Основы конституционного строя России
Конституционный строй – понятие емкое и комплексное. В обобщенном плане определить его можно как правопорядок, при котором соблюдается демократическая конституция государства. Следует иметь в виду, что в гл. 1 Конституции РФ закреплены лишь основы конституционного строя России. В одном нормативном акте невозможно детально урегулировать все правоотношения в государстве (имущественные, земельные, экологические, административные, процессуальные, трудовые, уголовные, семейные и иные). Их детализация осуществляется в специальных законах, в отраслевом законодательстве. Основы же вообще – это важнейшие, исходные начала, определяющие сущность того или иного явления. Таким образом, конституционный строй – это совокупность соответствующих общественных отношений, а его основы – базовые, системообразующие принципы, их регламентирующие. Эти принципы лежат в основе (или, напротив, находятся на вершине) всей пирамиды правовой системы государства, служат ориентиром для многоплановых правомерных связей в обществе.
Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения – гл. 1 Конституции РФ (равно как и гл. 2 и 9) является более "жесткой" по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции (см. предыдущий параграф). Таким образом, любое изменение в базовые конституционные положения может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции на новую (даже если изменения незначительны).
Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и "защищенным" (гл. 2, 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.
Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы: закрепляющие приоритет прав и свобод человека и гражданина; организацию государства и государственной (публичной) власти; политические и экономические основы государства и общества.
Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепление их в качестве высшей ценности составляют гуманистические основы конституционного строя России. Достаточно подробное освещение этой проблематики содержится в гл. 9 учебника.
Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии с ними Российская Федерация – это демократическое, федеративное, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления. Все эти характеристики тесно связаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя.
Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства означает, что:
– единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;
– власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;
– власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума (подробнее – в параграфе 9.1 учебника).
В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия является федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства – унитарной и федеративной – Россией избрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 "Федеративное устройство" Конституции РФ (подробнее см. гл. 7 учебника).
Провозгласив Россию правовым государством в ст. 1 Конституции РФ, законодатель:
– признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;
– закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;
– устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти ("по горизонтали" и "по вертикали") и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.
Формирование правового государства – сложный и длительный процесс. Страна должна "дорасти" до своей Конституции, преодолев стереотипы правового нигилизма, повысив правовую культуру граждан и властных институтов всех уровней, сформировав гражданское общество (подробнее см. параграф 2.2 учебника).
Республиканская форма правления, которая закреплена в ст. 1 Конституции РФ, означает, что:
– государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;
– переход к другой – монархической – форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;
– монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ.
Конституция РФ не дает конкретного, нормативно выраженного ответа на вопрос о разновидности республиканской формы правления в России. Российскую Федерацию часто называют президентской (или даже суперпрезидентской) республикой. Однако анализ конституционных норм, закрепляющих статус различных органов государственной власти (см. гл. 4–7 Конституции РФ), их взаимодействие между собой, позволяет сделать вывод, что, несмотря на особое положение Президента РФ в системе органов государственной власти, Основным Законом в России закреплена полупрезидентская (смешанная) республика. Именно такая смешанная форма республики является преобладающей формой правления в современном мире. Смешанная форма правления закреплена и во многих субъектах РФ.
В дополнение к характеристикам, данным в ст. 1 Конституции РФ, Россия является еще и социальным государством согласно ст. 7. Социальное государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества (в этом смысле социальная государственность коррелирует с правовой государственностью, поскольку одним из краеугольных камней правового государства является принцип формального, юридического равенства). Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально- экономических потребностей, получение необходимых социальных благ. В то же время социальное государство не безразлично и к тем, незащищенным, социальным слоям, которые в силу различных причин (возраст, состояние здоровья и т.п.) не в состоянии собственным трудом и собственной инициативой обеспечить себе достойную жизнь (в этом ключе социальная государственность, в изъятие из принципа формального равенства, допускает известную социальную дифференциацию).
Основные направления социальной политики РФ как социального правового государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ:
– охрана труда и здоровья людей;
– установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
– обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
– развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве: гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др.
Наряду с социальной направленностью государства существует также закрепленная в Конституции РФ точка зрения о том, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть делом его ума, рук, инициативы и предприимчивости. При этом суть социальной правовой государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.
Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст. 14 Конституции РФ, согласно которому Россия является светским государством. Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества, Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Конституция РФ прямо не устанавливает отделение школы от церкви, однако этот признак светского характера государства закреплен в отраслевом законодательстве, в частности в Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" и Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". В России нормативно закреплен принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Религиозные организации вправе обучать детей религии в таких учреждениях только вне рамок образовательной программы по просьбе родителей или лиц, их замещающих, с согласия детей и но согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.
С рассмотренными характеристиками российского государства непосредственно связаны и конституционные принципы функционирования (осуществления) публичной власти:
– единство и разделение властей;
– источник власти;
– формы осуществления власти;
– признание местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня публичной власти и др.
К экономическим основам конституционного строя России (ст. 8, 9 Конституции РФ) относятся такие конституционные принципы рыночной экономики, как: единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; свобода экономической деятельности и государственная поддержка конкуренции; многообразие и равенство форм собственности.
Указанным конституционным положениям корреспондируют нормы ст. 71 и 72 Конституции РФ, в соответствии с которыми установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, гражданское, земельное и природоохранное законодательство, установление налоговой системы и общих принципов налогообложения и сборов в России отнесено либо к исключительному ведению Российской Федерации, либо к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (при безусловном приоритете федеральных норм). Таким образом, ни в одной составной части России нс может осуществляться собственное, отличное от общегосударственных подходов, правовое регулирование отмеченных важных принципов экономической системы.
Базовые принципы рыночной экономики, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, развиваются в других конституционных положениях. Так, в развитие нормы о поддержке конкуренции (ч. 1 ст. 8) в ч. 2 ст. 34 Конституции РФ запрещена экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Одним из первых рыночных российских законов был Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В настоящее время он заменен новым Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-Φ3 "О защите конкуренции".
Отношения собственности носят гражданско-правовой характер (подробно см. параграф 12.3 учебника), хотя институт права собственности, вне всякого сомнения, является комплексным, межотраслевым. Как принципиально важные (а во многом – революционные) следует рассматривать положения ч. 2 ст. 8 Конституции РФ о признании и равной защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Принцип равенства всех форм собственности означает, что в России устранен приоритет государственной (общенародной) собственности, но не провозглашен и приоритет частной собственности. Все формы собственности признаются и защищаются равным образом.
Не менее важен и принцип неприкосновенности собственности в Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 35 и ч. 2 ст. 8 Конституции РФ (при отмечавшемся приоритете положений гл. 1 Конституции РФ) никто (т.е. не только гражданин, но и юридическое лицо, муниципальное образование, субъект РФ) не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества у частного собственника для государственных нужд может быть осуществлено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Меры воздействия на правонарушителя имущественного характера (изъятие орудия преступления, предметов контрабанды, арест имущества должника и т.п.) не являются конфискацией в конституционно-правовом смысле, поскольку право собственности правонарушителя на указанное имущество прекращается (и соответственно возникает право государственной собственности) только после вступления в силу решения (приговора) суда.
В качестве политических основ конституционного строя России ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое многообразие, политический плюрализм и многопартийность. Чрезмерное вмешательство государства недопустимо не только в сферу экономики, но и в сферу идеологии и политики. В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т.п. На идеологическом многообразии основывается многообразие политическое, проявляющееся в наличии разнообразных направлений практической политической деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениям, преследующим те или иные политические цели. Статус различных видов общественных объединений (общественных организаций, движений, фондов, учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов, религиозных организаций и др.) закреплен в Федеральном законе от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", а также в других законах и иных правовых актах. В ряду общественных объединений особое место принадлежит политическим партиям. Если общественная организация (или объединение) может быть создана для реализации любых некоммерческих целей, то политической партией организация, не преВперед политических целей, быть не может (основной целью деятельности политической партии является борьба за власть и участие в осуществлении публичной власти на различных уровнях). Конкретно о политических партиях в Конституции РФ практически ничего не сказано. Подробное регулирование статуса и деятельности этого вида общественных объединений осуществляется Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях". Конституция РФ и действующее законодательство формальноюридически закрепляют в России многопартийную систему (именно многопартийность является внешним выражением политического плюрализма).
В ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определены пределы идеологического и политического плюрализма. Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным, насильственным путем. Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому в России установлены запреты на создание и деятельность таких общественных объединений, деятельность которых направлена на достижение перечисленных выше негуманных целей.