделяют мотивационную сферу, которая характеризуется через широту, гибкость, иерархизированность совокупности различных мотивационных образований (потребностей, мотивов, целей, аттитюдов, влечений, желаний, интересов, склонностей, привычек и др.).
Мотив является психологической основой деятельности, но сама деятельность начинается в ситуации сдвига мотива на цель — тогда, когда человек выстраивает в своем сознании желаемый образ результата деятельности и образ пути к достижению цели.
Цель, в отличие от мотива, всегда осознаваема субъектом. Мотив же может быть не осознан человеком и выражаться в комплексе побудительных переживаний. Цель соотносится с действием. Действие — форма реализации цели. Реализация цели осуществляется через последовательное решение конкретных задач. Задачи соотносятся с операциями.
Операции — способ реализации действия в заданных (определенных) условиях. Выделяют два типа операций:
1) возникающие из развернутых, сознательных действий, изначально имеющих цель, а затем теряющие свою самостоятельность и превращающиеся в способы достижения данной или другой цели;
2) изначально не осознаваемые действия, которые сформировались до или вне сознания (отработанные в раннем детстве умения и навыки или неосознаваемые стереотипы действия).
В рамках когнитивной психологии под сознанием понимается заключительный этап процесса познания. Процесс познания — сложный многоэтапный психический феномен восприятия, переработки и создания повой информации. При этом процесс познания может быть направлен как на внешний по отношению к человеку объективный мир, так и на сам процесс познания и внутренний мир человека (самопознание, рефлексия). Познавательная деятельность свойственна и другим высокоорганизованным психическим видам, а не только человеку. Самопознание, рефлексия феномен, который разграничивает человека от других живых существ, определяя, собственно, человеческое в человеке.
Пьер Тейяр де Шарден (1881 — 1955) в своей известной работе "Феномен человека" [8] выделил ступень рефлексии как пороговую для проявления человека в его мыслительных возможностях: проявление внутренних факторов организации внутренней жизни (помимо внешних), а также способности не только осознавать себя в прошлом и настоящем, но и предвидеть (проектировать) будущее. Благодаря сознанию, его рефлексивной составляющей человек обрел не просто способность более гибкой и эффективной адаптации к окружающему миру, но также стал относительно независимым от конкретики материального мира. Человек может выстраивать, конструировать образы мира, работать с собственной субъективной реальностью.
Сознание человека во многом выражается в нашей способности отделения себя ("я") от других людей и окружающей среды ("не я"), смыслового отражения действительности. При этом, как показывал Б. Ф. Поршнев, человек, по всей видимости, сначала обладал в большей мере социальным сознанием. Разделение "мы" и "они" было более ранним, чем "я" и "ты", "он", "она", "оно". Свойства сознания сохраняют в себе коммуникативную основу и функцию. Чтобы что-либо было нами осознано, нам необходимы социокультурные средства осознания, выраженные в слове или другой знаковой системе. Знак же обретает смысл именно в ситуации коммуникации, т.е. при необходимости передачи той или иной информации другому (другим) в отрыве от непосредственной ситуации взаимодействия или вне непосредственного наличия обозначаемого объекта. Сознание — способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему.
Сознание знаково опосредованный уровень активного взаимодействия человека с окружающей средой в системе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений. Сознание может проявляться в различных функциональных режимах: рефлексия, переживание, сознательное, бессознательное (рис. 2.3).
Понятие "переживание" мы рассматривали выше в связи с эмоциональной сферой личности. Рассмотрим понятия "рефлексия", "сознательное" и "бессознательное".
Рис. 2.3. Типология режимов функционирования сознания (по Ф. Е. Василюку) [9]
Рефлексия (от лат. reflexio — внутренняя, обращенная к морю и отражающая его волны, сторона залива; или обращение назад). Явление рефлексии в истории гуманитарной мысли осознавалось давно. За ним укрепилось понимание уже не географическое, а психологическое, связанное с размышлением, самонаблюдением, самопознанием. Мыслители разных эпох пытались обратиться к этой способности человека, говоря: о мышлении над мышлением (Аристотель); о самопознании (Сократ и Платон); о достоверности знания (Августин); о понимании внутреннего слова (Фома Аквинский); о рациональности сознания (Р. Декарт). Впервые понятие "рефлексия", схожее с современным его пониманием (осознание опыта), было введено Дж. Локком, который довольно образно пытался описать это явление: представим себе, что в голове человека сидит другой маленький человечек, который наблюдает и фиксирует, что делает большой человек. Вот эти наблюдения маленького человечка и были поименованы рефлексией. Обсуждая предложенную Дж. Локком модель, задаешься вопросом: а какие же действия совершает маленький человечек? По существу, получается, что он совершает все то же самое, что и большой человек над внешним миром: фиксирует, сравнивает, различает и обобщает, выражает в знаковых формах. Различие — только в направленности: первый делает, а второй наблюдает за действиями первого [10]. И не случайно И. Кант считал ядром рефлексии действие сравнения. Развитие представлений о рефлексии, переход от созерцательной к деятельностной ее трактовке связаны с идеями И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегеля. "Рефлексия начала пониматься как особый вид субъектной активности, всеобщей для всех субъектов деятельности. Этот сдвиг от позиции наблюдения (Дж. Локк) к позиции деятеля, а фактически преобразователя, привел совсем к иному пониманию места, роли и функций рефлексии" [11]. В понимании рефлексивных процессов важную роль сыграло размышление И. Г. Фихте над вопросом: "Как человек может быть свободным от своего собственного мышления?". Его ответом стало: "Вынести его и положить перед собой, т.е. объективировать". Намеченная И. Г. Фихте линия рассуждения была продолжена Г. В. Ф. Гегелем в его конструировании метода восхождения от абстрактного к конкретному.
В Россию слово "рефлексия" приходит из Европы в Петровские времена, но становится более-менее понятным после упоминания в 1848 г. в работах
В.Г. Белинского. В. Г. Белинский использовал слово "рефлексия", анализируя образы персонажей М. Ю. Лермонтова в схеме "абстрактное — рефлексивное — конкретное". При этом понятия абстрактного и конкретного в отечественной науке очень хорошо закрепляются, а понятие рефлексивного па долгое время растворяется. Данное слово (понятие) не вошло ни в широкую практику специальных философских текстов, ни в обиходную речь. Слово становится расхожим только в конце XX в., хотя на протяжении всего XX столетия его иногда можно встретить в различных текстах.
Согласно Н. Г. Алексееву, выделяют следующие характерные признаки в использовании слова "рефлексия":
1) отражение (отображение) нечто поступившего извне неким субстратом (волна моря — берегом, свет лампы — рефлектором, опыт — сознанием человека);
2) отражение (отображение) всегда преобразовано согласно природе отображающего;
3) интенционалыю оно направлено на нечто уже бывшее (например, на опыт, всегда накопленный, прошедший опыт).
Феноменология сознания раскрывается через не только его присутствие, но и через отсутствие, искажение, вытеснение и другие психические процессы и явления. В психологии ряд теорий и концепций (например, психоанализ) рассматривают психику человека как процесс взаимодействия сознательного и бессознательного.
Сознательное — осознаваемое, произвольно регулируемая часть психики.
Бессознательное, или неосознаваемое, — та часть психики индивида, в отношении которой отсутствует субъективный контроль со стороны личности. Бессознательное обычно противопоставляется сознательному. В рамках психоанализа (3. Фрейд), где проблема динамики сознательного и бессознательного центральная, выделяют как минимум два источника содержания бессознательного:
1) то, что было в сознании, но по разным причинам вытеснено в бессознательное (непроизвольно забыто, вытесненное из сферы сознания);
2) то, что в психике по причине давления моральных норм (Сверх-Я) не допускается до осознания.
К. Г. Юнг выделил еще такую сферу психики, как коллективное бессознательное, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т.д., передаваемых от поколения к поколению как субстрат психического бытия, включающий в себя психический опыт предшествующих поколений.
Сознание может находиться в нормальном состоянии, тогда говорится, что человек совершал те или иные действия или поступки сознательно, излагал свои суждения произвольно. Сознательное состояние обычно рассматривают во взаимосвязи с такими свойствами психики, как целенаправленность, произвольность, опосредованность культурными средствами (знаками, речью).
Еще одним значимым феноменом, раскрывающим феноменологию психики, является установка — предрасположенность субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Данное явление открыто немецким психологом Л. Ланге в конце XIX в. Наиболее известна общепсихологическая теория установки Дмитрия Николаевича Узнадзе (1886— 1950). Понятие установки в теории Д. Н. Узнадзе тесно связано с понятием сознания и бессознательного. При этом термин "установка" зачастую может употребляться как устойчивая система отношений человека к тому или иному явлению или факту действительности, имеющей устойчивый эмоциональный тон. Согласно теории Д. Н. Узнадзе, установка имеет трехчастную структуру:
1) аффективный компонент (чувственный образ);
2) поведенческий компонент (действия по отношению к предмету оценивания);
3) когнитивный компонент.
Многие психические проявления в основе имеют механизм установки. Среди них можно выделить предубеждение — устойчивое эмоциональное отношение и система суждений по отношению к чему-либо, определяемое сложившимся внутренним эталоном нормы и допустимости (недопустимости) отклонения от нее.
Выделяют такие состояния сознания: бодрствование, сон, измененное состояние сознания (иногда для его обозначения как синонимы используют названия — трансовое, гипнотическое) (Ч. Тард). Бодрствование это состояние, в котором человек включен в деятельность и полностью сосредоточен на том, что происходит в реальности вокруг; сон — особое состояние сознания, включающее в себя ряд стадий быстрого и медленного сна. У человека в норме сон происходит ночью (при оптимальном суточном графике). Длительность сна зависит от возраста и во многом является отражением психофизического состояния организма. Сон обеспечивает организму отдых, способствует переработке и хранению информации, восстанавливает иммунитет. В момент прерывания быстрой фазы сна человек может увидеть сновидение.
Сновидение субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных), возникающих в сознании спящего человека. Спящий человек обычно не понимает, что спит, и может воспринимать сновидение как объективную реальность.
При этом феноменология сознания зачастую раскрывается через его различные измененные состояния.
Измененные состояния сознания — качественные изменения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании сознания, которые отслеживаются самим человеком или отмечаются сторонним наблюдателем (А. Людвиг). Измененные состояния сознания отличаются от бодрствования тем, что в них для человека более актуальным (реальным) оказывается субъективный жизненный мир (миры), в котором разворачиваются его переживания.
И здесь речь не идет о нарушениях психики (психозах). Измененные состояния могут возникать непроизвольно, вне желания субъекта — человек может обнаруживать то, что находился в таком состоянии после выхода из него, аналогично тому, как, просыпаясь, мы понимаем, что заснули. Но человек может оказываться в измененном состоянии и сознательно. Например, при химическом воздействии — алкоголь, наркотические средства и др.; физиологическом воздействии — гипервентиляция легких, психофизические нагрузки и др.; психоэмоциональном воздействии — состояние аффекта, стресса, гипноза и т.п.; перцептивных воздействиях — сенсорная депривация, иллюзии, галлюцинации и т.п.; и др.
Вадим Артурович Петровский (р. 1950) предложил различать ясное и измененное состояние сознания и самосознания. Критерий ясности сознания — обратимость саморефлексии, "след в след" сопровождающей действия человека и динамику его психических состояний (человек может вернуться назад и вновь пройти пройденное). Измененные состояния сознания в этом контексте будут характеризоваться необратимостью саморефлексии (человек не может "вернуться в прошлое" с тем, чтобы пройти путь заново).
Современные исследователи измененных состояний сознания В. В. Кучеренко, В. Ф. Петренко и А. В. Россохин выделили следующие критерии возникновения измененных состояний сознания [12]:
1) переход от преимущественной опоры на вербально-логические, понятийные структуры, к отражению в форме наглядно-чувственных (довербальных) образов;
2) изменение эмоциональной окраски отражаемого в сознании внутреннего опыта, сопровождающее переход к новым формам категоризации;
3) изменение процессов самосознания, рефлексии и внутреннего диалога;
4) присутствие во внешнем диалоге фрагментов внутреннего диалога;
5) изменение восприятия времени, последовательности происходящих во внутренней реальности событий, частичное или полное их забвение, обусловленное трудностью, а иногда и невозможностью, перевода внутреннего опыта, полученного в измененных состояниях, на "язык" социально-нормативных форм категоризации.
Л. И. Спивак и Д. Л. Спивак [13] измененные состояния сознания типологизируют на основании их способов вызывания:
искусственно вызываемые: психоактивными веществами (алкоголь, психоделики, галлюциногенные грибы, дурман, марихуана, химические препараты и др.) или специальными процедурами (сенсорная депривация, холотропное дыхание);
психотехнически обусловленные: религиозные обряды, аутогенная тренировка, осознанные сновидения, гипнотический транс, медитативные состояния;
— спонтанно возникающие в обычных для человека условиях (при значительном напряжении, прослушивании музыки, спортивной игре), или в необычных, но естественных обстоятельствах (например, при нормальных родах), или в необычных и экстремальных условиях (например, пиковые переживания, околосмертный опыт, посттравматические стрессовые расстройства).