Предисловие
Предлагаемый учебник рассчитан на студентов-бакалавров направления подготовки 050100.62 "Педагогическое образование" и входит в состав основной литературы учебно-методического обеспечения дисциплины "Литературоведение".
Процесс изучения учебной дисциплины "Литературоведение" направлен на формирование следующих компетенций:
– способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
– готов к литературоведческому анализу текстов с учетом знаний об уровневой системе литературы в единстве содержания и формы (СК-8).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
– предмет и задачи литературоведческой науки;
– базовые литературоведческие понятия и термины;
– работы ведущих ученых-литературоведов;
уметь:
– применять полученные знания и умения в процессе теоретической и практической деятельности в области литературоведения;
владеть:
– основными методологическими подходами в сфере литературоведения.
Данный учебник ориентирован на требования, обязательные при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 050100.62 "Педагогическое образование". Он содержит базовые сведения по литературоведению и состоит из трех частей. В первой части учебника разъясняется происхождение и смысл литературоведческих понятий и терминов, как традиционных, так и новейших, а также возможности их практического применения. Во второй части прослеживаются основные вехи развития литературы в контексте литературных эпох и литературных направлений с целью выявления общих принципов создания мирообраза в античной литературе, в средневековой и т.д., вплоть до начала XXI столетия. В третьей части дается краткая характеристика основных этапов развития литературно-критической мысли с момента ее зарождения до наших дней.
Авторы учебника стремились продемонстрировать постоянную изменчивость эстетических критериев в различные эпохи и в то же время выявить их тесную связь, хотя связь эта может принимать и форму отталкивания от позиций предшественников. Чтобы обеспечить преемственность между школьным и вузовским уровнями образования, большинство примеров, приводимых в книге, почерпнуто из русской и зарубежной классики, которая изучается в средней школе и на филологических факультетах вузов.
Лекция первая
Лекция I. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины
Литературоведение – одна из древнейших отраслей филологического знания. Это наука, но наука особого рода, практически неотделимая от изучаемого ею искусства слова. В самом деле, литературоведческие исследования, мысль которых прямолинейна, а язык беден, не только широкую аудиторию, но и специалистов не заинтересуют. И напротив, можно привести немало примеров, когда, казалось бы, чисто литературные проблемы волнуют многих. Статьи и книги В. Белинского, Д. Писарева, Н. Добролюбова, Н. Чернышевского, Ап. Григорьева, Ю. Тынянова, Д. Лихачева, Ю. Лотмана становились объектом широкого общественного внимания, чему способствовали как глубина и оригинальность мышления названных авторов, так и их умение писать живо и образно.
Понятно, что талант есть необходимое условие всякой научной деятельности: логическая последовательность рас- суждений и четкое и изящное формулирование выводов в равной степени характеризуют труды и выдающихся физиков, и математиков, и биологов. Однако в литературоведении проблема формы особенно важна. Литературовед является почти что "соавтором" художника, и от таланта исследователя, его вкуса и такта во многом зависит раскрытие возможностей литературного шедевра. Статья или книга, написанные темно и вяло, пусть даже речь идет о произведении блестящего стилиста, едва ли кого-то смогут заинтересовать.
Литературоведение складывается из трех основных дисциплин.