Лекция 19. ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
В результате освоения данной темы студент должен:
знать
• основные положения предпринимательского права;
• сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ основных понятий, категорий, институтов предпринимательского права;
• основы правового статуса субъектов предпринимательского права;
уметь
• оперировать юридическими понятиями и категориями;
• использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
• анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения;
• правильно применять правовые нормы в своей будущей профессиональной деятельности;
• принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
владеть
• юридической терминологией;
• навыками работы с правовыми актами, регулирующими отношения по осуществлению предпринимательской деятельности;
• навыками анализа юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами будущей профессионал ы юй деятельности;
• навыками разрешения правовых проблем и коллизий в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности.
Место предпринимательского права в системе права России
Вопрос о месте и роли предпринимательского права в системе права России, его содержании и структуре является в юридической науке дискуссионным. И в данном случае необходимо учитывать то, что система права любого государства нс является застывшей и неизменной. На нее оказывают влияние различные факторы – экономические, политические, социальные и иные. С развитием научно- технического прогресса, в процессе международного разделения труда возникают новые общественные отношения, требующие правового опосредования. Появляются новые правовые институты, подотрасли, некоторые из них затем трансформируются в новые отрасли права.
Система российского права – это объективно присущая ему структура, выражающаяся в его делении на определенные элементы. Отрасли права являются главными структурными подразделениями системы права. Это наиболее крупные ее элементы, состоящие в свою очередь из подотраслей и правовых институтов.
Термин "право" используется в научной и учебной литературе в различных значениях.
Прежде всего, право – это совокупность правовых норм, регулирующих деятельность субъектов и отношения, возникающие между ними в процессе осуществления этой деятельности. В данном случае мы говорим об отрасли права как одном из элементов системы права.
Под правом понимают также отрасль или институт законодательства как совокупность источников права, которые могут формироваться по различным основаниям, главным из которых является предметное единство регулируемых ими общественных отношений.
Правом называют и юридическую науку как специальную область теоретических знаний, включая историю возникновения, методологию, концепцию развития, а также совокупность прикладных исследований в данной области юриспруденции. Теоретическое знание – это особое представление, которое добывается с помощью использования специальных научных методов и средств. Полученные наукой сведения отличаются от ненаучного, или, как говорят, обыденного, взгляда на одни и те же объекты.
Наконец, правом называют учебную дисциплину, в рамках которой осуществляется его изучение и преподавание. Учебные дисциплины формируются путем отбора теоретических положений, выработанных соответствующими науками, а также путем обобщения практического опыта. Они не создают нового знания, а лишь обобщают уже имеющиеся знания в удобном для усвоения виде. Основной целью учебной дисциплины является обучение и подготовка будущих специалистов к практической работе.
Во всех указанных выше значениях можно рассматривать предпринимательское право.
Говоря о предпринимательском праве как отрасли права, необходимо отметить, что среди ученых-юристов нет единого мнения по вопросу о том, является ли российское предпринимательское право самостоятельной отраслью права. На современный момент в литературе представлены две основные концепции регулирования предпринимательских отношений: дуалистическая и монистическая.
Сторонники дуалистической концепции (Е. А. Суханов, Б. И. Путинский и др.) считают, что предпринимательские отношения должны регулироваться гражданским и административным правом. Таким образом, отношения равноправных субъектов ("горизонтальные") – это сфера регулирования гражданского права, а "вертикальные" отношения предпринимателей с органами государственной власти – административного права.
Монистическая теория (В. В. Лаптев, В. К. Мамутов, В. С. Мартемьянов и др.) исходит из того, что предпринимательское право является самостоятельной комплексной отраслью права. Для комплексных отраслей характерно соединение разнородных институтов других отраслей права.
Разграничение отраслей права возможно по различным основаниям. Наиболее часто отрасли права выделяются исходя из двух основных критериев: предмета правового регулирования и метода правового регулирования.
Предмет регулирования предпринимательского права как отрасли права составляют три группы общественных отношений:
– предпринимательские отношения, которые возникают между хозяйствующими субъектами в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности. Они основываются на равенстве сторон;
– отношения организационно-имущественного характера, которые создают условия для осуществления предпринимательской деятельности (создание, реорганизация, ликвидация предприятий, деятельность торговых, фондовых бирж по организации торговли и другая деятельность некоммерческого характера). Это разноотраслевые отношения;
– отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности (например, при осуществлении государственного контроля (надзора), при государственной регистрации хозяйствующих субъектов, лицензировании отдельных видов деятельности, налогообложении и т.д.).
Поскольку предпринимательское право является комплексной отраслью права, объединяющей нормы как гражданского, так и административного права, его методы разнообразны:
– императивный метод (метод обязательных предписаний). С помощью данного метода права и обязанности субъектов предпринимательских отношений устанавливаются императивными нормами. Он характерен для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности (обязанность государственной регистрации субъектов предпринимательства; нормы антимонопольного, налогового законодательства и др.). Через метод обязательных предписаний выражаются публичные интересы общества;
– диспозитивный метод предоставляет субъектам свободу выбора определенного варианта поведения. Он регулирует отношения, в которые вступают в процессе предпринимательской деятельности юридически равноправные, самостоятельные субъекты. Данные отношения в подавляющем объеме регулируются нормами гражданского законодательства.
Наука предпринимательского права имеет в качестве своего объекта изучения закономерности правового регулирования предпринимательской деятельности. Научные исследования по указанной проблематике остро необходимы теории и практике.
Предпринимательское право как учебная дисциплина в настоящий момент в качестве учебного курса входит в учебные программы большинства высших учебных заведений и не только юридического профиля, так как изучение предпринимательского права – насущная необходимость как для современного юриста, работающего в сфере хозяйственной деятельности, так и для предпринимателя, имеющего свое дело, менеджера, руководителя коммерческой организации.