Лекция 4. Основы правового статуса налоговых органов, налогоплательщика и налогового агента в зарубежных странах

В результате изучения данной главы студент должен:

знать основы организации налоговых органов в зарубежных странах, их основные права и обязанности; понятие, основные права и обязанности налогоплательщиков в зарубежных странах; понятие и критерии резидентства физических лиц и организаций в налоговом праве зарубежных стран; особенности коллективного налогообложения физических лиц и организаций в зарубежных странах; понятие, основные права и обязанности налогового агента в зарубежных странах;

уметь анализировать источники налогового права зарубежных стран, регулирующие правовой статус налоговых органов, налогоплательщика и налогового агента; определять тенденции развития правового регулирования правового статуса налогового органа и налогоплательщика в зарубежных странах; квалифицированно толковать акты зарубежного законодательства, регулирующие правовой статус налогового органа, налогоплательщика и налогового агента; проводить сравнительные научные исследования по вопросам правового регулирования правового статуса налогового органа, налогоплательщика и налогового агента в зарубежных странах;

владеть навыками оперирования основными понятиями в сфере правового регулирования правового статуса налогового органа, налогоплательщика и налогового агента в зарубежных странах; проведения научно-исследовательской работы в области сравнительного анализа правового регулирования правового статуса налогового органа, налогоплательщика и налогового агента в зарубежных странах.

Основы правового статуса налоговых органов в зарубежных странах

В зарубежных государствах сложились самые разнообразные подходы к организации органон государственной власти в целом и налоговых органов в частности. В систематизированном виде наиболее полная информация об организации и функционировании налоговых органов содержится в Обзоре ОЭСР, посвященном налоговому администрированию, для подготовки которого был исследован опыт 52 государств мира и материалы которого положены в основу настоящего параграфа. Так, в последнем издании Обзора ОЭСР представлен аналитический материал по вопросам налогового администрирования в 34 государствах – членах ОЭСР: Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Дании, Германии, Греции, Израиле, Исландии, Испании, Ирландии, Италии, Канаде, Корее, Люксембурге, Мексике, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии, Польше, Португалии, Словакии, Словении, США, Турции, Финляндии, Франции, Чехии, Чили, Швеции, Швейцарии, Эстонии, Японии, а также в 18 государствах, не являющихся членами ОЭСР: Аргентине, Бразилии, Болгарии, Гонконге, Индии, Индонезии, Кипре, Китае, Колумбии, Латвии, Литве, Малайзии, Мальте, России, Румынии, Саудовской Аравии, Сингапуре, ЮАР [1].

В практике зарубежных государств в последние десятилетия проводятся активные реформы организации публичного управления, целями которых наряду с другими становятся повышение эффективности оказания публичных услуг и снижение стоимости публичных услуг для граждан. Существенным элементом указанной реформы являются вопросы организационной автономии органов исполнительной власти, а одной из тенденций – увеличение автономии органов исполнительной власти специальной компетенции. Можно выделить следующие основные направления преобразований:

1) организация работы налоговых органов в рамках концепции "открытого правительства" и требования о повышении качества публичных услуг;

2) институциональные реформы и расширение функций налоговых органов;

3) исключение дублирования административных функций (например, консолидация администрирования налогов и платежей по социальному страхованию);

4) более эффективное использование современных технологий для целей налогового администрирования;

5) использование при организации и планировании работы налоговых органов методов управления в частном секторе.

Европейской комиссией выработаны рекомендации для организации оптимальной работы налоговых органов. В частности, предполагается, что для надлежащего функционирования налоговых органов необходимо создание следующих условий:

1) налоговому органу должен быть гарантирован адекватный уровень автономии;

2) обязанности налогового органа должны быть последовательно отражены в целях и задачах его деятельности, а также в занимаемых им позициях по вопросам применения налогового законодательства;

3) налоговый орган должен обладать структурой и полномочиями, которые позволят эффективно осуществлять возложенные на него функции;

4) налоговый орган должен обладать адекватными ресурсами для администрирования налоговой системы;

5) налоговый орган должен быть обеспечен стабильной системой правового регулирования администрирования налоговой системы;

6) налоговый орган должен нести ответственность за свои действия, что предполагает создание системы контроля и оценки его деятельности.