Лекция 17. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
В результате освоения главы студент должен:
знать
• сущность, систему, источники экологического права;
• основные направления государственной экологической политики;
• функционирование системы органов государства и местного самоуправления в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
• экологические права и обязанности гражданина Российской Федерации;
• особенности наступления юридической ответственности за совершение экологических правонарушений и преступлений;
• сущность и основные институты международного сотрудничества в сфере экологической безопасности;
уметь
• оперировать понятиями и категориями экологических правоотношений;
• правильно применять эколого-правовые нормы, принимать решения в сфере природопользования и охраны окружающей среды и совершать в этой сфере фактические и юридические действия в точном соответствии с законом;
• правильно составлять и оформлять документы в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
владеть
• эколого-правовой терминологией, навыками работы с эколого- правовыми актами; навыками анализа эколого-правовых явлений и экологических конфликтов в общественных отношениях в сфере природоохранной деятельности, разрешения экологических проблем и коллизий и принятия необходимых мер по защите экологических прав человека и гражданина.
Экологическое право в правовой системе Российской Федерации (общая характеристика)
На протяжении многих веков человек активно воздействует на природную среду в процессе ее использования для удовлетворения своих биологических и материальных потребностей. В условиях современной научно-технической революции, создания генной инженерии в агропромышленном комплексе, вступления человечества в фазы развития постиндустриального общества и современных информационных технологий масштабы этого антропогенного воздействия резко возросли.
Хозяйственная деятельность человека приобрела фактор глобального характера, сопоставимый с действием сил самой природы. В результате стали очевидными критические пределы влияния на природу сразу во многих отношениях: обнаружилась конечность запасов традиционных источников сырья и энергии, возросло загрязнение окружающей среды, нарушились естественные механизмы саморегуляции в биосфере, что привело к резкому и негативному изменению условий существования самого человека.
К сожалению, Россия входит в число самых неблагополучных стран, исходя из оценки качества окружающей природной среды. В 2007 г. Общественная палата РФ подготовила доклад "О состоянии окружающей среды в России", в котором констатируется, что 15% территории страны с населением более 60 млн человек фактически относятся к зонам чрезвычайной экологической ситуации, ежегодно в стране умирает до 40 тыс. человек от превышения предельно допустимого уровня загрязнения атмосферного воздуха. На такой стадии развития цивилизации обострение экологических проблем поставило общество перед необходимостью рациональной организации и специального регулирования хозяйственной деятельности, направленных на гармонизацию экономических и экологических интересов.
Это объективно привело к появлению у государства и новой функции – экологической (см. параграф 1.4 учебника), целью которой является создание научно обоснованного государственного эколого-правового и экологоэкономического механизмов управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В связи с этим необходимо отметить особое место правового регулирования в системе средств, обеспечивающих осуществление экологической функции государства. Поэтому и у права, как социального явления, также появилась новая функция – экологическая, благодаря которой правовыми средствами закрепляется определенный режим, устанавливающий принципы и порядок рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, экологические требования, обязательные для всех субъектов хозяйственной деятельности. Возникновение у права новой функции повлекло и появление такой формы законотворческого процесса, как "экологизация" законодательства путем создания эколого-правовых норм.
В то же время противоречия между экономическими и экологическими потребностями общества всегда были, есть и будут, поэтому важно найти оптимальный баланс между ними. Но изначально человечество к поиску этого баланса не стремилось, так как господствовала концепция потребительского отношения к природе. Можно вспомнить небезызвестного советского ученого И. В. Мичурина, призывавшего покорять природу, а не ждать от нее милостей. Сегодня такая точка зрения считается тупиковым и пагубным путем для человеческой цивилизации.
Концепция техногенного развития, в соответствии с которой все экологические проблемы представлялись разрешимыми чисто технологическими средствами, также оказалась несостоятельной. Сформулированная в конце XIX в. идея биосферного развития также не смогла послужить поиску баланса экологических и экономических потребностей общества, так как эволюция на Земле достигла рубежа, на котором биосфера начала заменяться на техносферу (модификация природных объектов в технические).
В 1990-х гг. мировое признание получила концепция перехода к устойчивому развитию, обеспечивающая сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды, природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей не только нынешнего поколения, но и будущих.
Россия не осталась в стороне и в нашей стране на уровне Указов Президента РФ также была утверждена "Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" и "Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития".
В результате осознания значимости охраны окружающей среды и провозглашения приоритета природоохранных мероприятий в природопользовании для обеспечения нормальной жизнедеятельности еще в советский период российской государственности в конце XX в. произошло становление и дальнейшее развитие экологического права.
Таким образом экологическое право России стало представлять собой самостоятельную комплексную отрасль национальной правовой системы, нормы которой регулируют общественные отношения но рациональному и эффективному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды с целью сохранения и воспроизводства природных ресурсов, а также оздоровления и улучшения качества естественной среды обитания человека в интересах удовлетворения жизненных потребностей настоящих и будущих поколений людей.
Природа является интегрированным объектом использования и охраны. Однако право интересуют не все ее компоненты, а только такие природные объекты, использование и охрана которых регулируются правом, имеют естественное происхождение, находятся в экологической взаимосвязи с природной средой и представляют социально-экономическую ценность для общества.
В число объектов, которые обладают необходимыми признаками, входят как отдельные природные ресурсы – земля, леса, воды, недра, животный мир, атмосферный воздух, так и природные комплексы – заповедники, заказники, национальные природные парки, лечебно-оздоровительные зоны, а также окружающая человека среда: населенные пункты, промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные зоны и т.д. Законом охраняются также естественные экологические системы и озоновый слой атмосферы земли.
Субъекты экологического права подразделяются па следующие категории:
– хозяйствующие субъекты (физические и юридические лица);
– неправительственные и некоммерческие общественные организации;
Правительство РФ;
– специально уполномоченные федеральные органы государственной власти и должностные лица;
– субъекты РФ;
– органы местного самоуправления;
Российская Федерация – как субъект международного экологического права.
Система экологического права состоит из трех частей: Общей, Особенной и Специальной. В состав Общей части входят такие институты, как право собственности на природные ресурсы, право природопользования, государственное управление и контроль в сфере экологии, ответственность за нарушения экологического законодательства. Особенная часть охватывает земельное, лесное, горное, водное, фаунистическое право, правовую охрану атмосферного воздуха, особо охраняемых природных объектов и территорий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Специальная часть регламентирует участие Российской Федерации в международно-правовой охране окружающей природной среды (загрязнение Мирового океана, правой режим использования Антарктиды, Ближнего космоса, природных экологических систем и заповедников, находящихся под эгидой ЮНЕСКО).
Рассматривая принципы экологического права, необходимо отметить, что наряду с традиционными для всех отраслей российского права принципами (законности, гласности, единства нрав и обязанностей и т.д.), экологическому праву присущи и свои специфические принципы, являющиеся фундаментом регулирования общественных отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды. К их числу относятся:
– приоритет интересов народов, проживающих на соответствующих территориях;
– презумпция экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности;
– приоритет мероприятий, направленных на охрану окружающей среды;
– рациональный, эффективный и комплексный подход в природопользовании;
– платность использования природных ресурсов.
К числу основных источников экологического права относятся: Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные нормативные акты, регулирующие экологические правоотношения. Особое место среди них занимает Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который условно называют "мини-экологическим кодексом России". Он является базовым нормативным актом, определяющим основы экологической политики государства, главные задачи, принципы и направления правового регулирования в сфере охраны окружающей среды. Важнейшими нормативными актами, регламентирующими правовой режим отдельных видов природных ресурсов, являются: Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-Φ3, Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ, федеральные законы от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире", Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" и др.
Среди подзаконных нормативных правовых актов особое значение имеют Указы Президента РФ от 04.02.1994 № 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", от 01.04.1996 № 440 "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", от 12.05.2009 № 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года". Также к числу источников экологического права относятся Климатическая доктрина Российской Федерации, утвержденная распоряжением Президента РФ от 17.12.2009 № 861-рп, и Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р. В связи с разграничением полномочий в системе государственного управления помимо вышеназванных правовых актов к источникам экологического права относятся и нормативные правовые акты субъектов Федерации. В частности, в Республике Башкортостан в 2000 г. принят закон "Об экологическом мониторинге", а в Московской области на уровне закона была утверждена целевая программа "Экология Подмосковья на 2007–2008 годы".