Основные виды транспортных услуг
Все многообразие вариантов транспортного обеспечения логистики формируется на основе системы транспортных услуг.
Транспортными услугами мы будем называть любые виды деятельности, осуществляемые транспортными операторами для клиентуры за вознаграждение.
Транспортные услуги делятся на следующие основные группы: перевозочные услуги;
- предоставление транспортных средств в распоряжение клиента;
- терминальные услуги;
- дополнительные услуги, связанные с подготовкой и выполнением транспортировки.
Перевозочные услуги
Перевозки представляют собой основной вид транспортной деятельности. Общей их особенностью является наличие заключаемого в той или иной форме между транспортным оператором и клиентом договора перевозки (см. гл. 8).
Перевозки в зависимости от характерного расстояния делятся на дальние и местные (рис. 6.3). Дальние перевозки, в свою очередь, подразделяются:
- по принадлежности пунктов отправления и назначения -на международные и внутригосударственные;
- по характеру обслуживания — на линейные и чартерные;
— по участию в перевозке одного или нескольких видов транспорта — на унимодальные (выполняемые одним видом транспорта) и мультимодальные (см. гл. 10).
Рис. 6.3. Классификация перевозочных услуг
Дальние перевозки осуществляются всеми вилами транспорта и обеспечивают:
- устойчивые транспортные связи между странами, экономическими районами, населенными пунктами, промышленными зонами за счет рационального построения маршрутной сети;
- достижение эффекта масштаба при транспортировке за счет применения транспортных средств максимально возможной грузоподъемности и концентрации грузовой работы на терминалах;
- обеспечение необходимых временных характеристик транспортного обслуживания на основе формирования привлекательных для клиентуры расписаний движения транспортных средств.
Эффективность дальних перевозок во многом зависит от наличия в пунктах маршрута условий для быстрой погрузки и разгрузки транспортных средств и площадей для накопления достаточных партий грузов. Поэтому в современных транспортных системах дальние перевозки выполняются, как правило, между терминалами.
Дальние перевозки являются сферой межвидовой и внутривидовой конкуренции транспортных операторов, при этом конкурировать могут унимодальные (выполняемые одним видом транспорта) и интермодальные транспортные сервисы. Эффективность планирования и организации дальних перевозок во многом зависит от качества решения задач рационального выбора вида транспорта и транспортного оператора.
Международные перевозки выполняются между пунктами, расположенными на территории разных государств, и характеризуются следующими особенностями:
- грузовые перевозки регулируются соответствующими многосторонними и двусторонними международными договорами, которые устанавливают условия соответствующего договора перевозки, требования к транспортным средствам и персоналу, правила перевозок отдельных видов грузов, стандарты безопасности и т.д. Наличие системы таких договоров, положения которых могут отличаться от норм транспортного законодательства отдельных стран и имеют над ними приоритет, позволяет создать унифицированную правовую среду для международных перевозок и торговли;
- международные договоры, о которых говорилось выше, не описывают исчерпывающим образом всех аспектов выполнения международных перевозок. Условия, не определяемые международными договорами, устанавливаются национальными законами, правилами и обычаями, требования которых в разных странах и в разных регионах могут существенно различаться. Так, в морских перевозках очень велико значение так называемых портовых обычаев — местных портовых правил, которые касаются режима работы порта, порядка захода судов в порт, их обслуживания в порту и выхода из порта, погрузки, разгрузки, хранения, перевалки грузов и т.д. Портовые обычаи могут различаться даже в соседних портах одной страны (см. параграф 8.1);
— условия организации и выполнения международных перевозок тесно связаны с условиями сделки купли-продажи перевозимого товара, которые, в большинстве случаев, устанавливаются на основе выбора того или иного базиса поставки в соответствии с системой INCOTERMS (см. параграф 8.5);
- важным фактором, непосредственно влияющим на эффективность международных перевозок, является необходимость выполнения комплекса процедур, связанных с пересечением транспортными средствами и перевозимыми товарами государственных границ пограничных, таможенных, санитарных, специальных и т.д.
Указанные особенности определяют особые требования к квалификации и опыту операторов, предлагающих услуги в секторе международных грузовых перевозок.
В зависимости от характера обслуживания дальние перевозки разделяются на линейные и чартерные.
Линейные перевозки (liner servicesy, характеризуются следующими особенностями:
- выполняются регулярно по определенным маршрутам между объявленными пунктами;
— маршруты, расписания, тарифы и другие условия обслуживания публикуются и остаются неизменными в течение определенного периода времени (квартал, полугодие), а об их изменении оператор сообщает заблаговременно;
— услуги линии доступны для любого клиента, заинтересованного в обслуживании;
- правила предоставления услуг, установленные оператором линии, едины для всех пользователей.
По линиям перевозятся грузы, принадлежащие многочисленным клиентам. Тип и грузоподъемность транспортных средств, периодичность отправления и другие характеристики линий определяются оператором в зависимости от сложившихся или прогнозируемых параметров грузопотока на данном направлении.
По морским, сухопутным и воздушным грузовым линиям, которые являются главными звеньями интермодальных транспортных систем, доставляются наиболее дорогие грузы. Транспортная составляющая в их конечной стоимости, как правило, не превышает 5%. Поэтому решающим фактором, обеспечивающим конкурентоспособность линейного сервиса, является не цена перевозки, а удобное для клиентуры расположение конечных и промежуточных пунктов, частота сервиса и пунктуальность в выполнении расписания.
Линейный сервис может быть срочным (работа в соответствии с точным заранее объявленным расписанием) или регулярным (объявляется гарантированное количество отправлений в неделю / месяц, а расписание уточняется в зависимости от текущего спроса).
Заявленное расписание или периодичность сервиса должны соблюдаться вне зависимости от текущего спроса на услуги линии. Тарифы должны выдерживаться в течение заявленного срока независимо от колебаний рыночной конъюнктуры. Только при этом условии линейный сервис становится привлекательным для пользователей, позволяя им надежно планировать процесс товародвижения в цепи поставок.
Линейные сервисы могут быть организованы по нескольким схемам (рис. 6.4).
"Обычная" линия имеет ряд промежуточных пунктов, наличие которых позволяет оператору линии привлечь дополнительные грузы и повышает гибкость услуги для грузовладельцев за счет возможности изменения пунктов погрузки или выгрузки. Вместе с тем каждый дополнительный промежуточный пункт снижает экономическую эффективность линии за счет потерь времени и, в ряде случаев, за счет удлинения маршрута, а также повышает риски нарушения расписания.
Маятниковые линии, не имеющие промежуточных пунктов, получили в современных транспортных системах широкое распространение, поскольку они наиболее просты в организации, обеспечивают наибольшую надежность и минимальную себестоимость перевозок. Маятниковые линии являются важной составной частью транспортных сетей, построенных по принципу "ступица-спица" (см. параграф 4.5).
Круговые линии позволяют оператору избежать потерь, связанных с дисбалансом грузопотоков. Движение транспортных средств на круговой линии может быть организовано в обоих направлениях, но грузоподъемность транспортных средств или частота отправлений могут при этом быть различными для "прямого" и "обратного" колец. В практике морских контейнерных перевозок известны кругосветные линии подобного типа.
Рис. 6.4. Варианты организации линейных сервисов:
а "обычная" линия с промежуточными пунктами; б — маятниковая линия; в — круговая линия
Чартерные перевозки (charter) имеют следующие особенности:
- они не связаны с постоянным обслуживанием определенных направлений;
- они выполняются транспортным оператором на основании договора, заключаемого с единственным клиентом (принцип "одно транспортное средство — один груз");
- договор заключается на перевозку одной грузовой партии или на определенный период времени;
- условия обслуживания и тарифы являются результатом соглашения сторон и могут в широких пределах меняться от одного контракта к другому.
На основе чартера доставляются, как правило, относительно дешевые грузы (наливные, насыпные, навалочные), стоимость которых позволяет отправителю накопить достаточно крупную партию для получения эффекта масштаба при перевозке. В ряде случаев чартерная перевозка организуется для индивидуальной доставки крупных единичных дорогостоящих грузов, например спутника к месту запуска, трансформатора для электростанции и т.п.