Основные установки и принципы демократии
Демократия — это одна из основных форм политической самоорганизации общества. Комплекс институтов и организаций, структура и функционирование которых основываются на либерально-демократических мировоззренческих и ценностных постулатах, нормах, установках, составляет политическую систему демократии. В настоящее время существует несколько теорий демократии, основными из которых являются плюралистическая, партиципаторная (или демократия участия), рыночная, плебисцитарная, консоциативная, представительная, народная, социалистическая. Наиболее распространенной из этих теорий является плюралистическая.
Одним из важнейших принципов, на которых зиждется современная демократия, является система разделения властей, обеспечивающая сдержки и противовесы в отношении трех названных выше ветвей.
Ключевое место среди этих принципов занимает политическое равенство всех без исключения граждан перед законом на основе принципа "один человек — один голое".
Демократия характеризуется плюрализмом интересов, наличием множества конкурирующих и в то же время взаимодействующих между собой заинтересованных групп. Исключая монополию на власть со стороны какого-либо одного лица, социальной группы, партии и т.д., либерально-демократическая модель постулирует идею самого широкого выбора во всех сферах общественной жизни. Согласно этому положению все лица, контролирующие политические властные структуры, должны периодически, через строго установленные периоды, переизбираться и быть ответственными перед своими избирателями.
Безусловно, предполагается соблюдение и правительством, и оппозицией, партиями и заинтересованными группами "правил игры", суть которых состоит в общепринятом согласии на мирную передачу власти от одной (побежденной) партии к другой (победившей) в ходе избирательного процесса, ротация власти на всех ее уровнях, соблюдения других норм и принципов парламентаризма и плюрализма.
Особое значение имеет то, что в отличие от тоталитарной и авторитарной моделей, где сила занимает статус первого или главного аргумента, призванного решать возникающие в обществе конфликты путем нанесения противной стороне поражения, в демократической модели сила отодвинута на задний план и оставлена "про запас" в качестве последнего аргумента для использования в случае необходимости, а конфликты решаются путем соглашений, компромиссов, судебных разбирательств и т.д.
Конституционные основания демократии
Демократический характер политической системы определяется тем или иным основополагающим документом, прежде всего в форме конституции, которая фиксирует гражданские свободы и права человека, плюрализм, договорную систему и принцип представительства. Важное значение для развития демократической теории имело формирование и утверждение идеи о необходимости ограничений политической власти для того, чтобы правительство реализовало свои основные функции обеспечения общего блага.
Принцип конституционного правления, который прошел сложный и длительный путь формирования и эволюции, стал в некотором роде материальным воплощением идеи ограничения правительства в рамках народного согласия. Что же такое конституционное правление и конституция? Говоря о "конституции государства", Аристотель имел в виду его сущностное ОГЛАВЛЕНИЕ, или структуру. В аналогичном духе говорилось о "конституции человека".
В таком широком смысле любое государство имеет свою "конституцию". У древних греков конституция означала форму правления, следовательно, считалось, что все шесть форм правления, которые выделял Аристотель, имели конституции. Причем конституция, по представлениям античных мыслителей, включала не только абстрактный остов системы управления, но и некий этос (или дух), скрепляющий этот остов, наделяющий его живой плотью.
Конституция, независимо от ее формы, включает принципы организации, законы, правила, нормы, регулирующие деятельность государства. В узком смысле, когда говорят, например, о конституционном режиме, то имеется в виду, что этот режим или правительство подлежит определенным ограничениям и действует в соответствии с установленными правилами и нормами, а не произвольно, по своему усмотрению.
Под "конституционализмом" понимается также комплекс теорий или идей, характеризующих и обосновывающих конституционные принципы. С самого начала конституция была призвана поставить закон выше личности правителя, кем бы он ни был. Главная идея конституции — это разделение и ограничение власти для оптимального обеспечения свободы. Заслугу отцов-основателей американской конституции лорд Эктон видел в том, что им удалось решить проблему, которая веками волновала многих политических философов и мыслителей. Суть этой проблемы состояла в следующем: как наделить государство достаточными властными полномочиями, чтобы оно было способно обеспечить общественный порядок и эффективность управления, и в то же время ограничить эти полномочия, с тем чтобы исключить незаконное ущемление гражданских свобод?
Конституция определяет горизонтальное и вертикальное распределение прерогатив между различными ветвями и уровнями власти, фиксируя то, какие органы или ветви осуществляют соответствен но законодательные, исполнительные и судебные функции, как они формируются, как взаимодействуют друг с другом, какими правилами, нормами и процедурами в своих действиях руководствуются. Тем самым конституция четко очерчивает рамки и формы коллективной политической борьбы, смены правительства, взаимодействия правительства и оппозиции, принятия политических решений и т.д.
В этом пункте вопрос о конституционализме соприкасается со сферой демократии и демократических институтов. И это естественно, поскольку в наши дни конституционное правительство — это по своей сути демократическое правительство. Почти все писаные конституции содержат декларацию относительно основных органов и ветвей власти, возлагаемых на них властных прерогатив, того, как они связаны друг с другом и как они сдерживают и ограничивают друг друга.
В случае, когда та или иная страна не имеет писаной конституции, важнейшие институты правления устанавливаются исторически, так же утверждаются их прерогативы и рамки. Знаменитое выражение Наполеона о том, что конституция должна быть "краткой и туманной", отражает реальность эпохи, в которой конституции являются сводами правил с широкими потенциальными возможностями для злоупотреблений. В современных условиях жизнеспособность конституции измеряется пределами, в которых она обеспечивает эффективное функционирование таких фундаментальных институтов власти, как суды, законодательные собрания, исполнительные органы, политические партии и т.д.
Конституция обеспечивает необходимый уровень и основу легитимизации государственного правового порядка. Любая конституция, заслуживающая этого названия, включает в себя следующие основополагающие положения: правление закона, конституционные права, реализация которых обеспечивается механизмом разделения властей, сдержек и противовесов. Конституция должна четко очертить формы и рамки политической борьбы.
Демократическая конституция выполняет три основополагающие функции: 1) выражение согласия народа, в силу которого устанавливается само государство; 2) фиксация определенной формы правления; 3) предоставление и одновременно ограничение властных полномочий правительства.
Например, английская конституция (большей частью неписаная) представляет собой, по сути, общую сумму властных полномочий, которыми, как считает палата общин, в качестве представителя народа в рамках доктрины о полновластии парламента она владеет. Эта "сумма" меняется в зависимости от конкретного периода.
Конституция федеральной республики (например. Российской Федерации) включает сумму определенного перечня властных прерогатив, от которых составляющие федерацию субъекты отказались и передали центральному правительству. Субъекты федерации также приняли собственные конституции, в соответствии с которыми они пользуются всей полнотой власти во всех вопросах, кроме тех, решение которых они делегировали центральному правительству.
Унитарные государства имеют конституции, представляющие собой не просто перечень властных полномочий, а свод общих политических принципов, оставляющих широкое поле для маневра законодательной и исполнительной ветвям власти.
Конституция фиксирует фундаментальные принципы политического устройства, а не постоянно меняющиеся законы. Этим принципам подчиняются все законы государства и действия правительства, которые должны согласовываться с конституционными нормами. В этом смысле конституцию можно рассматривать как своеобразную узду на политическую власть, призванную не допустить неограниченного господства последней над обществом и людьми. В этом контексте конституция дополняет существующие в обществе противовесы власти, такие как общепринятые морально-этнические правила и нормы системы ценностей, промежуточные институты (семья, община, церковь, заинтересованные группы и др.).
Иначе говоря, ограничения составляют краеугольный камень конституционализма, и поэтому та или иначе система ограничений занимает центральное место в любой конституции, заслуживающей этого названия. Утверждение тех или иных специфических путей и средств реализации правительственных действий уже по самому своему факту запрещает другие пути и средства. Но конституции, как правило, идут дальше и ограничивают власть, устанавливая пределы прерогатив правительства и фиксированные процедуры, по которым оно действует.
Разумеется, нет и не может быть совершенной демократии, однако, несмотря на все ее недостатки, — это самая лучшая и самая гуманная форма правления из всех до сих пор известных. У. Черчилль говорил, что "демократия — ужасная форма правления, если не считать всех остальных". Демократическая форма правления действительно характеризуется многими недостатками и связана с целым рядом издержек. Но при всем том человечество еще не придумало более эффективной, и вместе с тем более соответствующей воле большинства членов общества и одновременно духу свободы личности, формы правления.
Достоинства демократии могут быть сомнительны, но пороки диктатуры самоочевидны. Очевидны относительность, временная и пространственная ограниченность парламентаризма, системы представительства, всеобщего избирательного права и других атрибутов демократии. Они не способны раз и навсегда разрешить все стоящие перед обществом проблемы. Решение одних проблем чревато возникновением новых, порой еще более серьезных проблем, но это не может служить достаточным основанием для потери веры в саму демократию.
Демократия есть прежде всего фундаментальная установка, своего рода шкала ценностей, определенная концепция человека и его места в обществе. В некотором смысле демократия представляет собой также образ жизни, базирующийся на фундаментальном постулате о равенстве всех людей перед законом и праве каждого члена общества на жизнь, свободу и частную собственность.
Что касается современных условий парламентской демократии, всеобщего голосования, плюрализма партий и политических организаций, представляющих разного рода заинтересованные группы, то очевидно, что ни одно правительство не может завоевать власть без согласия и доброй воли большинства избирателей. Здесь состояние умов общества, социально-психологический климат, общественное мнение имеют немаловажное значение.
Очевидно, что демократия обладает собственными механизмами и институтами, призванными обеспечить ее стабильность и эффективное функционирование. Одним из таких ключевых механизмов является правовое начало демократического государства. Его значимость столь велика, что о современном демократическом государстве говорят как о государстве правовом.
Представление о правовом государстве основано на двух основополагающих принципах: на принципе порядка в государстве и принципе защищенности гражданина. В правовом государстве каждый человек вправе рассчитывать на предсказуемость, последовательность и надежность принимаемых решений, знает свои права и обязанности, четко определенные законом. Главная цель правового государства — гарантировать права и свободы граждан. Однако для этого необходимо, чтобы и граждане в свою очередь проявляли уважение к законам и институтам существующей системы. Правовое государство стремится установить такой единый и обязательный для всех граждан правовой порядок, который обеспечивал бы им возможно меньшую зависимость от прихотей власть предержащих.