Лекция 16. Основы конституционного права Германии
Государственное право Германии формировалось в течение длительного исторического периода. В стране продолжают действовать имперские законы, ряд норм Веймарской Конституции, а также действующего ныне Основного закона I949 г.
Базовые конституционные принципы, характеризующие современную Германию как государство
Исходя из Основного закона ФРГ 1949 г., в его современной редакции можно выделить базовые конституционные принципы, на которых основывается немецкое государство:
– ФРГ является федерацией 16 земель;
– Земля согласно Основному закону провозглашается государством в составе ФРГ, которое имеет собственную историю, исторически сложившуюся территорию, особенности национального состава, часто – свой диалект немецкого языка, конституцию, парламент (ландтаг), правительство, иные государственные органы, а также собственную символику (герб, гимн и флаг); однако фактически земля не является государством в полном смысле этого слова – она не имеет суверенитета, права выхода из ФРГ, которая является единым союзным государством, а не союзом государств;
– Федеративная Республика Германия строится по принципу "сильный центр – сильные земли", на началах субординации и разделения полномочий между центром и землями, а также координации и наличия "горизонтальных связей" между землями;
– федеральное право имеет приоритет над правом земель;
– общепризнанные международные договоры и иные правовые документы действуют в Германии непосредственно и являются частью национального права;
– законодательство связано конституционным строем, а исполнительная впасть и правосудие – правом;
– Федеративная Республика Германия признает основополагающие права и свободы человека;
– важнейшими закрепленными в Основном законе правами являются право на достоинство и равенство немцев;
– в основе построения системы органов государственной власти лежит принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
– законодательную власть в стране осуществляют однопалатный парламент – бундестаг, а также особый орган представительства земель – бундесрат;
– исполнительную власть осуществляет формируемое бундестагом правительство во главе с обладающим широкими полномочиями канцлером – главой правительства и фактически первым лицом государства;
– в стране действует разветвленная система судов;
– значительную роль в судебной системе играют Федеральный конституционный суд и конституционные суды земель;
– немецкое государство олицетворяет федеральный президент, избираемый особой коллегией, играющий церемониальную роль;
– Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным государством.
Особенности регулирования правового статуса личности
Немецкий Основной закон стал одной из первых европейских и мировых конституций, который отвел правам и свободам человека первое место среди вопросов конституционного регулирования. В дальнейшем этому примеру последовал ряд других государств.
Среди прав и свобод, закрепленных Основным законом, главенствующее положение занимают:
– право на достоинство;
– равенство всех немцев. Оно подразумевает равенство:
ü перед законом;
ü мужчины и женщины;
ü независимо от происхождения, расы, языка, места рождения, родства, вероисповедания, религиозных или политических взглядов;
ü детей, родившихся в браке и вне брака;
ü доступа к любой государственной должности;
ü каждого немца на каждой земле;
– право на жизнь и физическую неприкосновенность;
– право на свободное развитие личности;
– свобода совести;
– свобода поиска и доступа к информации;
– свобода преподавательской деятельности, занятий наукой и искусством;
– право матери на поддержку и защиту со стороны общества;
– право на объединения;
– свобода шествий и демонстраций;
– тайна переписки, почтовой связи, иной коммуникации;
– право на свободу передвижения;
– запрет на принудительный труд;
– право собственности и свобода наследования;
– право петиций;
– обязанность пройти службу в вооруженных силах или альтернативную гражданскую службу.
Особенностью немецкого конституционного регулирования основных прав человека является возможность их ограничения со стороны государства. Так, лица, которые используют:
– свободу печати;
– свободу преподавания;
– свободу собраний;
– свободу объединений;
– тайну переписки, почтовой, телеграфной и иной электросвязи;
– право собственности;
– право убежища для борьбы против демократического строя, могут быть лишены этих прав решением Федерального конституционного суда.
Также ограничиваются права военнослужащих и лиц, проходящих альтернативную службу:
– на свободу собраний;
– подачу коллективных петиций;
– выражение и распространение своего мнения устно, письменно и посредством изображения.
Регулированию основных прав человека посвящено только 19 статей Основного закона ФРГ, причем большое количество обычно закрепляемых другими конституциями прав и свобод оказалось за пределами конституционного регулирования.