Лекция XI. Основные трактовки постмодерна
Состояние культуры, сформировавшееся в последние десятилетия XX в. в развитых странах, получило название "эпоха постмодерна", а постмодернизм - это концепция, осмысляющая специфику этой эпохи. Термин "постмодернизм" впервые был употреблен в книге Р. Панвица "Кризис европейской культуры" (1917); впоследствии он был использован у Ф. де Ониза для обозначения авангардистских поэтических опытов начала XX в., радикально отторгающих литературную традицию; позже в работах А. Дж. Тойнби с 1939 по 1947 г. было конституировано ОГЛАВЛЕНИЕ понятия "постмодерн" как обозначающего современную (начиная с Первой мировой войны) эпоху, радикально отличную от предшествующей эпохи модерна; в конце 1960-70-х гг. данное понятие использовалось для фиксации новых тенденций в литературе, архитектуре; начиная с 1979 г. (после работы Ж.-Ф. Лиотара "Состояние постмодерна") постмодернизм утверждается в статусе культурфилософской теории, фиксирующей специфику эпохи с середины 1950-х гг. (хотя точка отсчета этой эпохи не является общепризнанной и некоторыми исследователями (К. Батлер, И. Хассан) отодвигается к концу 1930-х гг.). Наиболее авторитетные теоретики этой эпохи - Р. Барт, М. Бланшо, Ж. Бодрийяр, Дж. Ваттимо, В. Вельш, П. Вирильо, Ф. Гваттари, Ж. Делёз, Фр. Джеймисон, Ю. Кристева, Ж.-Ф. Лиотар, А. Б. Олива, Д. Фоккема, М. Фуко, И. Хассан, У. Эко и др.
Понятийные средства, необходимые для описания феноменов культуры и выявления социокультурных оснований постмодернистского видения мира, сформировались в постмодернистской философии; несмотря на программное дистанцирование постмодернизма от рационалистической философии, постмодернистские изыскания - это все же продолжение философской традиции, которая генетически восходит к неклассическому типу философствования (начиная с Ф. Ницше) и может быть названа постнеклассической философией. Среди разнообразных сфер теоретической мысли прошлого для постмодернизма оказались наиболее притягательными постструктурализм, структурный психоанализ, неомарксизм, феноменология, философия М. Хайдеггера, традиции постнаучного мышления, семиотики и структурной лингвистики, теория языковых игр. Кроме того, активным "поставщиком" концептуальных построений и соответствующей терминологии оказалась художественная практика, в которой, пожалуй, наиболее отчетливо проявились постмодернистские черты.
Постмодернизм как теоретическая концепция имеет бесспорный нарадигмальный статус, ибо в нем коллективными усилиями была выработана особая модель видения реальности (хаотической и фрагментарной), сложившейся в культуре на рубеже XX-XXI вв. Переход к конституирующемуся в современной культуре новому, нелинейному способу видения мира нуждается в особом языке для своего выражения. О необходимости выработки нового стиля мышления и нового языка писали многие философы XX в., в частности М. Фуко, который отмечал, что осуществляется формирование новой культуры, говорить о которой нельзя на "тысячелетнем языке диалектики". Новый понятийный аппарат предназначен для описания происходящей радикальной смены культурных парадигм. У любой эпохи, согласно У. Эко, есть собственный постмодернизм. Отличительной же особенностью постмодернизма XX в. оказалась его креативность в сфере выработки терминологии, обозначившей момент перехода и всевозможные оттенки этого процесса.
Обратимся к изложению отдельных идей, возникших главным образом в процессе художественной практики, ставших питательной почвой для постмодернистской теории, которая, со своей стороны, обеспечила этой практике необходимую аргументацию и концептуальное осмысление.