Лекция 13. Основы философского анализа общества

Философский анализ общества — одна из главных проблем социальной философии, как особого раздела, изучающего закономерности жизни людей, а также функционирования, созданных ими социальных институтов и организаций. История общества складывалась в пространственно-временном поле его бытия из исторических этапов — эпох, культур, цивилизаций, характеризующих сущность и специфику человеческой деятельности. Поэтому становление и функционирование общества, его социальное бытие и формы, законы и факторы развития, типы и виды социальных общностей, сферы жизни общества — системообразующие институты общественной жизни, составляют предмет этого раздела философии.

Общество как часть объективной реальности

Объективная реальность — это всё то естественное и искусственное, что окружает человека.

Общество — часть этой объективной реальности. Но часть непростая, а социальная, наделённая разумом, обладающая способностью изменять мир.

Частью этой реальности являются люди — индивиды, личности, персоны, а также разнообразные объединения людей — социальные группы, общности, институты. Эта часть объективной реальности носит название социума (в неё не включаются технические и экологические системы, так как они представляют вместе с социумом базовые элементы общества). Социум — основной элемент общества. Он структурирован через такие социальные компоненты как потребности и способности, деятельность, отношения и институты. Такой подход отражает специфику философской концепции Л. Зеленова.

Уточним сущностное понимание общества.

Общество, прежде всего, исторический продукт деятельности людей.

В связи с этим выводом становится понятной сущность человечества, человеческого рода, социума, сфер общественной жизни и самого общества, так как ключом к оценке этих категорий служит человеческая деятельность, суть которой была рассмотрена в предыдущей лекции. Деятельность (в отличие от обычной жизнедеятельности живого и взаимодействия неживого) есть целесообразное взаимодействие человека и окружающей среды (универсума). Деятельность — функциональный стержень общества. За деятельностью объективно стоят социальные и общественные потребности и способности, как родовые силы индивида и общества. Потребность всегда была побудительной силой (мотивом) человека и общества, а способность — деятельностной силой (социальным "двигателем", социальной детерминантой). Сама человеческая деятельность генерирует самые разнообразные социальные и общественные отношения и создаёт присущие им институты. В этом заключается деятельностная парадигма становления социума и общества. Главное при этом — люди, являющиеся ядром социума. Сам социум является ядром общества. Поэтому деятельность и творчество выступают фактором социального и общественного развития.

Человечество — совокупность людей.

Человеческий род — мера людей, система их родовых качеств.

Суть в том, что человечество, человеческий род совокупностью своих качеств порождают вокруг себя специфическое поле бытия:

- технические системы ("вторая природа" — технико-технологическая, индустриально-информационная среда, порождённая человеком);

- экологические системы (сады и парки, бульвары и набережные, преобразованный человеком животный и растительный мир).

Поэтому, когда мы говорим об обществе, то подразумеваем не только демографические (социальные), но также технические и экологические образования. Они по сути общественные, так как созданы человеком в процессе деятельности.

Сферы общественной жизни — самостоятельные системообразующие институты общественной жизни, исторически сформировавшиеся на основе потребностей и потенциала общества с собственной структурой, функциями, целями, принципами, нормами, традициями, культурой.

Системообразующая роль институтов общественной жизни заключена в их ключевом предназначении для целостного функционирования общества.

Общество представляет собой людей в совокупности общественных отношений и институтов, порождённых их деятельностью. Общество немыслимо вне человеческой деятельности, так как деятельность генерирует всю систему общественных отношений и соответствующих им институтов. Можно сказать так, общество — это люди, взаимосвязанные деятельностью; или, общество — это функциональная взаимосвязь людей. В силу этого, общество выступает особой частью объективной реальности.

В зависимости от развитости общественных отношений и институтов можно говорить о степени или исторической ступени развития общества: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, индустриальной (постиндустриальной), информационной (компьютерной) и иных последующих. Можно использовать и иную методологию общественного построения — региональную, с политико-экономическими и социальными особенностями бытия: латиноамериканская, азиатская, европейская, африканская модели общества. При этом целесообразно выделять базовые формы общественной деятельности (общественной, т.е. значимой и необходимой для функционирования всего общества), которые составляют суть всесторонней, целостной жизни общества. Эти формы наполнены конкретным ОГЛАВЛЕНИЕм, имеющим историческую предопределённость. Они появляются тогда, когда потребности общества соответствуют его потенциалу и приобретают очертания организационной основы общественной жизни, в конкретном, функционально необходимом обществу качестве. До этого момента многочисленные виды деятельности, развивающиеся внутри общества, имеют чисто предметный характер. Трансформация предметного (профессионального) вида деятельности в базовую форму общественной деятельности, т.е. системообразующую для жизни общества — длительный процесс в общественном пространстве и времени. Сферы жизни общества, зарождаясь в действительности, объективно являют всеобщую потребность их собственного бытия и функционально образуют взаимосвязанный состав базовых форм общественной деятельности — экономической, оборонной, педагогической, научной, художественной, медицинской, физкультурной и т.п. Каждая из сфер формально самостоятельна, но функционально необходима для жизни и деятельности всего общества. Сообразно этому, не всякая профессиональная деятельность способна стать системообразующей для общественной жизни, а только та, без которой общественное бытие не может быть всесторонним и целостным. Например, сфера экономической жизни общества, включая производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг по всему экономическому профилю своих профессиональных видов деятельности — в добывающей и перерабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве (животноводство и растениеводство), в торговле и финансах и т.п., необходима для обеспечения жизни всего общества и предметно интегрирована в систему институтов (сфер) его жизни, но по отдельности профессиональные виды экономической деятельности не могли претендовать на зарождение самостоятельной сферы общественной жизни. Формирование сферы экономической жизни общества происходило на основе принципа возникновения базовой формы общественной деятельности и было сложным эволюционным процессом, начиная с первобытнообщинного общества, когда зарождался характер экономических отношений посредством первично хозяйственной деятельности. Аналогично происходило становление других сфер жизни общества. В частности, параллельно с хозяйственными отношениями выстраивались отношения защитного порядка — оборонные, которые были объективированы общественной потребностью по отражению реального и возможного нападения со стороны соседних племён, а с рабовладельческого общества — потребностями зарождающегося государства. Функционально, хозяйственная, включая ремесленную, и оборонная деятельность требовали чёткой организации, подготовленных кадров, грамотных обоснований и теоретических расчётов по её осуществлению — становились сферы управления, педагогики, науки. Необходимость целостного, всестороннего, гармоничного общественного функционирования и развития обусловила становление сфер медицины, физкультуры, искусства, экологии, общественной безопасности. Процесс сферного становления жизни общества происходил по мере вызревания общественных потребностей и способностей, обусловливавших развитие базовых форм общественной деятельности. В силу этого, сферы общественной жизни формировались исторически на основе базовых форм общественной деятельности как самостоятельные системообразующие институты жизни общества с присущими им функциями, внутренней структурой, традициями, принципами, нормами и культурой. Ранее в лекциях мы упоминали четырёхсферное построение жизни общества, обусловленное марксистской традицией: экономическая сфера, политическая сфера, социальная и духовная сферы. Такое сферное построение общественной жизни было далеко неполным отражением её сущностных потребностей, типологически некорректным, более идеологизированным нежели научным, что явно обедняло теорию целостного, всестороннего, гармоничного общественного развития, нивелировало базовые формы общественной деятельности, без которых означенное функционирование общества невозможно. На основе новой, современной методологии сферного построения общественной жизни, закономерно выстраиваются десять сфер жизни общества: экономическая, экологическая, управленческая, педагогическая, научная, художественная, медицинская, физкультурная, оборонная и общественной безопасности. Историческое становление каждой из них было объективировано общественными потребностями и способностями, реализуемыми в процессе деятельности общества, как базовыми для него, сыгравшими мотивационную роль в становлении системообразующих институтов общественной жизни с присущими им и ей нормами, принципами, правилами, культурой. Чем совершеннее становилась система общественных отношений, основанных на базовых формах общественной деятельности, тем явственнее обозначался прогресс в жизни всего общества. Причём, необходимо иметь в виду, что процесс общественного сферирования не завершён. Новые потребности общества через деятельность порождают новые общественные отношения, которые будут способствовать становлению новых институтов, часть из которых вполне может стать системообразующими для общественной жизни. В частности, это относится к области космонавтики, которая на сегодняшний день развития общества представляет вид профессиональной деятельности. Но в ближайшее время, возможно в следующем столетии, будет являть базовую форму общественной деятельности, организационно представляя системообразующий институт жизни общества — сферу общественной жизни. Параллельно вызревает новая наукасферология, предметом которой будет исследование формирования, функционирования и развития сфер общественной жизни. На основе выводов сферологии более предметным станет получение необходимых теоретико-функциональных продуктов, обеспечивающих целостность, всесторонность, гармоничность общественного развития — стратегий, концепций, программ, доктрин федерального и регионального значения.

Десять системообразующих институтов жизни общества — сфер общественной жизни

Э — экономика Эк — экология У — управление П — педагогика Н — наука И — искусство М — медицина Ф/к — физическая культура О — оборона О/б — общественная безопасность

Стоит отметить, что характер общественных отношений, соответствующий обществу в целом, сферам общественной жизни, в частности, взаимосвязан с политическим процессом. Такие политические режимы как демократический или тоталитарный, с присущими им властными механизмами влияния на развитие общественных отношений, являют предмет оценки конкретного исторического этапа развития общества, прогрессивной либо регрессивной направленности, с аналогичным подходом к сферному построению общественной жизни.