Основные типы текстовых категорий
В набор текстовых категорий, соответствующий отражательной коммуникативной концепции, включены тема (отражение предмета речи), тональность (отражение психологической установки автора текста и сверхлогического содержания общения), текстовое пространство и время (отражение обстоятельств общения) и композиция (отражение структурирования линейного речевого ряда, направленное на управление вниманием адресата). Большинство данных текстем носит понятийный характер. Исключение составляет композиция, структурная категория, универсальное ОГЛАВЛЕНИЕ которой - это целенаправленное смысловое связывание и линейное выстраивание фрагментов и частей (микротекстов) в единый текст.
Содержательные (понятийные) категории текста неравнозначны, и начать характеристику данных текстем следует с той из них, которая наиболее плотно связана с авторским замыслом и отличается наибольшей содержательной ёмкостью.
Тема текста - предмет целого речевого произведения. Это содержательное ядро текста, составляющее основу авторского замысла. Тема проходит через всё речевое произведение и сохраняется неизменной на всём его протяжении. Целостность текста в первую очередь основывается на единстве темы. Развёртывание темы по законам композиции создаёт целый текст. В крупном произведении тема делится па подтемы и микротемы, отражающие ОГЛАВЛЕНИЕ относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных частей текста.
Категория темы отражает затекстовую реальность (подлинную или вымышленную). Это функционально-семантическая категория, не имеющая аналога в языке, за исключением самого слова тема. В каждом тексте тема конкретна, хотя налицо и повторяемость, и типизация тем отдельных текстотипов. Обобщённую семантику данной категории можно сформулировать лишь абстрактно.
В качестве семантического ядра текста тема выражается и утверждается путём повторения функционально тождественных наименований предмета речи: Санкт-Петербург - город -он - Северная Пальмира - этот город - град Петров. Эти наименования - основные, в прямом и преобразованном (свёрнутом, развёрнутом) виде, их местоименные замены, языковые и контекстные синонимы, перифразы - цепочкой проходят через текст, создавая его смысловой стержень и обеспечивая тематическое единство целого речевого произведения. Все они относятся к элементным (в отличие от событийных) номинациям и образуют в тексте номинационные цепочки или, ближе к предмету рассмотрения, тематические цепочки. Основная тематическая цепочка проходит через весь текст и является средством выражения основной темы текста. Из её состава можно выделить имя темы - основную номинацию, обозначающую предмет речи непосредственно и лаконично. Дополнительные цепочки определяют объём подтем текста.
Тема выражается не только тематической цепочкой. Как правило, субстантивные номинации темы поддерживаются другими словоупотреблениями (субстантивными, глагольными, атрибутивными, адъективными и др.) со сходной или контрастирующей семантикой. Тематические цепочки с их распространителями образуют тематическое поле текста.
Номинативная по своей сути, категория темы имеет лексическое выражение. Опору тематической цепочки, как правило, составляет полнозначная лексическая единица в своей первичной функции: собственное имя, если объект им наделён (например, Пётр) и/или прямая общеупотребительная номинация (например, царь). Дополнительные номинации делятся на три типа: а) лексически новые, в число которых входят синонимы опорного наименования (самодержец), референтно-тождественные (Романов), перифразы (основатель Петербурга), таксономические номинации (монарх); б) трансформы: различные преобразования опорных единиц, развёрнутые (царь-плотник, Пётр Великий) или свёрнутые; в) субституты: неполнозначные вне контекста заместители опорной номинации, в основном, местоименные (он, сам, который).
В зависимости от функционального стиля и жанра в тематической цепочке текста занимают ведущее место то нейтральные, то стилистически окрашенные номинации, в разной мере разнообразится состав именований темы, организуются их чередования. Например, в языке публицистики тематическая цепочка из конкретно-предметных номинаций ориентирована на разнообразие даже в информационных жанрах:
Чем грозит озеро Восток?
В научном мире грядёт сенсация: скоро российские учёные проникнут в воды огромного озера, находящегося под ледяным панцирем толщиной 3,75 км в Антарктиде. Уникальность озера, получившего название Восток, в том, что оно находилось в изоляции от внешнего мира миллионы лет. Есть угроза, что оттуда выскочит неизвестная пауке нечисть, которая начнёт косить человечество.
На днях на полярную станцию "Восток" прибыл буровой отряд Российской антарктической экспедиции. Он расконсервирует скважину (сейчас её глубина 3720 м) и в январе возобновит бурение. Разработана технология, которая гарантирует стерильность: в озеро не должны проникнуть микроорганизмы извне. Что же касается страшилок, то наука для того и существует, чтобы с ними справляться. Специалисты-микробиологи разберутся, что в этом озере есть и насколько оно опасно (АиФ).
В научном стиле базовой единицей тематической цепочки, как правило, выступает термин, а в качестве дополнительных номинаций используются свёрнутые трансформы и синонимы (заимствованные слова > заимствования, заимствованная лексика), иногда с указательными словами (эти заимствования, такие заимствования), а также перифразы (слова, пришедшие из других языков) и местоименные замены (они).
Особо следует выделить тему субъектную, или Я-тему. Во множестве речевых ситуаций автор текста заявляет предметом разговора самого себя, обозначая этот предмет личным местоимением я и развивая мысль об этом предмете на общих основаниях: через подтемы и микротемы (моё мнение, моя семья, мои увлечения и т.п.). На этой основе говорящий связывает предметные темы с личным опытом, обеспечивая единое субъективное ОГЛАВЛЕНИЕ своих высказываний. Конечно, личность говорящего проявляется буквально во всей ткани текста, но если автор текста сосредоточен именно на автохарактеристиках и уделяет им целые фрагменты текста, демонстрируя их личностный характер, можно фиксировать наличие Я-темы:
И. - Троллейбусная остановка, все стоят, троллейбусы мимо проходят, машины рядом останавливаются, люди в магазин уходят, отъезжают. Я сижу в машине, и у меня, главное, в голове даже не повернулось, что надо закрыть двери-то.
Г. - Я всегда закрываю.
И. - У нас ключ торчит в зажигании, Олега нет. В. - А это самая большая ошибка оставлять ключ в зажигании. О. - Нет, а я всегда перестраховываюсь, я всегда запаковываюсь[1].
Помимо основных сигналов - местоимений я (мы) и мой (наш), Я-тема реализуется с помощью соответствующих личных форм глаголов, императивных глагольных форм, самоназваний говорящего (ваш покорный слуга, твоя дочь). Если речевое общение строится как активный диалог или полилог, то Я-тема характерна для речевой партии не одного говорящего.
Каждый функциональный стиль характеризуется собственным соотношением предметной темы и Я-тематики. Одни речевые разновидности предполагают активную разработку последней (в их числе некоторые жанры публицистики), другие почти полностью сосредоточены на неличных темах. Таким образом, речевое представление темы текста характеризуется стилевой предопределённостью.
Текстовое время (темпоральность) - категория, с помощью которой ОГЛАВЛЕНИЕ текста соотносится с осью времени: исторической перспективой действительности или её субъективным преломлением. Текст имеет двоякие соотношения такого рода: во-первых, он отображает определённый фрагмент действительности, вписанный в общую хронологию мира; во-вторых, в процессе порождения он сам развёртывается линейно, так что существует момент начала, темпоральной протяжённости и завершения текста. Вне данных отношений создать текст невозможно.
Философская интерпретация категории времени предполагает разграничение времени реального (однонаправленного, непрерывного, равномерного, необратимого) и перцептуального (времени в его субъективном восприятии, что приводит к значительному изменению реальной картины в человеческом сознании: ускорению и замедлению времени, его неоднонаправленности, дискретности и т.д.). Применительно к тексту можно говорить, соответственно, о времени объективном и субъективном. В лингвистике текста объективное (диктумное) время - это относительно адекватно отражённое в тексте реальное время: события текста ставятся в связь с реальными моментами, периодами, процессами в жизни личности и в мировом историческом процессе с его реальной хронологией. Объективное время применительно к порождению текста важно для его композиции: микротексты могут располагаться друг за другом в соответствии с последовательностью этапов события. Если приметы реальности не важны и время отражается на уровне идеальных сущностей, то возникает особый вариант объективного времени - концептуальное время. Субъективное (модусное, перцептуальное) время отражает такое восприятие реальности, при котором время в сознании личности приобретает существенные изменения (время тянется или летит, останавливается, прерывается, возвращается, искажается и т.п.). Обогащенной разновидностью субъективного времени является художественное время, - не просто устанавливающее связь содержания с осью реального времени и чувствами субъекта, но и создающее образное впечатление.
Для темпоральной структуры текста важна точка отсчёта -некоторый условный пункт - "векторный нуль", в опоре па который выстраивается вся темпоральная перспектива текста. Эта точка может принадлежать как объективному, так и субъективному времени, причём автор текста может сам условно находиться в этой точке: "я - сейчас" или "я - тогда", а может быть отстранён от неё. В тексте могут также сочетаться обе эти позиции.
Выражение категории текстового времени осуществляется с помощью лексических единиц, обозначающих моменты и отрезки времени, направление (вектор) времени, а также темпоральные отношения (время, год, мгновение, вчера, в прошлом году, вырасти, состариться, раньше, позже, потом, в тот период). Лексические сигналы времени могут быть полнозначными конкретными номинациями (неделя, минута, 11 сентября, весной), а могут иметь относительный характер (изредка, когда-то, будущее, несколько лет спустя, до того, после войны). Прямыми показателями времени являются даты; сема времени присутствует в названиях исторических событий и реалий, именах исторически значимых персонажей, обозначениях предметов быта определённой эпохи.
Для реализации текстового времени важна последовательность представления. Например, повествование как функционально-смысловой тип изложения основано на восприятии и представлении действительности в сё последовательно-временных связях. Изменение темпоральной точки зрения обозначается также фразовыми указателями перехода к новому состоянию сознания: вспоминается, как..; в детстве мы. .; надеюсь, что..; если заглянуть в будущее. Грамматическое время глагола, как правило, не имеет текстового значения. Лишь в разговорной речи эта категория семантизована: грамматическое настоящее указывает па реальное время протекания речи; прошедшее и будущее время - на соответствующие сферы реального времени. В остальных стилях с помощью форм глагольного времени осуществляется деление текста на фрагменты и устанавливается связь между этими фрагментами. Каждый функциональный стиль характеризуется типичной для него темпоральной организацией текста и темпоральными доминантами.
Текстовое пространство (локальность) - категория, с помощью которой ОГЛАВЛЕНИЕ текста соотносится с идеей пространства: местом текстовых событий, перемещением персонажей и т.д. Текстовое пространство может представлять собой воплощение реальной действительности или её субъективное преломление. Кроме того, текст не только отображает определённый фрагмент действительности, вписанный в общую пространственную картину мира, но и сам обладает пространственными характеристиками, т.е. существует как пространство - линейное и плоскостное. Вне данных отношений создать текст невозможно. Текстовое пространство, как и время, - обязательная содержательная составляющая речевого произведения.
В пределах основных типов категории пространства - объективного (диктумного) и субъективного (модусного) - выделяют концептуальное пространство (разновидность объективного на уровне логических абстракций) и художественное пространство (разновидность субъективного, создающая художественный образ пространства).
Для пространственной структуры текста важна исходная смысловая точка, указывающая на местоположение субъекта. Данная точка "здесь" или "там" может указывать па реальное положение автора относительно событий текста, постоянное или изменяющееся, а может носить условный характер.
Категория локальности имеет две разновидности: статическую (расположение в пространстве) и векторную (направление, перемещение в пространстве). Обе эти идеи выражаются с помощью соответствующей лексики (место, пространство, длина, ширина, далеко, близко; направляться, приближаться, уходить, кружиться), предлогов пространственного значения (на, под, около, над, к, из-за), топонимов и географических терминов, слов с потенциальными семами локальности (такими семами характеризуется вся конкретно-предметная лексика). Различные функциональные стили по-разному организованы в категориально-пространственном плане.
Категории текстового пространства и времени тесно переплетены. Они изоморфны (характеризуются однотипным речевым представлением) и в равной степени задают смысловые координаты текста, обозначают обстоятельства, в которые поставлен автор. В совокупности текстемы времени и пространства образуют особую комплексную категорию - текстовой хронотоп. Время и пространство - это универсальные свойства всего сущего. М. М. Бахтин писал: "Всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов"[2]. Всё это говорит о значимости данных категорий. При этом категория времени является доминирующим структурным основанием повествования, а категория пространства организует ФСТР описания.
Хронотоп совместно с субъектной позицией автора формирует ещё более сложную комплексную категорию, это локация текста. Трёхкомпонентная категория локации имеет несколько разновидностей: "я - здесь - сейчас", "я - там - тогда", "он - здесь -тогда", "он - там - сейчас" и др. Та или иная модель локации может распространяться на целый текст, а может формировать отдельные фрагменты и части текста.
Тональность (текстовая модальность) - категория, в которой находит отражение эмоционально-волевая установка автора текста, его психологическая позиция по отношению к излагаемому, а также к адресату и ситуации общения. Тональность тождественна субъективной модальности в её текстовом проявлении. В. В. Виноградов применял термин эмоциональный тон и считал возможным определять основной тон художественного произведения[3].
ОГЛАВЛЕНИЕ тональности составляют личное авторское видение темы и психологическое самораскрытие автора, обладающие, по закону эмоционального заражения, эффектом усиленного воздействия па адресата. Составные части данной текстемы: эмоциональная оценка, интенсивность (усиление, чрезмерность) и волеизъявление, при ведущей роли эмоциональных (эмотивных) составляющих.
Средства выражения тональности многообразны. В их числе эмоциональные междометия, модальные слова, эмоционально экспрессивная лексика, в том числе с суффиксами субъективной оценки, слова-иптепсификаторы, формы повелительного наклонения, средства экспрессивной фоники и синтаксиса, специальные приёмы выразительности (тропы и фигуры). К ним могут добавляться нейтральные языковые единицы с контекстной эмоциональной коннотацией, ритмические речевые средства эмоциональной экспрессии, композиционные приёмы экспрессивности.
По содержанию следует различать тексты с выраженной и с "нулевой" тональностью. Нейтральная (нулевая) тональность связана с объективностью изложения, малой значимостью психологической составляющей речевого общения. Такая реализация категории характерна для логизированных текстов, автор которых стремится отодвинуть своё я в пользу объективности изложения. Разновидности выраженной тональности разнообразны. Их список очень велик и вряд ли подлежит строгой классификации. Главное для исследователя в этой сфере - не типологизация видов тональности, а максимально достоверная квалификация каждой из них. В. В. Виноградов, например, определил тональность Жития протопопа Аввакума как "глубоко личный тон простодушно-доверчивого рассказчика, у которого рой воспоминаний мчится в стремительном потоке словесных ассоциаций".
В поиске типов выраженной тональности можно опереться на особенности авторского мировосприятия. Так, позитивная оптимистическая тональность характеризуется наличием положительных эмоциональных оценок, активной жизнеутверждающей энергией. Примером такого текста может послужить пушкинское: Мороз и солнце. День чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный. Пора, красавица, проснись! Пессимистическая тональность создаётся сниженными и отрицательными эмоциональными оценками, слабой энергией, общим апатичным настроем. В качестве примера вспомним строки А. Блока: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века - всё будет так. Исхода нет. Всего спектра конкретных разновидностей тональности данная дихотомия, разумеется, не покрывает.
Тональность может быть постоянной на протяжении целого текста, но чаще характеризуется переменчивостью и разнонаправленностью эмотивных, параметрических и волюнтативных характеристик. Каждый функциональный стиль характеризуется своей тональной картиной, в общих чертах повторяющейся от текста к тексту. Жанровая систематика функционального стиля уточняет общую картину, причём категория тональности иногда является важным жанрообразующим признаком (ср. такие жанры, как приказ и справка, интервью и допрос, речь на митинге и лекция).
Композиция - категория структурного характера, с помощью которой осуществляется выражение и развитие темы. Способом выражения композиции является группировка и последовательность содержательных частей текста, мотивированные замыслом автора. Если брать текст в статике, как законченное речевое целое, то композиция - это строение, расположение частей, структура речевого произведения. Если же трактовать текст как линейный ряд языковых единиц и процесс речевого общения автора и адресата, то под композицией следует понимать выстраивание последовательности частей, с помощью которой постепенно раскрывается целостный замысел автора.
Речевые единицы выражения данной текстемы: а) композиционный фрагмент (микротекст) - далее не делимая содержательная часть текста, относительно равная сверхфразовому единству (в монологе) или диалогическому единству; б) композиционный блок - объединение фрагментов, характеризующееся относительной содержательной самостоятельностью, структурной завершённостью и формальной выделенностью в тексте. Последняя достигается лексическими, грамматическими, контекстными, а также внешними способами (нумерация, абзацное выделение, пробел, в устной речи - пауза); в) композиционной часть содержательное и функциональное объединение нескольких блоков.
Универсальной статической структурой текста является трехчастная композиция, основные части которой - это композиционная рамка (вступление и заключение) и вписанная в неё основная часть. Каждая из композиционных частей текста обладает собственной коммуникативной целью. Вступление несёт психологическую нагрузку; основная часть содержит разработку темы, т.е. играет основную содержательную роль; заключение обобщает тему и придаёт тексту завершённость путём установления связи со вступлением. Композиционные части должны соответствовать характерным для конкретного жанра пропорциям и могут разграничиваться с помощью специальных логических связок, а в устной речи, дополнительно, с помощью темпа и пауз. Каждая из названных композиционных частей может делиться на блоки и фрагменты, причём к их структурированию предъявляются те же требования пропорциональности и выделенное™ компонентов. Особым композиционным блоком является заголовок. При малом речевом объёме он отличается большой смысловой ёмкостью, представляя собой "сгусток содержания" целого текста. Некоторые стили используют заголовочный комплекс: заголовок вместе с над- и подзаголовком; с эпиграфом.
Динамический аспект композиции связан прежде всего с порождением монологического текста и предполагает, что автору следует подобрать нужные компоненты, определить их отношение к цели и основной мысли текста, произвести группировку компонентов и, наконец, разместить отобранное в определённой последовательности, совмещая собственные установки и традиции жанра с интересами адресата. Готовый текст также может быть рассмотрен с динамической точки зрения.
Ещё в классической риторике выделены логические модели развёртывания темы в первом разделе основной части - изложении. Позднее эти модели стали распространять па всю основную часть, вписывая в них аргументацию. Первая из композиционных моделей - это естественный порядок изложения, соответствующий реальному развитию события. Позднее данный композиционный ход получил название исторического, или хронологического изложения. Ему противопоставляется модель искусственной группировки фактов, направленная па анализ излагаемого события. Данная модель имеет несколько разновидностей: композиционный ход дедуктивный (от общего к частному), индуктивный (от частного к общему), аналогический (сопоставительный), стадиальный, или ступенчатый (не предполагающий возвращения к уже рассмотренной позиции) и концентрический, напротив, предполагающий неоднократное возвращение к проблеме.
При разработке композиции текста автор должен учитывать соразмерность известного и нового, рационального и эмоционального, теоретического и фактического, негативного и позитивного. Конкретные пропорции материала определяются замыслом автора и возможностями адресата, корректируются законами стиля и жанра.
Лингвостилистическая характеристика композиции предполагает определение границ композиционных блоков, стандартности или нестандартности их строения, выявление признаков их внутреннего единства и способов невербального связывания.
Взаимосвязь основных категорий текста осуществляется по законам иерархии. На базе конструктивного принципа стиля выделяются доминирующие и подчинённые им категории. Статус доминирующей или подчинённой категории сказывается на качестве её речевой репрезентации и количественных характеристиках репрезентантов.