Основы корпоративной таможенной политики
Таможенная политика представляет комплекс мер, осуществляемых в целях обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории, участия в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка, стимулирования развития национальной экономики, а также влияет на порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей и таможенного оформления.
Законодательной основой таможенного регулирования в Российской Федерации являются Таможенный кодекс РФ и Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе". Эти нормативные акты определяют принципы построения и основные понятия системы таможенного регулирования, юридический статус таможенных органов, порядок перемещения товаров через границу и взимания таможенных платежей.
Общее руководство системой таможенного регулирования осуществляется Правительством РФ и Президентом РФ. Непосредственно система таможенных органов возглавляется Федеральной таможенной службой (ФТС России), в функции которого входит разработка механизма осуществления таможенного регулирования путем издания соответствующих приказов и инструкций, конкретизирующих постановления Правительства РФ и указы Президента РФ, а также контроль за соблюдением таможенных правил.
ФТС России подчиняются региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. Основной их функцией является осуществление мер таможенного регулирования (прежде всего таможенный контроль товаров).
Региональные органы могут также издавать нормативные акты по конкретным вопросам таможенного регулирования в пределах своей компетенции (например, порядок регистрации участников внешнеэкономической деятельности на таможне).
Для регулирования различных форм перемещения товаров через границу Таможенный кодекс РФ определяет 15 таможенных режимов. Таможенный режим - это совокупность правил, в соответствии с которыми товары перемещаются через границу. От него зависят порядок оформления и размер таможенных платежей. При перемещении товаров через границу декларант выбирает вид таможенного режима самостоятельно, в зависимости от установленных для каждого из них условий.
Выпуск товаров для свободного обращения предусматривает ввоз товаров на таможенную территорию РФ без обязательства их обратного вывоза. Необходимым условием выпуска является уплата импортером таможенных платежей.
Реимпорт - ввоз товаров, ранее вывезенных из России, без взимания таможенных платежей. Для помещения под данный режим товары должны ввозиться в неизменном состоянии не позднее 10 лет с даты их вывоза.
Транзит - перемещение товаров между двумя таможенными пунктами РФ под таможенным контролем без взимания таможенных платежей. При этом товары должны оставаться в неизменном состоянии, запрещается их использование в коммерческих целях. Таможенные органы устанавливают также обязательный срок прибытия в таможню назначения.
В режиме таможенного склада ввезенные товары хранятся без внимания таможенных платежей, а товары, предназначенные для экспорта, - с предоставлением льгот. Срок хранения не должен превышать трех лет, после чего необходимо поместить товары под другой режим.
Магазин беспошлинной торговли открывается российскими юридическими и физическими лицами по лицензии ФТС России. Товары продаются без взимания таможенных платежей.
Переработка товаров на таможенной территории предусматривает, что ввозимые иностранные товары перерабатываются в целях последующего экспорта. При этом ввозные пошлины возвращаются плательщику, а экспортные пошлины не взимаются. Переработка включает в себя изготовление товаров, монтаж, сборку, ремонт, собственно переработку (например, сырья). Данный режим требует получения лицензии таможенного органа.
Если целью переработки иностранных товаров является их последующий выпуск для обращения на территории РФ или помещение под другой режим, используется режим переработки товаров под таможенным контролем. Его условия аналогичны предыдущему режиму.
При временном ввозе (вывозе) товаров допускается их использование в России (и за ее пределами) в течение установленного срока (не более двух лет). Данная операция требует разрешения таможенного органа или предоставления обязательства об обратном вывозе (ввозе). Временно используемые товары полностью или частично освобождаются от таможенных платежей.
В свободную таможенную зону (создаваемую по решению Правительства РФ) или свободный склад иностранные товары ввозятся и используются без взимания таможенных платежей, а российские - в режиме экспорта (но без взимания платежей). Использование товаров охватывает все производственные и коммерческие операции, за исключением розничной продажи. При вывозе с территории свободной зоны или склада таможенные платежи взимаются в зависимости от происхождения товаров.
При переработке вне таможенной территории российские товары вывозятся для использования за пределами России с последующим возвратом и выпуском для свободного обращения. При этом возмещаются вывозные платежи. Для данного таможенного режима необходимо разрешение таможенного органа.
При экспорте товары вывозятся за пределы России без их обратного ввоза. Необходимым условием экспорта является уплата вывозных пошлин и других сборов (при этом товары освобождаются от налогов в соответствии с налоговым законодательством).
В рамках реэкспорта ввезенные ранее иностранные товары вывозятся в неизменном состоянии с таможенной территории РФ без взимания таможенных платежей. При ввозе таких товаров необходимо заявить, что они предназначены для реэкспорта, и осуществить данную операцию в течение двух лет после ввоза.
Уничтожение товаров осуществляется за счет заинтересованного лица с разрешения и под контролем таможенного органа. Пошлины и налоги при этом не взимаются.
Возможен отказ от товара в пользу государства (с разрешения таможни). Пошлины и налоги в данном случае также не взимаются.
В механизме таможенного регулирования большая роль отводится вопросам использования системы таможенного тарифа, его основных элементов и видах таможенных платежей (включая систему их расчета и уплаты). Остановимся более детально на процедурах таможенного оформления импортной и экспортной сделок.
Различные формы ввоза товаров на территорию РФ и их вывоз за пределы России регулируются целым рядом таможенных режимов. В табл. 5.1 приведены процедуры таможенного оформления на примере выпуска товаров для свободного обращения на территории РФ и их вывоза в режиме экспорта.
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" ФТС России осуществляет ряд функций валютного контроля и регулирования. Остальные органы таможенной системы России выступают в качестве агентов валютного контроля.
ФТС России совместно с другими органами валютного контроля, участвует в определении порядка ввоза (вывоза), а также пересылки через границу резидентами и нерезидентами:
o валюты РФ;
o ценных бумаг в валюте РФ;
o валютных ценностей.
Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением установленных правил перемещения валюты и валютных ценностей через границу РФ, а также за валютными операциями, которые сопровождают перемещение товаров (например, сроки поступления платежей в валюте, обоснованность платежей по импорту). Кроме того, таможенные органы обеспечивают взаимодействие с другими органами и агентами валютного контроля - Банком России, уполномоченными им банками, государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".
Таблица 5.1. Основные характеристики таможенного регулирования