Основополагающие документы во внутренней и внешней политике

Основополагающими документами в этой области являются:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Концепция внешней политики Российской Федерации;

3) Концепция национальной безопасности Российской Федерации;

4) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года;

5) Военная доктрина Российской Федерации;

6) Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года;

7) Доктрина информационной безопасности Российской Федерации;

8) Концепция государственной политики Российской Федерации в области международного научно-технического сотрудничества;

9) Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года;

10) Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации;

11) Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации;

12) Закон от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации";

13) Закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";

14) Экологическая доктрина Российской Федерации;

15) Климатическая доктрина Российской Федерации;

16) Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации;

17) Стратегический курс России с государствами – участниками Содружества Независимых Государств;

18) Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации;

19) Национальная стратегия противодействия коррупции;

20) Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию;

21) Концепция государственной национальной политики Российской Федерации.

РФ в условиях членства в ВТО

Процесс присоединения РФ к предшественнику ВТО – ГАТТ в качестве полноправного члена был начат в 1992.

Перечислим основные этапы этого процесса:

1) 1993 г. – Президент РФ Ельцин вручил официальное заявление правительства РФ о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника;

2) создана рабочая группа, преобразованная после учреждения ВТО в рабочую группу по присоединению РФ к ВТО;

3) 1994 г. – передача в секретариат Меморандума о внешнеторговом режиме РФ;

4) 1994 г. – официальное заявление о присоединении к ВТО;

5) 1993 г. – образована Межведомственная комиссия по ГАТТ, в 1997 г. – преобразована в Комиссию при Правительстве РФ по вопросам ВТО;

6) в соответствии с установленной процедурой переговоры о присоединение РФ к ВТО проходят в рамках специальной рабочей группы, состоящей из представителей стран – членов ВТО, которые заинтересованы в проведение переговоров с кандидатом об условиях его членства в организации. Эти страны должны в письменной форме зафиксировать заявление о поддержки вступления РФ в ВТО. В противном случае каждое из государств может тянуть и откладывать предъявление РФ своих требований по тем или иным позициям, чтобы вынудить ее принять для себя выгодные условия при дефиците времени перед подписанием соглашения;

7) по требованию рабочей группы готовят Меморандум о торговом режиме, после его изучения начинаются переговоры об условиях присоединения по следующим направлениям: по доступу на рынок товаров (цель – определение максимального уровня ставок таможенных пошлин по всей товарной номенклатуре ВЭД, право на применение которых РФ получит после присоединения к ВТО); по сельскому хозяйству; по доступу на рынок услуг; по системным вопросам (связаны с применение мер, которые РФ должна предпринять в области законодательства). Переговоры проходят в Секретариате ВТО в Женеве на многосторонней основе – по системным вопросам; неформальные консультации с участием заинтересованных лиц – по сельскому хозяйству; на двусторонней основе в Женеве и Москве – по доступу на рынок товаров и услуг;

8) в результате переговоров формируется пакет документов: Протокол о присоединении (краткий документ, констатирующий завершение переговоров, содержит рекомендации рабочей группы странам – членам ВТО принять кандидата) и Приложения к Протоколу о присоединении (включают доклад рабочей группы, обязательства по доступу на рынок товаров и услуг, обязательства по сельскому хозяйству);

9) после обсуждения результатов деятельности рабочей группы Генеральным Советом принимается решение о приеме нового члена в ВТО. Кандидат и члены ратифицируют Протокол о присоединении в национальном парламенте, извещают об этом ВТО, и страна становится полноправным членом.

В 2012 г. было принято окончательное решение о приеме Российской Федерации в ВТО. Следует отметить, что юридически РФ – полноправный член ВТО, а фактически ей предстоит семилетний адаптационный период.

Выполнение обязательств в рамках ВТО будет включать в себя существенные торговые и инвестиционные меры либерализации. Эти меры будут иметь крупные последствия для притока ПИИ в Россию во всех трех секторах, эффект от которых будет более выражен только после полного перехода России к стандартам ВТО. Это – сектор услуг, производственный сектор и первичный сектор российской экономики.