В.2. Основные задачи курса и проектируемые результаты его освоения
Исходя из предмета науки управления человеческими ресурсами и требований новых образовательных стандартов высшего профессионального образования (ВПО), в основе которых заложен компетентностный подход, целью и задачами дисциплины управления человеческими ресурсами являются следующие параметры.
Цель: изучение проблем современной теории и практики управления человеческим ресурсами на макро-, мезо- и микроуровне.
Задачи: обеспечение формирования компетенций в соответствии с видами профессиональной деятельности, включая:
- анализ процессов формирования человеческих ресурсов;
- анализ демографической ситуации;
- анализ трудовой миграции и рынка труда;
- участие в разработке и реализации кадровой стратегии организации;
- участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии с кадровой стратегией организации;
- планирование деятельности кадровых служб организации;
- участие в формировании управленческой структуры организации;
- организацию работы исполнителей (команды исполнителей) для выполнения работ по управлению человеческими ресурсами;
- разработку и реализацию проектов, направленных на развитие системы кадрового обеспечения организации (подготовка кадров, коучинг и др);
- контроль деятельности подразделений, работников (аудит и контроллинг персонала);
- мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;
- учет и анализ трудовых показателей (информационно-аналитическая деятельность);
- оценку производительности труда и эффективности использования человеческих ресурсов;
- организацию предпринимательского труда.
В результате изучения учебной дисциплины слушатели должны: знать:
o основные результаты новейших исследований по проблемам управления человеческими ресурсами;
o методологию, методы и инструменты количественного и качественного анализа процессов управления человеческими ресурсами и прогнозирования их;
o современные теории систем мотивации и вознаграждения работников;
o методологию и методы системного решения задач стратегического планирования и управления человеческими ресурсами;
o основные информационные технологии управления человеческими ресурсами;
уметь:
o ставить цели и формировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
o выявлять внешнюю и внутреннюю среду организации, оценивать ее влияние на динамику кадров (профессионально-квалификационный аудит);
o проводить аудит и анализ трудообеспечения организации, выявлять узкие места и обосновывать перспективные направления научных исследований;
o анализировать внутренний и внешний рынок труда, разрабатывать инновационную, социальную и кадровую политику;
o управлять формированием и использованием интеллектуально-креативных ресурсов организации, повышением производительности деловой активности;
владеть:
o методологией и методикой проведения научных исследований;
o навыками самостоятельной научно-исследовательской работы;
o методологией и методами решения системных проблем;
o научной методологией и информационными технологиями для прогнозирования и управления человеческими ресурсами;
o культурой мышления, умением быстро разрешать проблемы, логически верно, аргументированно и ясно излагать устную речь, сочетать креативность, гибкость, коммуникабельность, выстраивать отношения с людьми и организациями;
o навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;
o навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других;
o навыками разработки и внедрения кадровой политики, планирования потребности в рабочей силе, деловой оценки и подбора персонала, формами и методами обучения персонала, управления карьерой;
o методами компенсационного менеджмента, мотивации и вознаграждения работников;
o навыками дисциплинарной практики, контроля за трудовой и исполнительской дисциплиной, применения мер дисциплинарных взысканий;
o навыками анализа конкурентоспособности стратегии компании в области подбора, привлечения кадров, эффективного использования затрат на персонал;
o методами проведения аудита и контроллинга персонала, устранения выявленных недостатков;
o методами организации и проведения коучинга, повышения профессионально-квалификационного уровня работников;
o методами разрешения конфликтных ситуаций в организации.
По итогам изучения курса слушатели должны обладать следующими компетенциями (которые вытекают из приобретенных знаний, умений и навыков):
а) общекультурными:
o способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень, самостоятельно осваивать новые методы исследования;
o способностью самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения;
o способностью принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия;
o навыками публичных деловых и научных коммуникаций;
б) профессиональными:
o способностью организации управления человеческими ресурсами компании (фирмы, банка и др.);
o способностью управлять формированием и использованием интеллектуально-креативных ресурсов организации, повышением производительности труда;
o способностью применять научную методологию и информационные технологии для прогнозирования потребности и формирования человеческих ресурсов;
o способностью организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности персонала;
o способностью разработки и реализации кадровой политики, планирования потребностей в рабочей силе;
o способностью быстро разрешать проблемы, логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь, сочетать креативность, гибкость, коммуникабельность, выстраивать отношения с людьми и организациями;
o способностью разрабатывать и реализовывать эффективную социальную политику в организации, применять современные методы компенсационного менеджмента, мотивации и вознаграждения работников;
o способностью применять современные методы обучения персонала, управлять карьерой;
o способностью эффективно использовать дисциплинарную практику, осуществлять контроль за трудовой и исполнительской дисциплиной;
o способностью эффективно взаимодействовать по кадровым вопросам с профсоюзами, трудовым коллективом, внешними организациями; разрешать на основе трудового законодательства трудовые споры и конфликты в коллективе;
o способностью разрабатывать и реализовывать программы организационных изменений, преодолевать локальное сопротивление изменениям;
o способностью анализировать конкурентоспособность стратегий компании в области подбора, привлечения и эффективного использования работников;
o способностью анализировать бюджетирование, затраты на рабочую силу, осуществлять аудит и контроллинг труда и персонала.
Заложенный в основу курса компетентностный подход реализуется но соответствующим главам и параграфам учебника.
Курс "Управление человеческими ресурсами" носит межотраслевой характер и тесно связан с другими дисциплинами: основами менеджмента, стратегическим менеджментом, компенсационным менеджментом, экономикой труда, трудовым правом, организационным поведением, лидерством, креативной экономикой и др.
Взаимосвязь курса со смежными дисциплинами позволяет, не подменяя свой предмет изучения, использовать весь арсенал смежных наук в качестве инструментария исследования проблем УЧР.
Данный курс также широко использует методические подходы и учебный инструментарий аналогичного курса управления человеческими ресурсами, читаемого в университетах Европы и США.