Основные виды подзаконных нормативных правовых актов по охране труда
Согласно постановлению Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда. В нее входят:
– межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;
– строительные и санитарные нормы и правила; правила и инструкции по безопасности;
– правила устройства и безопасной эксплуатации;
– своды правил по проектированию и строительству; гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда.
Правила по охране труда
Основная задача правил по охране труда – помочь работодателю организовать и поддерживать безопасные условия труда в организации.
Правила по охране труда – это нормативный правовой акт, устанавливающий требования но охране труда, обязательные для исполнения при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов, отдельных видов работ, эксплуатации производственного оборудования, установок, агрегатов, машин, аппаратов, а также при транспортировании, хранении, применении исходных материалов, готовой продукции, веществ, отходов производств и т.д.
В соответствии с Перечнем видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399, в систему нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда, входят межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М) и отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О).
Межотраслевые и отраслевые правила по охране труда обозначают следующим образом: ПОТ – правила по охране труда; Р – Россия; М – межотраслевые; О – отраслевые; 001 – присвоенный номер; 200_ – год утверждения. Например, Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте обозначаются ПОТ РМ-012-00.
Межотраслевые правила по охране труда утверждаются Минздравсоцразвития России, отраслевые правила – соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с указанным министерством.
Действие отраслевых правил может быть распространено на другую отрасль по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, утвердившим правила. В этом случае руководитель федерального органа исполнительной власти издает приказ о распространении действия правил на соответствующую отрасль экономики. Минздравсоцразвития России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, утвердившим отраслевые правила, может распространить их действие на другие отрасли экономики.
При внесении изменений в законодательство РФ об охране труда действующие правила по охране труда подлежат корректировке или отмене независимо от установленного срока их действия.
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда (п. 3.6) в межотраслевые и отраслевые правила по охране труда рекомендуется включать главы:
1. Общие требования.
2. Требования охраны труда работников при организации и проведении работ.
3. Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений) для обеспечения охраны труда работников.
4. Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, для обеспечения охраны труда работников.
5. Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, для обеспечения охраны труда работников.
При необходимости в межотраслевые и отраслевые правила по охране труда могут быть включены другие главы.
Правила подлежат государственной регистрации в порядке, установленном постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". Решение о направлении правил на регистрацию в Минюст России принимается юридической службой федерального органа исполнительной власти, который утвердил правила. Федеральные органы исполнительной власти организуют издание утвержденных правил и обеспечение ими в установленном порядке заинтересованных организаций.