Основы лидерства

Лидер (от англ. leader - ведущий) - авторитетный член организации или малой группы, за которым в коллективе признается право принимать ответственные решения в значимых для него (коллектива) ситуациях.

Авторитет и повседневное влияние лидера имеют неформальный характер, складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового контроля. Динамика отношений лидера с членами группы образует социально-психологический процесс лидерства, который отличается от административного руководства как юридически регламентированного социально-организационного процесса.

Между процессами лидерства и руководства имеются и общие черты: реальное влияние руководителя на деятельность коллектива основывается не только на его официальных полномочиях, но и на его личном авторитете в коллективе, т.е. складывается из двух составляющих: формального руководства и неформального лидерства. Наиболее эффективен руководитель, имеющий высокий официальный, профессиональный и личный статус.

В отличие от руководителя, которого чаще всего назначают и который, неся ответственность за положение дел в коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания, лидер не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями.

Характер отношений между руководителем и лидером (их сотрудничество или противоборство) влияет на результаты труда, на групповую сплоченность, моральный климат в коллективе и при разногласиях может служить причиной конфликта.

В науке приняты различные классификации лидеров:

o по содержанию деятельности - лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель;

o но характеру деятельности - лидер универсальный, лидер ситуативный;

o по направлению деятельности - лидер эмоциональный, лидер деловой и др.

Лидерство - система межличностных отношений в организации (группе) между коллективом и лидером, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в ситуациях, затрагивающих интересы и характер деятельности всего коллектива.

В зарубежной литературе разработан ряд концепций лидерства.

Так, теория лидерских ролей рассматривает роли "лидера-профессионала", ориентированного на решение деловых проблем, и "социально-эмоционального лидера", решающего проблемы человеческих отношений.

Теория черт лидерства считает предпосылкой признания человека лидером обладание особыми лидерскими чертами и способностями. Исследования в русле этой теории концентрировались на выявлении качеств, специфических для лидеров. Вариант такого подхода - харизматическая концепция лидерства, согласно которой лидерство ниспослано отдельным выдающимся лицам как некая благодать-харизма. Похожей точки зрения придерживался и русский ученый Л. Гумилев, сформулировавший так называемый эффект пассионарность, который заложен в самом человеке. Пассионарии - это активная часть человеческой популяции, импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения. Они часто, действуя ради общего блага, приносят свою жизнь в жертву идеалу.

Сторонники интерактивной теории полагают, что лидером может стать любой человек, занимающий соответствующее место в системе межличностных взаимодействий. Персонально вопрос о лидере решается с учетом индивидуальных особенностей кандидата, личностных характеристик других членов коллектива группы (организации), а также сложившейся ситуации и выполняемой задачи.

Теория ситуационного лидерства, или групподинамический подход, утверждает, что лидерство - это прежде всего продукт сложившейся в группе ситуации, в которой лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. При умеренно благоприятной ситуации успешнее оказывается лидер, ориентированный на людей.

Комплексная теория акцентирует взаимосвязи основных составляющих процесса организации межличностных отношений: лидеров, последователей (или ведомых) и ситуаций, в которых осуществляется лидерство.

В российской практике широкое распространение получил коллективный стиль лидерства, предполагающий ответственность лидера перед коллективом, сознательное подчинение лидеру, творческую самодеятельность коллектива, полную демократичность.

Между лидерами и менеджерами существуют определенные различия, которые продиктованы их статусным положением (табл. 4.6)2.

Таблица 4.6. Различия в действиях лидеров и менеджеров

Менеджеры

Лидеры

Контролируют и минимизируют риск. Действуют.

Делают строже правила в организации. Ищут способы развития, а затем следуют им.

Координируют усилия сотрудников

Не боятся риска. Ищут новые возможности. Изменяют правила, делают их демократичнее. Генерируют идеи, ради которых люди готовы работать.

Умение управлять современными организациями, используя весь арсенал менеджмента, позволяет добиваться высоких результатов благодаря соединению качеств "высокоэффективного менеджера" и лидера. Однако на предприятиях, где наблюдаются высокая "заорганизованность", сильное давление менеджеров, чрезмерный контроль, обычно наступает спад производства, появляются застойные явления, протестные движения - так, например, как это было на автомобильном заводе "Форд" в г. Всеволожске Ленинградской области.

Новая парадигма управления человеческими ресурсами выдвинула и новые требования к лидерству (табл. 4.7).

Успешные лидеры XXI в. стремятся соответствовать новой реальности, оказывать влияние на окружающих и добиваться изменений, направленных на достижение целей или желаемых результатов.

Лидерство - это повседневный способ деятельности и генерации существенных новаций в любом виде, которые должны быть эффективны, легко распространяемы и широко используемы. Иными словами, неотъемлемым качеством лидера является креативность.

Таблица 4.7. Новая реальность лидерства

Старая парадигма

Новая парадигма

Стабильность.

Контроль.

Конкуренция.

Единообразие.

Эгоцентризм.

Популизм, преувеличение

достижений

Изменения и антикризисный менеджмент. Делегирование властных полномочий. Сотрудничество.

Разнообразие идей и форм, креативность. Более высокие цели, корпоративная социальная ответственность.

Деловитость, скромность, конкурентоспособность

Применительно к экономической деятельности можно выделить несколько общих черт креативного лидера: во-первых, творческую компоненту, имея в виду способность к созданию новых форм или новому сочетанию уже известных элементов; во-вторых, ориентацию на результат, т.е. выгоды, которые может получить организация от креативной деятельности лидера; в-третьих, принципиальный характер креативной идеи, ее ценность. Иначе говоря, в экономическом смысле желаемый результат креативности - повышение эффективности деятельности организации.

Продолжая сравнение менеджмента и лидерства, приведем их характеристики, данные представителями различных научных школ, в том числе Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (табл. 4.8).

Таблица 4.8. Сравнение менеджмента и лидерства

Как видно из приведенного сравнения, главная отличительная черта лидера - знания, критическое мышление, креативность. После получения соответствующего образования лидер должен не только обладать, но и уметь создавать новые знания; не только применять на практике существующие теории и наработки, но и быстро приспосабливаться к изменениям внешней среды и учитывать их в своей деятельности.

Новые знания стали компонентом конкурентного преимущества современной организации (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Алгоритм креативности