Лекция 6. ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Административное право — это отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании — в процессе осуществления государственно -управленческой деятельности).

Основная особенность административного права в том, что оно регламентирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления), т.е. в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе.

Предметом административного права РФ является регулирование общественных отношений в сфере действия исполнительной власти.

Говоря о предмете административного права как отрасли, необходимо выделить ряд групп общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли:

1) отношения в системе "государство — общество — человек", для которых в большинстве случаев характерно обязательное участие государства в лице его органов (прежде всего исполнительной власти) и должностных лиц; нередко эти отношения возникают по инициативе государства, например при привлечении лица к административной ответственности;

2) отношения в системе исполнительной, законодательной и судебной ветвей государственной власти;

3) правовые отношения между гражданами, например в случае, когда один гражданин требует от другого прекратить нарушение общественного порядка. Однако третьим лицом здесь обязательно должны выступать государственный орган или должностное лицо исполнительной власти;

4) отношения по обеспечению соблюдения общественного порядка и безопасности.

Указанные общественные отношения характеризуются тем, что, во-первых, через них опосредуется закрепленная в Конституции РФ государственная политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; во-вторых, в них выражается многообразное ОГЛАВЛЕНИЕ особого вида государственной деятельности по реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти (исполнительная, или государственно-управленческая, деятельность); в-третьих, в этих отношениях выражаются приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.

В целом указанные общественные отношения являются управленческими и составляют предмет административного права.

Управленческие отношения в зависимости от их особенностей подразделяются на следующие виды:

а) между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей);

в) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации), организациями;

г) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, организациями, в частности по вопросам финансового контроля;

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, организациями (коммерческие структуры и т.н.);

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Во всех названных видах управленческих отношений участвует тот или иной исполнительный орган. Административное право выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению правом управления.

Административно-правовые отношения делятся также на вертикальные и горизонтальные.

Для вертикальных отношений характерна субординационная связь между субъектом и объектом управления. Они ярко характеризуют отношения власти и подчинения. Для них не свойственно равенство. Вертикальные отношения возникают между соподчиненными субъектами, вышестоящими и нижестоящими. Среди них можно назвать отношения, возникающие между Минобороны России и командованием военных округов. Обязательным признаком данного вида отношений является наличие у одной из сторон этих отношений властных полномочий либо большего объема таких полномочий по отношению к другой стороне.

Выделяют следующие особенности вертикальных административно-правовых отношений:

1) юридическое и фактическое неравенство сторон при указанных отношениях. Это главный признак, характеризующий данный вид отношений, где властные полномочия сосредоточены в руках управляющей стороны;

2) из неравенства сторон вытекает формула подчинения одного субъекта другому, которая является определяющей для характеристики административно-правовых отношений вертикального типа;

3) для этих отношений характерна юридическая зависимость управляющей стороны от управляемой, что предопределяется наличием определяющих властных полномочий у соответствующего органа исполнительной власти;

4) возникновение административно-правовых отношений возможно и между несоподчиненными участниками, тем не менее и в этом случае одна из сторон вправе издавать обязательные для исполнения другой стороной юридические документы. Возможно, здесь можно говорить о координации, являющейся особым видом подчиненности.

Для горизонтальных отношений характерно то, что они возникают между субъектами, не подчиненными друг другу органами исполнительной власти. Это отношения между двумя федеральными министерствами, между департаментами какой-либо федеральной службы.

Выделяют также активные и пассивные, постоянные, временные и эпизодические административные правоотношения.

Срок действия постоянных правоотношений не является определенным, но при соответствующей ситуации они могут прекратить свое существование. Так, в случае ликвидации какого-либо федерального органа исполнительной власти прекращаются отношения между ним и Правительством РФ.

Примером временных отношений могут служить отношения между МВД России и временными отделами внутренних дел (ВОВД) в Чеченской Республике, фактически выполняющими на территории этого субъекта функции районных управлений внутренних дел.

Как и любая отрасль права, административное право выполняет регулирующую и охранительную функции.

Особенностью регулирующей функции административного права является то, что оно является необходимым условием реального существования иных отраслей права, создает своего рода инфраструктуру, в которой реализуются их нормы.

Например, без государственного принуждения в случаях угрозы общественным отношениям все отрасли права оказываются беспомощными, поэтому законодатель устанавливает административную ответственность за тс или иные деяния.

Заметим, что административное право тесно связано с уголовным, однако административное право призвано предотвращать ущерб общественным отношениям, который может перерасти в преступление. Например, установление административной ответственности за правонарушения в сфере дорожно-транспортного движения предотвращает более опасные последствия (например, гибель людей), за которые следует уже уголовная ответственность. Административное право, по сути, призвано воплотить нормы иных отраслей права в реальность и защитить правоохраняемые отношения от любых посягательств.

Предмет административного права определяет сферу правового регулирования данной отрасли, круг общественных отношений, которые упорядочиваются посредством административно-правовых норм. Методами административного права являются следующие способы воздействия отрасли на общественные отношения:

1) предписание — это возложение юридической обязанности совершить те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой. Одной из форм данного метода является принуждение, т.е. использование возможностей государственного механизма для обеспечения выполнения установленных в нормативных актах положений. Важно, что административное принуждение применяется не только для защиты административно-правовых норм, но и норм других отраслей права. Например, обращение взыскания судебным приставом-исполнителем на имущество организации-должника (гражданское право) может сопровождаться применением мер административного принуждения;

2) запрет — возложение юридической обязанности воздержаться от совершения определенных действий;

3) дозволение — разрешение совершать определенные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, либо воздержаться от их совершения.

К функциям административного права относятся следующие.

1. Правоисполнительная — выражается в том, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.

2. Правотворческая является выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.

3. Организационная исходит из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно "поддерживается" нормами административного права.

4. Координационная имеет целью обеспечение эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.

5. Правоохранительная обеспечивает как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

Система административного права достаточно сложна, что вызвано, в первую очередь, отсутствием единого кодифицированного закона. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ, хотя и называется иногда административным кодексом, таковым не является, так как содержит только часть административного права — нормы административной ответственности. Структура КоАП во многом повторяет структуру УК, разделяясь на Общие положения и Особенную часть. Однако КоАП содержит и те нормы, которые имеют процессуальный характер (органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях; порядок производства по делам об административных правонарушениях; порядок исполнения административных наказаний).

Большое количество положений административного права находится как в актах других отраслей права, так и в иных нормативных правовых актах, поэтому разделить систему административного права на общую и особенную части можно с определенной долей условности.

По сложившейся традиции в рамках общей части административного права выделяются нормы и институты, определяющие:

— предмет и метод правового регулирования отрасли;

— характеристику административно-правовых норм;

— особенности административно-правовых отношений;

— иерархию источников административного права;

— статус участников административно-правовых отношений;

— основу организации и деятельности органов исполнительной власти;

— формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления;

— механизм обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок обжалования неправомерных действий;

— вопросы административной ответственности и административного принуждения.

Структура особенной части административного права обусловлена отдельными сферами государственного управления, среди которых, в частности, выделяют:

— управление экономической сферой, которая, в свою очередь, подразделяется на управление государственным имуществом; общие вопросы управления предпринимательской деятельностью; управление антимонопольной деятельностью; управление промышленностью; управление сельским хозяйством; управление транспортом; управление связью; управление жилищно-коммунальным хозяйством и т.п.;

— управление социально-культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием; управление в области науки; управление в области культуры; управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.п.;

— управление административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны; управление в области безопасности; управление внутренними делами; управление иностранными делами; управление в области юстиции.

В административном праве отсутствует единый перечень принципов. В КоАП называются принципы, определяющие ОГЛАВЛЕНИЕ важного, но не единственного блока административного права — законодательства об административных правонарушениях: равенство перед законом (ст. 1.4), презумпция невиновности (ст. 1.5), обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением (ст. 1.6).

Административному праву присущи принципы как общеправовые, свойственные всем отраслям российской системы права, межотраслевые, характерные для группы отраслей, имеющих публично-правовую направленность (конституционное, административное, уголовное, уголовный процесс), так и принципы, подчеркивающие индивидуальность административного права как отрасли.

К общеправовым принципам применительно к административному праву, в частности, относятся:

— принцип равенства перед законом;

— законности;

— приоритетности интересов личности в жизни общества;

— гласности;

— ответственности.

В числе межотраслевых можно выделить такие принципы, как:

— принцип презумпции невиновности;

— федерализма;

— разделения властей;

— признания местного самоуправления и разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.

Наконец, есть значительное количество принципов, которые считаются административно-правовыми. Как правило, они определяют ОГЛАВЛЕНИЕ каких-то определенных сфер административно-правового регулирования. Так, можно выделить принципы государственной гражданской службы; установления единого порядка лицензирования на территории РФ и др.

Под субъектом административного права понимаются лицо или организация, которые в соответствии с законодательством могут быть участниками регулируемых административным правом управленческих отношений, носителями соответствующих прав и обязанностей.

К числу индивидуальных субъектов относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие, должностные лица.

К коллективным субъектам относятся объединения граждан, в том числе организации — государственные и негосударственные.

Государственные организации как субъекты административного права — органы исполнительной власти (государственного управления); государственные предприятия, учреждения и различного рода их объединения (корпорации, концерны и т.п.); структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные организации как субъекты административного права — общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); трудовые коллективы; органы местного самоуправления; коммерческие структуры; частные организации.

Важное значение имеют источники административного права — официальные способы внешнего выражения и закрепления норм административного права.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников, к числу которых относятся следующие.

1. Конституция РФ — как источник административного права содержит, например, конституционные нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. 22, 24—25, 27, 30 35); определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. 77, 110—117); разграничивающие предметы ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ (ст. 71—73).

Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав РФ; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

2. Законодательные акты РФ, а также ее субъектов (например, Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").

3. Нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения (например, Указ Президента РФ от 5 октября 2009 г. № 1107 "Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации" ).

Источниками административного права являются и указы высших должностных лиц субъектов РФ.

4. Нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ). Например, постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации"

Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств субъектов РФ.

5. Нормативные акты федеральных министерств, служб и агентств РФ, а также исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Например, приказ Минэкономразвития России от 12 февраля 2010 г. № 53 "Об утверждении Порядка обеспечения доступа к информации о деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации".

6. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления (ст. 132 Конституции РФ).

7. Межгосударственные соглашения, в которых также могут найти выражение административно-правовые нормы (например, Соглашение Правительств государств — членов Евразийского экономического сообщества от 9 июня 2009 г. "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами").

8. Нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов), являющиеся источниками административного права внутриорганизационного характера. Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования, например, правилами внутреннего трудового распорядка. В некоторых случаях нормативные акты государственных корпораций, концернов могут выходить за границы данных коллективных образований (например, в сфере топливно-энергетического комплекса).