Основы деятельности психолога бюро МСЭ
Основополагающие позиции МСЭ изложены в следующих документах:
• Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
• постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
• приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. № 327 "Об утверждении Устава федерального государственного учреждения "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы";
• постановление Правительства РФ от 20 февраля
2006 г. № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом";
• приказ Минздравсоцразвития России от 29 ноября
2007 г. № 733 "Об утверждении Административного регламента Федерального медико-биологического агентства по исполнению государственной функции по организации проведения медико-социальной экспертизы, по организации деятельности по установлению связи заболевания (смерти) с профессией, а также причинной связи заболевания, инвалидности или смерти с воздействием особо опасных факторов физической, химической и биологической природы";
• постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 247 "О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом";
• приказ Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1013н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы";
• приказ Минздравсоцразвития России от 17 ноября 2009 г. № 906н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы". К федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России) Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее — Федеральное бюро), главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий (далее — главные бюро), имеющие филиалы — бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее — бюро). На современном этапе используется следующее понятие МСЭ.
Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей свидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничения жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойкими расстройствами функций организма.
Основанием для признания гражданина инвалидом служит сочетание следующих факторов:
1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
2) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
3) необходимость мер социальной защиты, включая реабилитацию.
МСЭ осуществляется исходя из комплексной оценки состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных освидетельствуемого лица.
Клинико-функциональная диагностика базируется на традиционных положениях клинической медицины и МСЭ.
Клинико-функциональный диагноз определяется на основе данных детального обследования освидетельствуемого лица с использованием диагностических методов, а также анализа медицинских документов.
Клинико-функциональный диагноз должен содержать следующие основные характеристики: клиническую (нозологическую) форму основного заболевания; осложнения; стадию патологического процесса; течение заболевания; характер нарушения функций организма; степень функциональных нарушений; клинический прогноз.
Стадия патологического процесса определяется при заболеваниях, имеющих клинические классификации с рубрикацией стадии развития (начальная, развитая, далеко зашедшая) либо числовые обозначения (первая, вторая и т.д.).
Течение заболевания — прогрессирующее, стационарное (стабильное), рецидивирующее — оценивается в зависимости от динамики процесса, темпа его прогрессирования, периодов обострения.
Указание характера нарушения функций предусматривает отнесение функциональных расстройств по принадлежности к четырем основным группам:
1) нарушение психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции, воля, сознание);
2) нарушение сенсорных функций (зрение, слух, обоняние, осязание);
3) нарушение статодинамической функции;
4) нарушение функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.
Степень функциональных расстройств определяется согласно классификации нарушений функций организма по степени выраженности, предусматривающей выделение четырех основных степеней нарушений:
• первая степень незначительные нарушения функций;
• вторая — умеренные;
• третья — выраженные;
• четвертая — значительно выраженные.
К ограничению отдельных категорий жизнедеятельности приводит нарушение здоровья преимущественно с умеренно выраженными и значительно выраженными стойкими нарушениями функций организма (второй, третьей, четвертой степени). Незначительные расстройства (первая степень) относительно редко служат причиной ограничения жизнедеятельности и инвалидности.
Клинический прогноз — предсказание исхода болезни. Он оценивается на основании комплексного анализа клинико-функциональных характеристик нарушения здоровья освидетельствуемого лица, течения заболевания, приведшего к ограничению жизнедеятельности, возможности лечения, а также с учетом известных научно-методических сведений о типичных исходах данного патологического процесса.
Клинический прогноз может трактоваться как благоприятный, неблагоприятный или сомнительный.
Благоприятный прогноз — возможность стабилизации или улучшения состояния здоровья, уменьшения степени нарушений функций организма, приводящих к ограничению жизнедеятельности.
Неблагоприятный прогноз — невозможность стабилизации состояния здоровья, остановки прогрессирования патологического процесса и уменьшения степени нарушений функций организма, приводящих к ограничению жизнедеятельности.
Сомнительный прогноз также называют неопределенным.
Психологическая диагностика базируется на теоретических основах отечественной психологии. Она направлена на распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития личности, на определение состояния конкретного объекта психической деятельности.
Психологический диагноз устанавливается психологом на основании результатов психодиагностического исследования и должен содержать следующие основные характеристики, т.е. оценки:
- состояния высших психических функций и динамики психической деятельности (структура дефекта и степень выраженности);
- нарушений эмоционально-волевой сферы (неустойчивость, ригидность-пластичность, возбудимость, уровень тревожности) в виде описания нарушений и степени выраженности;
— особенностей личности (ценностная ориентация, мотивационная сфера, самооценка, уровень притязаний).
Первый компонент психологического диагноза содержит характеристику состояния высших психических функций (память, внимание, мышление, речь, восприятие) и параметры, характеризующие динамику психической деятельности.
Эмоционально-волевой аспект психологического диагноза включает в себя чувства, аффекты, эмоции, настроения и отражает субъективную реакцию на действительность.
Личностный компонент отражает совокупность внутренних условий через которые преломляются внешние воздействия, и определяет способ взаимодействия инвалида с окружающей средой.
В каждой составляющей психологического диагноза предусматривается выделение четырех степеней выраженности нарушений психических свойств, состояний функций и других элементов психологического диагноза.
Первая степень нарушений — наиболее легкая, может выражаться в небольшом объеме нарушений психических функций, свойств, состояний, в незначительно выраженных проявлениях этих нарушений, которые могут быть компенсированы. Подобные расстройства могут иметь эпизодический характер и быть спровоцированы повышенной или длительной нагрузкой, возникновением стрессовых ситуаций и т.п.
Наличие первой степени предполагает, что способность к выполнению соответствующей категории жизнедеятельности сохранна, имеющиеся нарушения лишь затрудняют ее осуществление.
Вторая степень нарушений — более стойкие, но умеренно выраженные расстройства высших психических функций, нарушения динамики психической деятельности (тугоподвижность, инертность или патологическая лабильность психических процессов), стойкие эмоционально-волевые нарушения (эмоциональная ригидность, повышенная отвлекаемость на внешние раздражители), выраженные личностные изменения (особенности ценных ориентации), мотивационно-личностные нарушения, психический инфантилизм. Такие нарушения ограничивают реализацию различных категорий жизнедеятельности (по объему и степени сложности).
Третья степень нарушений — стойкие и выраженные расстройства высших психических функций, нарушения динамики психической деятельности (структурные нарушения и снижение уровня мнестико-интеллектуальных процессов, выраженное снижение обучаемости, выраженная истощаемость, сопровождающаяся снижением качества работы), выраженные эмоционально-волевые нарушения, выраженные личностные изменения. Такие нарушения препятствуют обучению и вызывают социальную дезадаптацию.
Четвертая степень нарушений — стойкие значительно выраженные нарушения высших психических функций, невозможность выполнения длительной деятельности, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, полностью дезорганизующие деятельность или делающие невозможным включение больного в деятельность; личностный дефект, обусловленный некритичностью, неадекватной самооценкой, деформацией или несформированностью мотивационной сферы. Подобные нарушения делают практически невозможным осуществление большинства категорий жизнедеятельности.
Экспертиза трудоспособности и профессиональной ориентации и направленности инвалида как аспект психологической диагностики включает в себя диагностику профессионально значимых функций и способностей, определение профессиональной пригодности инвалида в круге доступных для него по стоянию здоровья профессий, оценку способностей, склонностей, профессиональных интересов инвалидов, а также, совместно с врачами-экспертами, осуществление профессионального подбора и профессиональной направленности инвалида. Эксперт-психолог также осуществляет первичную психокоррекцию ценностных ориентации, трудовых установок и мотивов, формирование реабилитационной активности, изучает и оценивает способности инвалида к профессиональному обучению и переобучению.
Социальная диагностика предусматривает анализ социально-бытовых и профессионально-трудовых данных освидетельствуемого лица. При анализе социально-бытовых факторов оцениваются семейное положение, социально-бытовые взаимоотношения, жилищно-бытовые условия, материальное положение, условия социально-бытовой и социально-средовой адаптации освидетельствуемого лица, возможность выполнения бытовой деятельности и (или) зависимость от технических вспомогательных средств, других лиц, способность к независимому существованию, самостоятельному проживанию, в том числе способность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению, способность контролировать свое поведение.
В результате анализа может быть дана Вперед оценка социально-бытового статуса освидетельствуемого лица:
— социально-бытовой статус не нарушен;
— социально-бытовой статус нарушен вследствие ограничения отдельных категорий жизнедеятельности (способность к самообслуживанию, передвижению, общению, ориентации и т.п.) различной степени выраженности.
Оценка профессионально-трудовых данных как аспекта социальной диагностики проводится с учетом следующих характеристик: уровень образования (общего и профессионального); основная профессия (специальность); квалификация; профессиональный маршрут; общий трудовой стаж; профессиональный стереотип; соответствие психофизиологических требований, предъявляемых основной профессией состоянию здоровья инвалида; профессия, в которой работает больной или инвалид па момент освидетельствования; условия и организация его труда; рациональность трудоустройства; установка инвалида на труд; сохранность его профессиональных знаний и навыков; уровень профессиональных притязаний, способность к приобретению знаний, овладению навыками.
На основе анализа перечисленных данных выносится суждение о сохранности либо о нарушении профессионально-трудового статуса освидетельствуемого лица вследствие ограничения способности к трудовой деятельности и (или) способности к обучению, дифференцированного по трем степеням выраженности.
Ограничения жизнедеятельности представляют собой социальные последствия нарушений здоровья, способные привести к социальной недостаточности человека, необходимости его социальной защиты и реабилитации.
Определение потребности инвалида в социальной помощи и защите — важная функция МСЭ.
Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равной с другими гражданами возможности участия в жизни общества (ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Основной причиной, обусловливающей потребность инвалидов в социальной защите, служит их неспособность вследствие ограничения жизнедеятельности к самостоятельному проживанию, к поддержанию социальных связей, к обеспечению экономической независимости и т.д.
Определение потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной помощи и защиты включает определение конкретных способов и методов, при помощи которых имеющиеся нарушения функций и ограничений жизнедеятельности могут быть устранены, компенсированы или замещены, в том числе мерами реабилитационного характера.
Комплексная оценка перечисленных понятий клинико-функционального, психологического, социального и профессионального аспектов позволяет вынести суждение о наличии и степени ограничений отдельных категорий жизнедеятельности у освидетельствуемого лица, определить его реабилитационный потенциал и разработать индивидуальную программу реабилитации, включающую комплекс медицинских, психологических, социальных мероприятий и программу профессиональной реабилитации инвалида.
Реабилитация инвалидов — процесс в системе медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. В состав реабилитации инвалидов входят: — реабилитация медицинская, состоящая из восстановительной терапии (физические методы реабилитации — электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия и другие методы), механические методы реабилитации — механотерапия, кинезотерапия, массаж и другие методы; нетрадиционных методов лечения (мануальная терапия, рефлексотерапия, фитотерапия), лечебной физкультуры, трудотерапии, логопедической помощи, психотерапии, реконструктивной хирургии, ортопедической помощи (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь, иное протезирование, другие виды протезной помощи), санаторно-курортного лечения (курорт, профиль), технических средств реабилитации (калоприемник, устройства для введения пищи, тренажеры и другие технические средства), другие мероприятия, услуги, технические средства;
- психологическая, включающая психологическое сопровождение мероприятий (медицинская, профессиональная, социальная реабилитация), психологическое консультирование, психокоррекцию, психотерапию, осуществление психологической помощи семье (обучение жизненным навыкам, персональной сохранности, социальному общению, социальной независимости; содействие в решении личных проблем, консультирование по правовым вопросам, обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятий физкультурой, спортом и туризмом);
- профессиональная, включающая профориентацию (профинформирование, профконсультирование, профотбор, профподбор), обучение (переобучение), профобразование (профподготовка), трудоустройство, обеспечение средствами труда, адаптированными для инвалида, профессионально-производственную адаптацию;
- социальная, включающая социально-бытовую ориентацию социально-бытовую адаптацию, оборудование квартиры, обеспечение спецтранспортом и иными средствами передвижения, средствами самообслуживания и ухода за инвалидом.
Цели реабилитации состоят в восстановлении социально-психологического статуса инвалида, преодолении социально-психологических барьеров в целях успешной социально-психологической адаптации, использовании компенсаторных функций организма инвалида для устранения или компенсации ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушениями здоровья со стойким расстройством функций организма.