Основы информационной политики
Репутационный менеджмент рассматривает трансляцию информационных сообщений как непрерывный, хорошо структурированный и адресный информационный поток. Очевидно, что для организации этого процесса требуется выстроить алгоритм коммуникационного взаимодействия компании с целевыми группами, используя при этом средства массовых коммуникаций. Параметры этого алгоритма задает информационная политика компании, которая призвана организовывать процесс трансляции различным аудиториям сведений о значимых корпоративных действиях, событиях и результатах деятельности компании. Главный принцип информационной политики - обеспечить полноценность и равнодоступность информации всем заинтересованным сторонам: акционерам, регулирующим и надзорным органам, сотрудникам, представителям СМИ, финансовому сообществу и инвесторам, общественным организациям, широкой общественности. В связи с этим необходимо определить, какую форму коммуникации можно считать наиболее эффективной для укрепления авторитета компании.
Как уже не раз отмечалось, PR - это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью, а также помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него.
Другим коммуникационным инструментом является пропаганда (от лат. Propaganda - подлежащее распространению), которая предполагает распространение политических, философских, научных, художественных и прочих взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и побуждения к массовой практической деятельности. Основные элементы процесса пропаганды: ее субъект (социальная группа, интересы которой выражает пропаганда), ОГЛАВЛЕНИЕ, формы и методы, средства или каналы пропаганды (радио, телевидение, печать, система лекционной пропаганды и т.д.), объект (аудитория или социальные общности, которым адресована пропаганда). Решающим для понимания процесса пропаганды являются социальные интересы ее субъекта, их соотношение с интересами общества в целом и отдельных групп, к которым обращена пропаганда. Это определяет ее ОГЛАВЛЕНИЕ и оказывает существенное влияние на выбор форм, методов и средств пропаганды.
Происхождение термина "пропаганда" датируется XVI в., когда Папа Клементий создал объединение общин по продвижению веры - Congregeratio ProPaganda fide. Речь шла о продвижении влияния католической церкви, ее борьбе со светской властью, о создании миссий в разных странах. Позже, в годы Великой французской революции, этот церковный термин приобрел политическое звучание, обозначая вид политической деятельности по распространению определенной идеологии.
В принципе пропаганда и PR достаточно схожи между собой, сходство лежит в гносеологической природе этих явлений. И PR, и пропаганда стремятся воздействовать на ценности, ориентируясь на долговременный результат. Различия между ними лежат в способах манипуляции, на чем и хочется остановиться подробнее (табл. 3.9).
Таблица 3.9
Различия между пропагандой и PR
Пропаганда |
PR |
Цель - привлечь сторонников и держать их в подчинении |
Цель - добиться взаимопонимания и добровольно привлечь на свою сторону |
Односторонняя коммуникация, не предполагающая обсуждения |
Двусторонняя коммуникация |
Навязывание нужной точки зрения |
Формирование общественного мнения |
Не всегда учитываются этические аспекты |
Основывается на этических нормах |
Допускает искажение и фальсификацию фактов |
Осуществляется только честными средствами |
Сокрытие части фактов |
Полная открытость |
Убеждение с целью привлечения сторонников |
Убеждение с целью достижения взаимопонимания |
Предполагает единую точку зрения |
Предполагает плюрализм мнений |
"Лозунговая" форма подачи информации, не предполагающая ее анализ |
Более убедительная и разносторонняя форма подачи информации, предполагающая ее анализ |
Обращение к эмоциям человека |
Обращение как к эмоциям, так и к разуму человека |
Как видно из табл. 3.9, пропаганда является мощным орудием тоталитарных режимов, задача которых - подавить любое инакомыслие. В свою очередь, демократические государства с рыночной экономикой могут существовать только при наличии плюрализма мнений и альтернативных средств массовых коммуникаций, что можно обеспечить только средствами PR. Технологии связей с общественностью организуют свободный обмен информацией, на основе которого и формируется деловая репутация участников рынка. Стало быть, все коммуникационные технологии по укреплению репутации будут эффективны только в том случае, если они будут осуществляться средствами PR.
Отдельно хочется остановиться на таком понятии, как паблисити (от англ. Publicity - публичность, гласность). Оно подразумевает популярность, известность кого-либо или чего-либо. Паблисити создается с помощью распространения информации об объекте по нужным каналам; не случайно паблисити часто воспринимают как синоним PR. На самом деле это лишь один из инструментов связей с общественностью. Паблисити - это позитивная известность организации, ее руководства и персонала, формируемая с использованием СМИ. Однако было бы ошибкой считать, что известности для формирования устойчивой деловой репутации вполне достаточно. Медийная популярность очень недолговечна, об этом хорошо знают, к примеру, артисты и деятели шоу-бизнеса: как только их лица исчезают с экранов телевизоров, публика их гут же забывает. Для того чтобы позитивная деловая репутация компании оставалась стабильным долгосрочным активом, необходимы реальные практические действия и достижения организации и правильное, своевременное информирование об этом.
При разработке информационной политики учитываются все аспекты жизнедеятельности организации, начиная с регламентации доступа сотрудников к конфиденциальной информации и заканчивая системой взаимодействия со СМИ (рис. 3.5).
Рис. 3.5. Основные разделы информационной политики
На рис. 3.5 отражены шесть основных направлений, по которым разрабатывается информационная политика. Рассмотрим каждое из них.